Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4933/2024 ~ М-4402/2024 от 01.07.2024

Дело № 2-1-4933/2024                    УИД: 64RS0042-01-2024-006635-67

Решение

Именем Российской Федерации

07.08.2024 г.                                            г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Волковой Т.В.,

при секретаре судебного заседания Слеповой Е.Н.,

с участием представителя истца по доверенности Минаева Д.А., представителя ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 11» Энгельсского муниципального района Саратовской области заведующей Полещук В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Энгельса в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 11» Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,

установил:

заместитель прокурора города Энгельса обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 11» Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – Детский сад № 11) о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий.

    Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и противодействии терроризму в Детском саду . В ходе проверки установлено, что ответчиком нарушаются требования законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения. В нарушение требований действующего законодательства в Детском саду не обеспечено оборудование здания системой охранной сигнализации, не обеспечена охрана объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В связи с вышеизложенным, просит суд признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в необорудовании объекта системой сигнализации, в необеспечении охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обязании ответчика обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также оборудовать здание системой охранной сигнализации.

    Представители третьих лиц Администрации Энгельсского муниципального района, комитета по образованию Администрации Энгельсского муниципального района, комитета финансов Администрации Энгельсского муниципального района в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительны причинах неявки суду не сообщили.

    Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

    Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

    Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что Детский сад является муниципальным учреждением, учредителем которого является Энгельсский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя ответчика осуществляет комитет по образованию администрации. Ответчик обращалась в комитет по образованию с заявлением о выделении денежных средств на проведение указанных мероприятий, однако бюджет района пополнен не в полном объеме, что свидетельствует о недофинансировании дошкольных образовательных учреждений, в том числе Детского сада . Отсутствие финансирования является единственной причиной невыполнения необходимых мероприятий.

    Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

    Пунктом 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

    Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    В силу ст. 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

    Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

    Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства об образовании и противодействии терроризму в образовательных организациях Энгельсского муниципального района.

    В ходе проверки установлено, что ответчиком нарушаются требования законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения: отсутствует обеспечение охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, здание не оборудовано системой охранной сигнализации.

    В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека.

    В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

    Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

    Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

    Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – ФЗ № 35-ФЗ) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.

    В силу ст. 2 ФЗ № 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    Согласно п. п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

    Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ № 35-ФЗ).

    В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ № 35-ФЗ Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

    Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Постановление).

    Данные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - объект (территория).

    В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий)

    С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения данным Постановлением установлены категории опасности объектов (территорий):

а)    объекты (территории) первой категории опасности:

б)    объекты (территории) второй категории опасности:

в)    объекты (территории) третьей категории опасности.

    В соответствии с п. 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а)    на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);

б)    на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в)    на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

г)    на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;

д)    на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).

    Для каждой из категорий, наряду с общими, установлены отдельные мероприятия к обеспечению террористической защищенности.

    В соответствии с п. 25 Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренных п. 24 настоящего Постановления, осуществляется

а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

    Государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

    Отсутствие обеспечения охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, необорудование здания системой охранной сигнализации Детского сада не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, сможет способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.

    Учитывая вышеизложенное, исковые требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а также оборудовать оборудовать здание системой охранной сигнализации, подлежат удовлетворению является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

    Суд, с учетом статуса ответчика, мнения участников процесса, считает необходимым установить срок для обеспечения охраны объекта (территории) – 4 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

    Законных оснований для признания незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в необорудовании здания системой охранной сигнализации, не имеется, поскольку ответчик предпринимал меры для выполнения данных мероприятий путем обращения с заявлением о предоставлении финансирования на указанные мероприятия, что подтверждается соответствующими заявлениями.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

    исковые требования заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципального дошкольному образовательному учреждению «Детский сад » Энгельсского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению действий, - удовлетворить в части.

    Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » Энгельсского муниципального района <адрес> в течение 4 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать здание системой охранной сигнализации, а также обеспечить охрану объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

    В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: (подпись)                

Верно.

Судья                             Т.В.Волкова

Секретарь                            ФИО4

2-4933/2024 ~ М-4402/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель прокурора города Энгельса
Ответчики
МАДОУ "Детский сад № 11"
Другие
Комитет по образованию администрации Энгельсского муниципального района
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Судья
Волкова Татьяна Валентиновна
Дело на сайте суда
engelsky--sar.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2024Судебное заседание
07.08.2024Судебное заседание
13.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Дело оформлено
26.09.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее