Дело № 2-712/2024
УИД 75RS0008-01-2024-001031-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2024 года г.Борзя
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Турановой К.С.,
при секретаре судебного заседания Норбоевой А.Т.,
с участием помощника Борзинского межрайонного прокурора Доржиевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борзинского межрайонного прокурора в интересах Богаевой Л.П. к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48», Комитету образования и молодежной политики муниципального района «Борзинский район», администрации муниципального района «Борзинский район», Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонный Борзинский прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах Богаевой Л.П. к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48», Комитету образования и молодежной политики муниципального района «Борзинский район», администрации муниципального района «Борзинский район», Министерству образования и науки Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании произвести перерасчет.
В обоснование требований процессуальный истец указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» в ходе которой установлено следующее.
Богаева Л.П. работает учителем в МОУ «СОШ №48», что подтверждается записью в трудовой книжке, стаж педагогической работы составляет 30 лет. Работодателем допущены нарушения в отношении истца в связи со следующим.
На 2021-2023 учебный год Богаевой Л.П. установлена нагрузка 36 часов в неделю, что превышает норму часов учебной работы на 18 часов. За весь период работы Богаевой Л.П. надбавка за выслугу лет 25% начисляется из расчета ставки 18 часов в неделю, а не за фактическую нагрузку, которая установлена в 2021- 2023 учебном году. В результате неправомерных действий работодателя за 2021-2022, 202-2023 учебный год Богаевой Л.П. недоначислена заработная плата в размере 37491,83 руб.
Со стороны работодателя имеет место нарушение трудовых прав Богаевой Л.П. на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, в связи с чем подлежит взысканию компенсация морального вреда, которая с учетом требований разумности и справедливости необходимо оценить в размере 10 000 руб.
Просит обязать МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» произвести перерасчет и выплатить недоначисленную заработную плату за период с декабря 2021 по май 2023 учебного года в отношении Богаевой Л.П. в размере 37491,83 руб.
Взыскать с МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» в пользу Богаевой Л.П. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей каждой.
Обязать Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» и администрацию муниципального района «Борзинский район» профинансировать МОУ «СОШ № 48» для произведения указанных выплат.
В судебном заседании процессуальный истец помощник Борзинского межрайонного прокурора Доржиева Е.С. требования поддержала, просила удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Материальный истец Богаева Л.П. в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Представитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48», Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
Представитель администрации МР «Борзинский район» по доверенности ФИО4 в судебном заседании участия не принимала. Представила отзыв на исковое заявление, согласно которому указывает, что финансирование расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников, осуществляется за счет денежных средств субъекта РФ, выделяемых в виде субвенций местными бюджетам. Указывает, что истец обратился в суд только 25.06.2024 г. в связи с чем пропущен срок исковой давности, истец имеет право требовать заработную плату только с 25.06.2023 г.. Возражала против взыскания с ответчика компенсации морального вреда, указав, что при определении размера компенсации морального вреда суд должен учесть, что вины ответчиков в недоначислении и невыплате заработной платы нет, соответственно при таких обстоятельствах заявленную ко взысканию сумму значительно завышенной и несоответствующей требованиям разумности и справедливости. Просила в удовлетворении требований к администрации МР «Борзинский район» отказать в полном объеме.
Представители Министерства образования и науки Забайкальского края Министерства финансов Забайкальского края в судебном заседании участия не принимали по неизвестной суду причине, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав процессуального истца, исследовав представленные доказательства, полагает требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Статьей 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
На основании части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На основании ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда, доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.
В силу ч.1 ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст.333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.
Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол №11, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.
Названные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса РФ в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:
для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.
При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, предусмотрены аналогичные особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования.
Частью 1 статьи 1 Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края» (далее - Закон Забайкальского края от 09 апреля 2014 №964-ЗЗК) оплата труда работников государственных учреждений Забайкальского края включает в себя оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, компенсационные и стимулирующие выплаты и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами, законами Забайкальского края и настоящим Законом края.
В соответствии со статьей 2Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 № 964-ЗЗК до утверждения Правительством Российской Федерации базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам устанавливаются Правительством Забайкальского края
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений устанавливаются локальными нормативными актами краевых учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и профессиональных квалификационных групп с учетом сложности и объема выполняемой работы или профессиональных квалификационных групп в размерах не ниже базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, установленных Правительством Забайкальского края.
Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников краевых учреждений индексируются постановлением Правительства Забайкальского края в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги с учетом уровня инфляции.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года №382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края» установлены размеры базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края.
