Дело №2-200/2023
Поступило 30 марта 2023 года
УИД 54RS0016-01-2023-000207-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2023 года с. Довольное
Доволенский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Буяновой Н.А.,
при секретаре Симинько Г.И.,
с участием:
представителя истца – помощника прокурора Доволенского района Новосибирской области Тимошенко Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Доволенского района Новосибирской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Доволенского района Новосибирской области обратился в Доволенский районный суд Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Доволенского района Новосибирской области о возложении обязанности.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Доволенского района Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В результате проверки установлено, что проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах Доволенского района Новосибирской области утвержден постановлением администрации Доволенского района Новосибирской области от 20 мая 2019 года № 274-па.
В нарушение действующего законодательства проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах Доволенского района Новосибирской области не переутверждался более трех лет, изменения не вносились.
Негативными последствиями допущенного нарушения является отсутствие актуальной информации об организации дорожного движения в населенных пунктах муниципального образования, вероятность неблагоприятных последствий для безопасности дорожного движения, в том числе гибели людей и причинения имущественного ущерба в результате дорожно-транспортных происшествий.
Просит обязать администрацию Доволенского района Новосибирской области в срок до 01 августа 2023 года разработать проект организации дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Доволенского района Новосибирской области Тимошенко Т.Е. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Доволенского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования признал в полном объеме.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем принуждения к исполнению обязанности.
Требования прокурором заявлены в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ в интересах неопределенного круга лиц.
В данном случае требования связаны с восстановлением нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, а также защитой интересов неопределённого круга жителей сельских поселений Доволенского района.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права на безопасность дорожного движения, образует Федеральный закон от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ).
Данный закон определяет основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения. К ним относятся: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (статья 24 названного федерального закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 196-ФЗ, под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Пунктом 1 статьи 11 вышеуказанного Закона предусмотрено, что проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствие с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Разработка и проведение указанных мероприятий в соответствии с п. 2 с. 21 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения на территории Российской Федерации должна осуществляться в соответствии с Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443 ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 443 - ФЗ) в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения (ПОДД).
В ч. 4 ст. 18 Федерального закона № 443 - ФЗ определено, что внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года.
Согласно п. 8 Порядка разработки и утверждения проектов организации дорожного движения па автомобильных дорогах, подготовленного Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральным дорожным агентством в письме от 02.08.2016 № 13/6 -3853, от 07.08.2006 № 01-29/5313 изменения к ПОДД должны быть согласованы с подразделением ГИБДД в соответствии с пунктом 5 настоящего порядка. Внесение изменений в утвержденный ПОДД производится и переутверждается не реже, чем один раз в три года. Предыдущие ПОДД должны храниться у заказчика и в подразделении ГИБДД в соответствии с внутренними нормативами хранения документации.
Судом установлено, что прокуратурой Доволенского района Новосибирской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Проверкой установлено, что проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах Доволенского района Новосибирской области утвержден постановлением администрации Доволенского района Новосибирской области от 20 мая 2019 года № 274-па.
Отсутствие актуального проекта организации дорожного движения создает угрозу жизни и здоровью граждан, может негативно сказаться на экономических интересах муниципального образования, не владеющего полной информацией о техническом состоянии автомобильных дорог.
Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства настоящего дела, суд признает требования прокурора законными и обоснованными ввиду отсутствия доказательств принятия администрацией Доволенского района необходимых мер к реализации положений федерального законодательства в части организации мероприятий в сфере дорожной деятельности и организации дорожного движения.
С учетом характера возложенной на администрацию Доволенского района обязанности, мнения представителя истца, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения до 01 августа 2023 года, который находит разумным и достаточным.
Разъяснить, что ответчик не лишен права обратиться в суд с ходатайством о представлении отсрочки исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Доволенского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Доволенского района Новосибирской области о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию Доволенского района Новосибирской области разработать проект организации дорожного движения, в срок до 01 августа 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Доволенский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Буянова Н.А.
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2023 года.