Дело № 2-3861/2023 (УИД 42RS0009-01-2023-006132-76)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 26 октября 2023 года
Центральный районный суд г. Кемерово в составе председательствующего судьи Шурхай Т.А., при секретаре Яковлевой В.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе к ООО «Энергоресурс» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе обратился в суд с иском к ООО «Энергоресурс» о понуждении к совершению действий.
Требования мотивирует тем, что Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и ... в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от **.**.**** № 52-ФЗ проводит мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства.
При анализе качества водоснабжения населения истцом установлено, что для обеспечения нужд населения Прокопьевского муниципального округа в п. ..., используется подземный источник питьевого водоснабжения - скважина, на который не разработан проект ЗСО источника питьевого водоснабжения (не определены границы 1,2,3 поясов ЗСО, перечень гигиенических и противоэпидемических мероприятий и режим хозяйственного использования территории), отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО. Также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения: ... – 1 скважина.
Данная информация получена в результате рассмотрения сведений из реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) проекта документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил нормативов по проектам ЗСО; сведений из реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) по использованию водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В рамках заключенных **.**.**** концессионных соглашений муниципальным образованием Прокопьевский муниципальный округ ООО «Энергоресурс» переданы объекты централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водные объекты (скважины) в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения.
По данному факту в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от **.**.**** № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации» ООО «Энергоресурс» выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований ### от **.**.****.
Согласно ответу ООО «Энергоресурс» ### от **.**.**** ООО «Энергоресурс ведутся работы по разработке проектов и оформлению лицензий, готовятся документы к получению санитарно-эпидемиологического заключения по использованию водных объектов целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (на скважинах отбираются пробы для проведения лабораторных исследований в соответствии с СанПиН).
Ссылаясь на изложенное, истец просит обязать ООО «Энергоресурс» в срок до **.**.**** получить санитарно-эпидемиологическое заключение по использованию водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважина, расположенная по адресу ..., кадастровый номер объекта ###
В судебное заседание ответчик ООО «Энергоресурс» явку представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом о слушании дела, о причинах неявки представителя не сообщил, ходатайства, возражения против доводов иска не направил.
Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме на основании следующего.
В соответствии со ст. 20 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь, согласно ст. 4. Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - ФЗ от 30.03.1999 № 52- ФЗ), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее- Федеральный закон № 52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Согласно ч.3. ст. 18 Федерального закона № 52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.?
Согласно ч.5. ст.18 Федерального закона № 52-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02) ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
На основании и. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
На основании п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
На основании п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
На основании п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Судом установлено, что Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ проводит мероприятия по надзору за соблюдением санитарного законодательства.
При анализе качества водоснабжения населения истцом установлено, что для обеспечения нужд населения Прокопьевского муниципального округа в п. ..., используется подземный источник питьевого водоснабжения - скважина, на который не разработан проект ЗСО источника питьевого водоснабжения (не определены границы 1,2,3 поясов ЗСО, перечень гигиенических и противоэпидемических мероприятий и режим хозяйственного использования территории), отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту ЗСО. Также отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение по использованию водных объектов в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения.
Данная информация получена в результате рассмотрения сведений из реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) проекта документации требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил нормативов по проектам ЗСО; сведений из реестра выданных санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) по использованию водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В рамках заключенных **.**.**** концессионных соглашений муниципальным образованием Прокопьевский муниципальный округ ООО «Энергоресурс» переданы объекты централизованных систем холодного водоснабжения, в том числе водные объекты (скважины) в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения.
По данному факту в соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от **.**.**** № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации» ООО «Энергоресурс» выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований ### от **.**.****.
Согласно ответу ООО «Энергоресурс» ### от **.**.**** ООО «Энергоресурс ведутся работы по разработке проектов и оформлению лицензий, готовятся документы к получению санитарно-эпидемиологического заключения по использованию водных объектов целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (на скважинах отбираются пробы к проведения лабораторных исследований в соответствии с СанПиН).
Изложенное подтверждает доводы истца о наличии в деятельности ответчика нарушений, выраженных в несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства. Ответчик приведённые обстоятельства не оспорил, не представил доказательств получения санитарно-эпидемиологического заключения по использованию водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважина, расположенная по адресу ..., кадастровый номер объекта ###
При таких данных суд удовлетворяет исковые требования и возлагает на ответчика названную обязанность. Заявленный истцом срок для получения разрешения до 01.08.2025 суд полагает разумным, соответствующим необходимому количеству времени для выполнения обязанности.
В силу ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Киселевске, городе Прокопьевске и Прокопьевском районе к ООО «Энергоресурс» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать ООО «Энергоресурс» в срок до 01.08.2025 получить санитарно-эпидемиологическое заключение по использованию водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (скважина, расположенная по адресу ..., кадастровый номер объекта ###
Взыскать с ООО «Энергоресурс» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья подпись Т.А. Шурхай
Мотивированное решение изготовлено 01.11.2023.
Копия верна судья Т.А. Шурхай