Пунктом 5.3 установлены базовые должностные оклады учителям по профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, который должен составлять не ниже 7497 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 4Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 №964-ЗЗК в перечень стимулирующих выплат работникам краевых учреждений включается: выплата за специфику работы, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, выплата за качество выполняемых работ, надбавка за особые условия работы, надбавка за стаж непрерывной работы, надбавка за выслугу лет, надбавка за почетное звание, ведомственный знак отличия, ученую степень, ученое звание, система премирования.
Статьей 10 Закона Забайкальского края от 09 апреля 2014 №964-ЗЗК работникам образования установлена надбавка за выслугу лет в размере до 30 процентов оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.
Согласно материалам дела материальный истец Богаева Л.П. работает в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 48» с <данные изъяты> г. учителем географии, согласно заключенному трудовому договору, работа в данной должности, является основным местом работы.
В соответствии с дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, работнику установлен должностной оклад в размере 7497,00 руб., 30% за работу в Забайкальском крае, 40% районный коэффициент, и 100 руб. денежная компенсация за книгоиздательскую продукцию.
Также дополнительными соглашениями к трудовому договору истцу Богаевой Л.П. установлена надбавка за стаж в образовательном учреждении - 25 % к окладу.
Положением об оплате труда работников и руководителей муниципальных образовательных учреждений муниципального района «Борзинский район», утвержденных Постановлением администрации муниципального района Борзинский район» №374 от 23 июля 2019 года утверждены размеры ежемесячной стимулирующей надбавки за выслугу лет к должностному окладу всем работникам муниципального образовательного учреждения, а также порядок её начисления и выплаты.
Согласно пункту 2.3.5.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ №48 ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу предусмотрена всем категориям работников Учреждения.
Стаж работы определяется ежегодно на 1 сентября текущего года, а вновь принимаемым работникам - в день заключения договора, комиссией, создаваемой руководителем муниципальной образовательной организации при участии выборного органа первичной профсоюзной организации. Протокол заседания комиссии является основанием для приказа руководителя о назначении работнику стимулирующей надбавки за выслугу лет.
Пунктом 2.3.5.2.1 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ №48 установлены размеры надбавки в процентах к должностному окладу: за стаж работы от 1 года до 5 лет – 5%, от 5 до 10 лет – 10%, от 10 до 15 лет -15%; от 15 и более лет-25%.
Из пункта 2.3.5.3 Положения об оплате труда работников МОУ СОШ №48 следует, что надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и иных стимулирующих выплат) и выплачивается ежемесячно одновременно с заработной платой.
Согласно тарификационным спискам на 2021-2022 учебные года, установлена учебная нагрузка, которая с 01.09.2021 тарифицирована Богаевой Л.П. в объеме 25 часов в неделю, на 2022-2023 учебные года с 15.09.2022 – 34 часов, с 23.09.2022 – 36 часов, с 01.07.2023 – 36 часов в неделю.
Согласно представленным истцом расчетным листкам за спорный период истцу выплачивалась надбавка за выслугу лет исходя из базового оклада, а не из фактического объема педагогической нагрузки.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет и соответствие занимаемой должности начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.
По существу порядок начисления надбавки за соответствие занимаемой должности и выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда работников МОУ «СОШ №», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.
Истец просит взыскать недоначисленую и невыплаченную заработную плату Богаевой Л.П. за период с 01.12.2022 по 31.05.2023 в размере 37491,83 руб.
В своих возражениях представитель ответчика администрации МР «Борзиский район» заявил о пропуске срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного статьей 392 ТК РФ.
Частью 1 статьи 392 ТК РФ предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 ТК РФ, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В абзаце пятом пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее также - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2) разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд содержатся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее также - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15), являющиеся актуальными для всех субъектов трудовых отношений, по вопросам пропуска работником срока обращения в суд.
В абзаце первом данного пункта указано, что судам необходимо учитывать, что при пропуске работником срока, установленного статьей 392 ТК РФ, о применении которого заявлено ответчиком, такой срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин (часть четвертая статьи 392 ТК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
В абзаце третьем пункта 16 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. № 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям").
Исходя из приведенных нормативных положений трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке.
Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Указанный же в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Судом учитываются доводы о пропуске срока на обращение в суд с иском, однако установлено, что в феврале 2024 истец Богаева Л.П. обратилась в Борзинскую межрайонную прокуратуру с заявлением о проведении проверки по факту неверного исчисления ей заработной платы, в связи с чем, ожидала, что ее права будут восстановлены. Кроме того, как следует из пояснений процессуального истца, материальный истец узнала о своем нарушенном праве в декабре 2022 года, когда ее коллеги из других школ стали обращаться в суд с аналогичными исками, до этого момента истец полагала, что заработная плата начисляется правильно. Факт обращения истца в Борзинскую межрайонную прокуратуру подтверждается представленным в суд заявлением истцов, датированными 27.02.2024. Истец также отметил, что бухгалтерии в школе нет, начислением заработной платы занимается Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район», бухгалтера в школе нет. Указанные доводы стороной ответчика не оспорены. В связи с чем, суд полагает возможным восстановить срок для обращения в суд по исковым требованиям о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с 01.02.2023 г., с учетом выплаты заработной платы истцам два раза в месяц.
