Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1032/2022 (2-5448/2021;) ~ М-5897/2021 от 27.12.2021

38RS0-60

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2022 года                                                                          г. Иркутск

    Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,

с участием представителя истца прокурора Эхирит-.... - помощника прокурора С.И,М,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Эхирит-....» к В,В.А,, В.А,К, о взыскании ущерба, причиненного животному миру вследствие незаконной рубки лесных насаждений,

УСТАНОВИЛ:

Истец Прокурор Эхирит-...., действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования «Эхирит-....», обратился в суд с исковым заявлением к В,В.А,, В.А,К,, в котором просит взыскать солидарно в бюджет муниципального образования «Эхирит- ....» ущерб, причиненный животному миру вследствие незаконной рубки лесных насаждений, в размере 225 274,92 руб. с перечислением средств согласно следующим реквизитам: банк получателя: отделение Иркутск/УФК по .... БИК , получатель: УФК по .... (Администрация МО «Эхирит- ....»), счет 40, лицевой счет ОКТМО , КБК (прочее возмещение ущерба).

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что приговором Эхирит-Булагатского районного суда от **/**/**** В,В.А,, В.А,К, признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 260, ч. 3 ст. 260 УК РФ. Приговор вступил в законную силу **/**/****.

Незаконная рубка 10 деревьев породы сосна указанными лицами совершена в квартале № 19 выдела № 8 технического участка № 6 Тугутуйского участкового лесничества Усть-Ордынского лесничества, в квартале № 97 выдела № 5 Тугутуйской дачи Тугутуйского участкового лесничества Усть-Ордынского лесничества.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в дельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Понятие охотничьих ресурсов закреплено в ст. 1 ФЗ № 209-ФЗ, под которыми понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с ФЗ № 209-ФЗ и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Согласно ч. 1 ст. 58 ФЗ № 209-ФЗ возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

На основании ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Расчет вреда, причиненного охотничьим ресурсам, производится согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2011 № 948.

Согласно подп. «б» п. 2 приказа от 08.12.2011 № 948 настоящая Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

При этом, согласно приказу от 08.12.2011 № 948 размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной или иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория трансформации, территория сильного воздействия, территория сильного воздействия и территория слабого воздействия).

В соответствии с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что вследствие незаконных рубок лесных насаждений, приведшей к уничтожению среды обитания охотничьих ресурсов на указанных лесных участках, ответчиками причинен вред охотничьим ресурсам, который оценивается в 225 274,92 руб., что подтверждается расчетами оценки вреда, произведенными министерством.

В соответствии с ч. 3 ст. ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно положениям ст. ст. 25, 42 ФЗ № 209-ФЗ для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Плата за пользование охотничьими ресурсами устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст. 48 ФЗ № 209-ФЗ регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания численности охотничьих ресурсов, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Решения органов государственной власти о регулировании численности охотничьих ресурсов принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния и других данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированной информации, содержащейся в государственном охотхозяйственном реестре, данных федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Таким образом, ответчики своими незаконными действиями, выразившимися в незаконной рубке лесных насаждений, уничтожили среду обитания охотничьих ресурсов на участке охотничьих угодий, тем самым нарушили интересы Российской Федерации как собственника лесных участков. В результате уничтожения ответчиками среды обитания охотничьих ресурсов в федеральный и областной бюджеты не поступили и не поступят средства от использования животного мира.

Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

С учетом изложенного, обращение прокурора с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты интересов Российской Федерации, направлено на устранение выявленных нарушений закона и профилактику наиболее тяжких последствий, которые могут возникнуть в результате действий ответчиков.

В судебном заседании представитель истца прокурора Эхирит-Булагатского района Иркутской области - помощника прокурора С.И,М заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении. Полагала, что требования Прокурора основаны на законе, следовательно, подлежат удовлетворению в полном объеме. В связи с неявкой ответчиков выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства, представив суду соответствующее заявление.

Ответчики В,В.А,, В,А,В, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки, ходатайств об отложении судебного заседания, возражений по существу иска суду не представили.

    Представитель третьего лица Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Усть-Ордынскому лесничеству в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором требования Прокурора поддержал, просил удовлетворить.

Суд в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков, в порядке заочного производства.

