Дело №2- 806/2012 копия
Решение Именем Российской Федерациигород Няндома 14 ноября 2012 года
Няндомский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Макарова М.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к администрации муниципального образования «<данные изъяты>», областному автономному государственному учреждению «<данные изъяты>» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» (далее - администрация МО «<данные изъяты>») о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование исковых требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году Няндомским лесхозом её отцу ФИО4 и членам его семьи для проживания была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году её отец умер, она остались проживать в квартире вместе с матерью и тремя братьями. С ДД.ММ.ГГГГ года в квартире имеет регистрацию и проживает только ее семья. В настоящее время квартира находится на балансе <адрес> лесхоза - филиала областного автономного государственного учреждения «<данные изъяты>». Ограничений для приватизации данной квартиры, установленных законом, не имеется. Ранее в приватизации жилых помещений она не участвовала. В связи с отсутствием документов на квартиру она не имеет возможности воспользоваться правом на приватизацию. Просит признать за ней право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено областное автономное государственное учреждение «<данные изъяты>» (далее – ОАГУ «<данные изъяты>»).
Истец ФИО2 в судебном заседании иск поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передано. В квартире, кроме нее, также зарегистрирована ее совершеннолетняя дочь, ФИО5, которая не желает участвовать в приватизации и согласна с тем, что приватизация будет оформлена на истца.
Представитель ответчика - администрации МО «<данные изъяты>» ФИО6 в судебное заседание не явилась, согласно представленному отзыву на исковое заявление, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, просит признать за ФИО2 право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика - ОАГУ «<данные изъяты>» ФИО7 в судебное заседание также не явился. Представил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица - <адрес> лесхоза – филиала областного автономного государственного учреждения «<данные изъяты>» в судебное заседание также не явился. О дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Заявлений и ходатайств суду не предоставил.
В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 57 ГПК РФ предусмотрено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
При подготовке дела к судебному разбирательству и в судебном заседании сторонам разъяснялись требования ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, в связи с чем, суд выносит решение на основании доказательств, представленных сторонами.
Согласно ст. 10 ЖК РФжилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
На основании ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 42 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов.
Как следует из положений ст. 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ст. 50 ЖК РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В силу ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
Согласно ст. 52 ЖК РСФСР предметом договора найма может быть изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>. Правоустанавливающие документы на данное жилое помещение не сохранились, уничтожены пожаром.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: копией паспорта истца (л.д. 14-15), справкой администрации МО «Шалакушское» (л.д. 16), отметкой на заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13) и сторонами не оспариваются.
Согласно выписке из реестра государственного имущества <адрес> балансодержателем жилого дома по адресу: <адрес>, является областное автономное государственное учреждение «<данные изъяты>» (л.д. 34).
Как следует из отзыва на исковое заявление, представленного ОАГУ «<данные изъяты>», в соответствии с Распоряжением федерального агентства по управлению федеральным имуществом территориальным управлением по <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ и на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ были переданы безвозмездно в государственную собственность <адрес> федеральные государственные учреждения (лесхозы), как имущественные комплексы.
Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №р «О реорганизации областных государственных учреждений подведомственных департаменту Архангельскойобласти» государственные учреждения были реорганизованы путем присоединения к областному государственному учреждению «<данные изъяты>».
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ра/7 областное государственное учреждение «<данные изъяты>» было реорганизовано путем изменения типа в областное автономное государственное учреждение «<данные изъяты>» (ОАГУ «<данные изъяты>»).
Согласно копии карты № о недвижимом имуществе, находящимся в ОАГУ «<данные изъяты>», здание, расположенное по адресу: <адрес>, действительно числится за ОАГУ «<данные изъяты>» реестровый номер 3002802.
Право оперативного управления в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не оформлено.
Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ЖК РСФСР, действовавшего на дату предоставления истцам жилого помещения, жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
Согласно статье 18 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон № 1541-1) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения.
Между тем, то обстоятельство, что указанный выше жилой дом при реорганизациях юридических лиц не был передан в муниципальную собственность, не может повлечь нарушение жилищных прав истца.
Вселившись в указанную квартиру и проживая в ней в качестве нанимателя жилого помещения, ФИО2 приобрела все права и обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К таким правам относится право на проживание в жилом помещении и на его приватизацию.
Таким образом, права и обязанности у сторон в отношении спорного жилого помещения возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
При этом отсутствие договора социального найма не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления указанных документов.
Кроме того, п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.93 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» содержится вывод о том, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истец обращалась с требованием о приватизации занимаемого ею жилого помещения.
Так, согласно информации, содержащейся в письме директора <адрес> лесхоза-филиала ОАГУ «<данные изъяты>» ФИО8, истцу дано разрешение на приватизацию спорного жилого помещения.
Право на приватизацию ФИО2 не реализовано, что подтверждается справкой Няндомского филиала «Бюро технической инвентаризации» (л.д. 17).
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В силу ст. 2 Закона № 1541-1 граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 11 Закона № 1541-1 закреплено право каждого гражданина на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
При соблюдении указанных условий гражданин не может быть лишен права на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку Закон предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права. Иное означало бы нарушение статьи 35 Конституции РФ и статьи 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданного Управлением Росреестра по Архангельской области и НАО следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на объект недвижимого имущества, а именно: <адрес> <адрес> (л.д. 10).
Согласно ст.18 Закона № 1541-1 при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Таким образом, спорное жилое помещение подлежало передаче в муниципальную собственность, при этом в нарушение действующего законодательства было передано на баланс ОАГУ «<данные изъяты>».
Нарушение порядка передачи спорного жилого помещения в муниципальную собственность, не должно влиять на жилищные права истца, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании ст. 2 Закона № 1541-1.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 в силу Закона № 1541-1 имеет право на спорное жилое помещение и участие в его приватизации.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на занимаемое жилое помещение - квартиру общей площадью 34,3 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> муниципальный район, муниципальное образование «<данные изъяты>», <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись)
Копия верна:
Судья М.В.Макаров