Согласно расчету, представленному истцом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавке за выслугу лет, с учетом фактической учебной нагрузки, за период с 01.02.2023 по 31.05.2023 у Богаевой Л.П. составляет – 10 331, 92 руб.
Судом принимаются расчет взыскиваемых сумм, представленный истцом, поскольку они являются арифметически верными, согласуются с расчетными листами по заработной плате истов за спорный период времени, а также иными материалами дела. Иных расчетов со стороны ответчиков суду не представлены.
При таких обстоятельствах, требования о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет, начисленных на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат частичному удовлетворению в размере 10 331, 92 руб.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Статья 237 Трудового кодекса РФ предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, без указания конкретных видов правонарушений.
Это означает, что право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав, сопровождающихся нравственными или физическими страданиями.
Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд, исходя из ст. 21 и 237 Трудового кодекса РФ, вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2)).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины работодателя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
При этом, учитывая факт нарушения прав истца, выразившегося в невыплате заработной платы, суд полагает очевидным причинение истцам нравственных страданий, в связи с указанными обстоятельствами. При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из обстоятельств дела с учетом объема и характера, причиненных работникам нравственных страданий, степени вины работодателя, требований разумности и справедливости, полагая возможным взыскать в пользу Богаевой Л.П. компенсацию морального вреда размере 2 000 рублей.
Уставом МОУ «СОШ №48» определено, что учреждение является некоммерческой организацией, Учредителем Учреждения является муниципальный район «Борзинский район». Функции и полномочия учредителя осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального района «Борзинский район» - Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» в пределах полномочий, установленных Положением о Комитете образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район», утвержденным решением Совета муниципального района «Борзинский район» от 15.02.2011 № 262. Школа отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 1.10 Устава). Собственником имущества, закрепленного за образовательной организацией, является муниципальный район «Борзинский район» (п.4.2 Устава).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, и п.11. ч.1 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Администрация МР «Борзинский район», являясь учредителем МОУ «СОШ №48», обязана обеспечивать финансирование в области оплаты труда работников муниципальной образовательной организации. Комитет образования и молодёжной политики администрации муниципального района «Борзинский район» в данном случае является ненадлежащим ответчиком по требованию профинансировать МОУ СОШ № 48 в целях произведения выплат Богаевой Л.П.
Таким образом, требование о возложении на администрацию муниципального района «Борзинский район» обязанности по финансированию МОУ «СОШ №48» денежными средствами, в случае их недостаточности у образовательного учреждения, для выплаты недоначисленной материальным истцам заработной платы, следует удовлетворить, в удовлетворении указанных требований к Комитету образования и молодёжной политики администрации муниципального района «Борзинский район» отказать.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (п.12.3.2. Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192).
В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред., действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 ст. 99 Федерального закона №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
В судебном заседании не установлено фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального района «Борзинский район».
На основании изложенного, оснований для привлечение Министерства образования и науки Забайкальского края в качестве соответчика и привлечения к субсидиарной ответственности не имеется.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Поскольку исковые требования заместителя прокурора, связаны с защитой нарушенных прав Богаевой Л.П., то он освобождается от уплаты государственной пошлины на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, а государственная пошлина, от уплаты которой не освобожден одно лишь МОУ СОШ № 48, подлежит взысканию с последнего на основании части 1 ст. 103 ГПК РФ.
Однако, учитывая, что МОУ СОШ № 48 является муниципальным образовательным учреждением и финансируется из бюджета, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 333.20 НК РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает муниципальное образовательное учреждение от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» (ОГРН 1027501006939) в пользу Богаевой Л.П. (паспорт № №) задолженность по неначисленной и невыплаченной сумме заработной платы за период с 01.02.2023 по 31.05.2023 в размере 10 331 руб. 92 коп., компенсацию морального вреда в размере 2 000 руб..
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>», (ОГРН 1027501005564), в случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» профинансировать указанное учреждение для произведения выплат Богаевой Л.П. в установленном судом размере.
Освободить муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» от уплаты государственной пошлины в доход местного бюджета.
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Борзинский городской суд Забайкальского края.
Судья: Туранова К.С.
Решение изготовлено в окончательной форме 06 августа 2024