При рассмотрении дела в порядке заочного производства суд ограничивается исследованием доказательств, представленных истцом.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований исходя из следующего.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закона о животном мире) юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно статье 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии - исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Согласно разъяснениям, данным Верховным Судом Российской Федерации в пункте 45 Постановления Пленума от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», в случае невозможности возвратить в натуре незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанную из них продукцию суд на основании статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 56 Закона о животном мире должен решить вопрос о взыскании стоимости этих объектов.

Абзацем первым статьи 56 Закона о животном мире определено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Применению при определении ущерба подлежит Приказ Минприроды РФ от 08.12.2011 № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам» (далее - Методика), в соответствии с которым при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания; численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия, которая определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками); допустимый объем добычи каждого вида ресурсов; период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания.

Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что приговором Эхирит-Булагатского районного суда Иркутской области от 30.03.2021 В,В.А,, В.А,К, признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 260, ч 3 ст. 260 УК РФ. На основании с. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний В,В.А, назначено наказание в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком в 3 года. На основании с. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний В.А,К, назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком в 2 года.

Приговор суда вступил в законную силу 10.04.2021.

Из указанного приговора следует, что В,В.А, и В.А,К, совершили две незаконные рубки лесных насаждений группой лиц по предварительному сговору в значительном размере.

В результате незаконной рубки лесных насаждений был причинен ущерб лесному фонду Российской Федерации.

В подтверждение стоимости причиненного ущерба прокурор представил расчет ущерба, составленный Министерством лесного комплекса Иркутской области в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948, согласно которому размер ущерба, причиненный незаконными действиями ответчиков охотничьим ресурсам, вследствие незаконной рубки лесных насаждений в квартале № 19 выдела № 8 технического участка № 6 Тугутуйского участкового лесничества Усть-Ордынского лесничества, в квартале № 97 выдела № 5 Тугутуйской дачи Тугутуйского участкового лесничества Усть-Ордынского лесничества составил 225 274,92 руб.

Следует отметить, что в соответствии с Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп, Министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере охраны и использования объектов животного мира, в том числе в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области.

Учитывая, что вина ответчиков в незаконной рубке лесных насаждений подтверждена вступившим в законную силу приговором суда, расчет ущерба, причиненного охотничьим ресурсам произведен уполномоченным на то органом, сомнений в правильности не вызывает, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Прокурора и взыскании солидарно с Витязева В.А., Витязева А.К. в бюджет муниципального образования «Эхирит- Булагатский район» ущерб, причиненный животному миру вследствие незаконной рубки лесных насаждений, в размере 225 274,92 руб.

При этом суд учитывает, что сумма ущерба, причиненного охотничьим ресурсам в результате хозяйственной деятельности ответчиков, установлена в соответствии с Методикой исчисления ущерба животному миру и данная Методика подлежит применению. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалистов Министерства лесного комплекса Иркутской области, либо считать их недостоверными у суда не имеется.

С учетом положений статьи 36 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания являются законодательно установленными данными, подлежащими применению при расчет ущерба, причиненного животному миру.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» разъяснено, что для определения размера возмещения вреда судами подлежат применению утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.).

Таким образом, иной способ определения размера ущерба мог быть использован в случае отсутствия утвержденной методики.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчиков, не освобожденных от уплаты судебных расходов. В связи с чем, с ответчиков в доход местного бюджета в равных долях подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5 452,75 руб.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░-....» ░ ░,░.░,, ░.░,░, - ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░,░.░,, **/**/**** ░.░., ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░,░,, **/**/**** ░.░., ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 225 274,92 ░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░ ░░░░░░░/░░░ ░░ .... ░░░ 012520101, ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░»), ░░░░ 40, ░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░).

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░,░.░,, **/**/**** ░.░., ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░,░,, **/**/**** ░.░., ░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 452,75 ░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

        ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░ 2022 ░░░░.

    ░░░░░:                                          ░.░. ░░░░░░░░░░░

2-1032/2022 (2-5448/2021;) ~ М-5897/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Эхирит-Булагатского района ИО
Ответчики
Витязев Анатолий Кириллович
Витязев Виктор Анатольевич
Другие
ТУ Министерства лесного комплекса по Усть-Ордынскому лесничеству
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Недбаевская О.В.
Дело на сайте суда
irkutsky--irk.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2021Передача материалов судье
28.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2022Судебное заседание
11.03.2022Судебное заседание
14.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
05.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее