Адм.дело №
РЕШЕНИЕ
13 августа 2021 года <адрес>
Кизилюртовский районный суд РД,
в составе председательствующего судьи Омаровой З.К.,
при секретаре Магомедовой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> жалобу главы КФХ «Заря» Айдимирова Мурада Халидовича на постановление №/П от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста-эксперта отдела контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Минприроды РД ФИО2 по делу об административном правонарушении по ст. 8.46 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Минприроды РД ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ глава КФХ «Заря» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Глава КФХ «Заря Айдимиров М.Х.» обратился в суд с жалобой на указанное постановление, ссылаясь на то, что постановление принято незаконно и необоснованно по следующим основаниям. Из описательной части постановления следует, что постановление вынесено на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. указанный протокол был положен в основу доказательств вины.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое законом установлена административная ответственность. Согласно части 1 статьи 1.5. КоАП РФ «... лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина...».
Согласно ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол. Кроме того, положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении и суду при рассмотрении дела необходимо было проверить соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. При составлении протокола лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Согласно 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ, однако указанные мои права были ограничены.
Так как протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ был составлен без соблюдения требований ст.28.2 КоАП РФ, следовательно, он является незаконным и не может быть принять во внимание при разбирательстве дела по существу. Согласно ст. 26 КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Постановление об административном правонарушении и протокол подписаны одним и тем же должностным лицом, что является также незаконным.
Исходя из положений статей 28.8, 29.1 КоАП РФ должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не вправе рассматривать дело о данном административном правонарушении по существу. Так, в силу ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть направлен для рассмотрения дела компетентному должностному лицу, что предполагает невозможность рассмотрения протокола лицом, его составившим. Кроме того, на основании ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, обязано проверить, правильно ли составлен протокол, правильно ли оформлены иные материалы, установить, соблюдены ли права лица, привлекаемого к административной ответственности. По смыслу п. 10 постановления Пленума ВС № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» должностные лица, составившие протокол, не являются участниками производства по делу об административном правонарушении. Поэтому лица, составившие протокол, не правомочны проводить административное разбирательство и выносить постановления.
В соответствии со статьей 28.8 КоАП протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в течении 3 суток с момента составления протокола. При этом КоАП не предусматривает направление протокола самому себе, что противоречило бы принципам объективности и законности рассмотрения дела. Согласно ст. 29.4 КоАП, при подготовке к рассмотрению дела, в случае неправильного составления протокола либо неполноты представленных материалов, протокол возвращается должностному лицу, его составившему. Однако, должностное лицо не может вернуть протокол самому себе для исправления ошибок и оформления других материалов дела, так как это не предусмотрено КоАП. Анализ указанных норм права указывает на то, что составление одним и тем же лицом и протокола и постановления является незаконным. Участие одного и того же лица (административно-юрисдикционного органа) на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ влекущим нарушение принципа объективного рассмотрения дела.
Следовательно, составленные документы, как протокол об административном правонарушении, так и постановление незаконны. Согласно ст. 26 КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Согласно ст.30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Копию постановления он получил ДД.ММ.ГГГГ, считаю, что срок обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ не пропущен, в связи, с чем просит удовлетворить его жалобу.
Глава КФХ «Заря» Айдимиров М.Х. и представитель Управления государственного экологического надзора Минприроды РД на судебное заседание не явились, хотя и были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи, с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.30.6, 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправное действие, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса об АП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое законом установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Кроме того, положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении и суду при рассмотрении дела необходимо было проверить соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. При составлении протокола лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе.
Согласно 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ, однако указанные мои права были ограничены.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которому не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Суд считает обоснованными доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ был составлен без соблюдения требований ст.28.2 КоАП РФ, и, следовательно, является незаконным и не может быть принять во внимание при разбирательстве дела по существу. Согласно ст. 26 КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Постановление об административном правонарушении и протокол подписаны одним и тем же должностным лицом, что является также незаконным.
Исходя из положений статей 28.8, 29.1 КоАП РФ должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не вправе рассматривать дело о данном административном правонарушении по существу.
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть направлен для рассмотрения дела компетентному должностному лицу, что предполагает невозможность рассмотрения протокола лицом, его составившим. Кроме того, на основании ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, обязано проверить, правильно ли составлен протокол, правильно ли оформлены иные материалы, установить, соблюдены ли права лица, привлекаемого к административной ответственности. По смыслу п. 10 постановления Пленума ВС № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» должностные лица, составившие протокол, не являются участниками производства по делу об административном правонарушении. Поэтому лица, составившие протокол, не правомочны проводить административное разбирательство и выносить постановления.
В соответствии со статьей 28.8 КоАП протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в течении 3 суток с момента составления протокола. При этом КоАП не предусматривает направление протокола самому себе, что противоречило бы принципам объективности и законности рассмотрения дела. Согласно ст. 29.4 КоАП, при подготовке к рассмотрению дела, в случае неправильного составления протокола либо неполноты представленных материалов, протокол возвращается должностному лицу, его составившему. Однако, должностное лицо не может вернуть протокол самому себе для исправления ошибок и оформления других материалов дела, так как это не предусмотрено КоАП. Анализ указанных норм права указывает на то, что составление одним и тем же лицом и протокола и постановления является незаконным. Участие одного и того же лица (административно - юрисдикционного органа) на стадии возбуждения дела об административном правонарушении и его рассмотрения является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ влекущим нарушение принципа объективного рассмотрения дела.
Таким образом, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению доводы жалобы о том, что составленные документы, как протокол об административном правонарушении, так и постановление незаконны. Согласно ст. 26 КоАП РФ, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.5-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу директора главы КФХ «Заря» Айдимиров Мурад Халидович удовлетворить.
Постановление главного специалиста-эксперта отдела контрольно-надзорной деятельности Управления государственного экологического надзора Минприроды РД, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым глава КФХ «Заря» Айдимиров Мурад Халидович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей – отменить.
Производство по делу прекратить.
Решение является окончательным и вступает в законную силу с момента оглашения.
Председательствующий Омарова З.К.