Дело № 12-49/2023
УИД № 33RS0001-01-2022-006366-07
РЕШЕНИЕ
5 апреля 2023 года г. Владимир
Судья Фрунзенского районного суда г. Владимира Шмелева А.С. в городе Владимире по адресу: ул.Б.Нижегородская, д.65Е,
с участием Шишковой Е.Ю. и её защитника Баркова М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шишковой Е.Ю. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда во Владимирской области М. от 21.12.2022 №№... в отношении должностного лица – заведующей МБДОУ города Владимира «......»
Шишковой Е.Д., ......,
которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, за что подвергнута административному наказанию в виде предупреждения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Владимирской области М. №№... от 21.12.2022 должностное лицо – заведующая МБДОУ города Владимира «......» Шишкова Е.Д. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с указанным постановлением Шишкова Е.Ю. обратилась в суд с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании указывает, что в МБДОУ города Владимира «......» не осуществляют трудовую и педагогическую деятельность лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, против общественной безопасности, а также имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Какие-либо доказательства того, что трудовая деятельность в МБДОУ города Владимира «......» осуществляется с нарушением ст.ст.331, 351.1 ТК РФ, отсутствуют.
В судебном заседании Шишкова Е.Ю. и ее защитник Барков М.О. доводы жалобы поддержали. Просили её удовлетворить.
В дополнениях заявитель указала, что событие вмененного ей правонарушения в постановлении прокурора не описано, обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, не отражены, а лишь имеется ссылки на ст.ст.331, 351.1 ТК РФ. Доводы прокурора о том, что на момент проверки в учреждении отсутствовали актуальные сведения о судимостях сотрудников Г.., И.., Л. не отвечают требованиям ст.28.2 КоАП РФ и не описывает событие административного правонарушения. При трудоустройстве указанные сотрудники предъявили полный комплект документов, предусмотренных ст.65 ТК РФ. Срок действия справок о судимостях не ограничен, а обязанность по актуализации сведений о наличии судимости действующим законодательством не установлена. Кроме того в настоящее время вышеназванные сотрудники представили актуальные справки об отсутствии у них судимостей, а также фактов привлечения к уголовной ответственности. Таким образом положения ст.ст.331, 351.1 ТК РФ нарушены не были.
Государственная инспекция труда во Владимирской области извещена о судебном заседании надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя государственного органа.
Прокуратура г.Владимира надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения жалобы, в суд представителя не направила, о причинах не явки суд не известила.
Проверив и исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Статьями 356, 357 ТК РФ урегулированы полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу части первой статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
При этом ст.351.1 ТК РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, 29.11.2022 прокуратурой г.Владимира проведена проверка сотрудников МБДОУ города Владимира «......» на наличие судимости и обнаружено, что Г.., трудоустроенная с 03.10.2021, предоставила справку о наличии/отсутствии судимости от 01.07.2013, И.., трудоустроенная с 01.09.2022, предоставила указанную справку от 16.04.2013, Л.., трудоустроенная с 01.09.2022, предоставила справку от 27.08.2015, что свидетельствует о том, что заведующая учреждением дошкольного образования Шишкова Е.Ю., принимая на работу данных сотрудников, не имела актуальной информации о наличии или отсутствии у данных лиц судимостей.
Постановлением должностного лица административного органа заведующая МБДОУ города Владимира «......» Шишкова Е.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Из постановления следует, что работодателем Шишковой Е.Ю. не соблюдены требования ст.ст.331, 351.1 ТК РФ при трудоустройстве Г.., И.., Л. в МБДОУ города Владимира «......», а именно при заключении трудовых договоров указанными работниками предоставлены справки о наличии (отсутствии) судимости, которые на момент трудоустройства не имели актуальной информации.
Положения статей 331, 351.1 ТК РФ содержат требования к лицам привлекаемым к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, в частности к таковой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
Согласно представленным суду справкам из ИЦ УМВД России по Владимирской области от 12.12.2022 в отношении Л.., от 23.12.2022 в отношении Г.., от 28.12.2022 в отношении И.., указанные лица на территории РФ судимостей, фактов уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования не имеют.
Таким образом нарушения положений ст.ст.331, 351.1 ТК РФ в действиях должностного лица Шишковой Е.Ю. отсутствуют.
В соответствии со ст.65 ТК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю среди прочего справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Доказательств тому, что представленные Г.., И.., Л.. справки о наличии/отсутствии судимости и фактов уголовного преследования не соответствуют форме, либо получены с нарушением порядка, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, сторонами не представлено.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица о наличии в действиях должностного лица - заведующей МБДОУ города Владимира «......» Шишковой Е.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованными признать нельзя.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ч.2 ст. 24.5, ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу Шишковой Е.Ю. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда во Владимирской области М. от 21.12.2022 №№..., - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда во Владимирской области М. от 21.12.2022 №№..., которым должностное лицо - заведующая МБДОУ города Владимира «......» Шишкова Е.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения, - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья А.С. Шмелева