Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-3/2022 от 10.02.2022

Номер дела в суде первой инстанции 2-1/2022

68MS0059-01-2021-001101-77

Дело № 11-3/2022

Судья Руднева С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 апреля 2022 года                    г. Уварово Тамбовской области

Уваровский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Сибилевой О.Е., при секретаре Колчинской А.Н., Перепелицыной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зюзиной В.Г. к ООО «Служба единого заказчика» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости оплаты коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе истца Зюзиной В.Г. на решение мирового судьи судебного участка № 2 Уваровского района и г. Уварово Тамбовской области от 15.12.2021 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Зюзина В.Г. обратилась с иском к ООО «Служба единого заказчика» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости оплаты коммунальных услуг за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2018 г. и взыскании денежных средств в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, излишне уплаченных за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, отоплению, общедомовым нуждам, штрафа в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, судебных расходов в сумме <данные изъяты> рублей 00 копеек, а также компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 2 Уваровского района и г. Уварово Тамбовской области от 15 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Зюзиной В.Г. к ООО «Служба единого заказчика» о возложении обязанности произвести перерасчет стоимости оплаты коммунальных услуг отказано.

В апелляционной жалобе истец Зюзина В.Г. выражает несогласие с обжалуемым решением, считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением и неправильным применением норм материального права, просит отменить.

Указывает, что управляющая компания ООО «СЕЗ» является исполнителем коммунальных услуг на основании прямого договора № 1/33 от 01.01.2013 г. на управление, содержание и предоставление коммунальных услуг, заключенный с собственниками МКД № 33, который согласно пункту 5.1. действует с 01.01.2013 по 31.12.2018. Соглашение № 4 от 15.01.2018 к договору № 1/33 от 01.01.2013 подтверждает обязанность управляющей компании выполнять поставку коммунальных услуг до конца года. Нарушение ООО «СЕЗ» расчета платы за горячую воду по двухкомпонентному тарифу с 2016 по 2018, который не был утвержден в данный период. Согласно п. 54 Правил № 354, двухкомпонентный тариф может применяться в случае самостоятельного производства горячей воды исполнителем и с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещения многоквартирного дома. В многоквартирном доме № 33 технически невозможно установить оборудование для нагрева горячей воды, в связи с чем, исполнитель самостоятельно не мог производить нагрев горячей воды. Горячее водоснабжение поступает в многоквартирный дом из теплового пункта по централизованной системе горячего водоснабжения. На основании вышеназванных Правил расчет по двухкомпонентному тарифу производился незаконно. Двухкомпонентный тариф состоит из компонентов тепло и вода. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» пункт 87, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду для теплоснабжающих организаций. Пункт 38 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодная вода и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов. При расчете платы по двухкомпонентному тарифу к компоненту тепло ООО «СЕЗ» прибавляет компонент вода по цене питьевой воды для населения. Согласно п.п. 90, 91 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, питьевая вода может быть компонентом в случае, если регулируемая организация самостоятельно осуществляет забор воды и подготовку до уровня питьевой. В соответствии с приказом ФСТ от 27.10.2013 № 176-э (в ред. от 28.10.2020г.) «Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», зарегистрированного в Минюсте России от 25.02.2021г. п. 111, значение компонента на холодную воду рассчитывают исходя из тарифов на питьевую воду в случае, если регулируемая организация осуществляет забор воды и водоподготовку до уровня питьевой. Нарушением является то, что управляющая компания ООО «СЕЗ» рассчитывала плату за горячую воду по саморассчитанному расходу тепловой энергии на подогрев куба воды – коэффициенту эффективности. Показатель расхода тепловой энергии является величиной неизменной в течение года или двух. Рассчитанный ООО «СЕЗ» показатель на подогрев куба воды менялся ежемесячно.

В возражениях на апелляционную жалобу истца Зюзиной В.Г. представитель ответчика Общество ограниченной ответственностью «Служба единого заказчика» считает обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы жалобы – несостоятельными.

Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав истца Зюзину В.Г., представителей ответчиков Чернову М.А., Кондратьева А.Н., Копнину Т.В., просивших решение суда оставить без изменения, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2018 г. N 1572).

Правила N 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Согласно подпункту "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).

Данные положения нормативного правового акта корреспондируют части 1 статьи 157, части 9.1 статьи 156, части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с частью 12 статьи 161 данного Кодекса управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Во исполнение положений федерального законодательства Правительство Российской Федерации 6 мая 2011 г. издало постановление N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2019 г. N 184).

Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно пункту 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 названных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом данных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Данные положения нормативного правового акта соответствуют нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление управляющей организацией.

Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, в соответствии с требованиями части 12 указанной статьи не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Данные требования федерального законодателя являются обязательными для сторон.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда (пункт 4 статьи 445).

Положения пункта 13 Правил N 354 соответствуют также правилам заключения договора энергоснабжения, содержащимся в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Раздел IV Правил N 354 определяет права и обязанности исполнителя. В силу подпункта "б" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, что соответствует части 1 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Пункт 64 Правил N 354 соответствует переходным положениям части 6 статьи 3 Федерального закона "О несении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", согласно которым в случае, если до дня вступления в силу данного Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 14 февраля 2012 г. издало постановление N 124, которым утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).

Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 3 Правил N 124 договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных названными Правилами особенностей.

В случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям оплата осуществляется путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунального ресурса, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, потребляемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Доводы истца Зюзиной В.Г. о том, что никакого договора с АО «ТСК» она не заключала, имеет договорные отношения с ООО «СЕЗ», не может повлечь удовлетворение заявленных требований, поскольку установление условий и порядка заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, а также разрешение вопроса о выборе правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле, равно как и оценка правомерности действий ресурсоснабжающих организаций не входят в предмет доказывания по настоящему делу и не может рассматриваться как нарушающие права истца Зюзиной В.Г.

При этом, фактическое пользование Зюзиной В.Г. услугами, предоставляемыми ресурсоснабжающей организацией АО «ТСК» следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Поскольку истец пользуется услугами по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемыми ресурсоснабжающей организацией АО «ТСК» в многоквартирный жилой дом, в силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, между сторонами сложились фактические договорные отношения.

Как следует из материалов дела, с 01 мая 2018 года исполнителем коммунальных услуг многоквартирного дома № 33 первого микрорайона города Уварово Тамбовской области, в котором проживает истец, является ресурсоснабжающая организация АО «ТСК», в связи с чем с указанного периода – 01.05.2018 г. ООО «СЕЗ» не может выступать исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, в связи с чем заявленные требования истца предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Указанное с объективной достоверностью свидетельствует, что заявленные требования в части возложения на ООО «СЕЗ» обязанности произвести оплаты коммунальных услуг за период с 01.05.2018г. по 31.12.2018г. предъявлены к ненадлежащему ответчику, истец не заявлял о замене ненадлежащего ответчика надлежащим, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.

В соответствии со ст. ст. 196, 200 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года; течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Из представленных документов следует, что Зюзина В.Г. узнала (должна была узнать) о нарушении своего права ответчиком ООО «СЕЗ» не позднее 01.01.2016, - момент получения платежного документа на оплату коммунальных услуг.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ требования к форме о пропуске исковой давности законом не предусмотрены – оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела.

Представителем ответчика ООО «СЕЗ» заявлено ходатайство о применении по настоящему делу срока исковой давности до принятия судом решения по делу.

Разрешая заявленные требования истца в части перерасчета платы за коммунальные услуги за период с 01.01.2016г. по 31.01.2018г., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске исковой давности, поскольку начиная с 01.01.2016 по 01.01.2018 и до момента обращения истца с исковым заявлением в суд, прошло более трех лет, поскольку истец обратился в суд с требованием о перерасчете стоимости оплаты коммунальных услуг и взыскании денежных средств после истечения срока исковой давности, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.

При этом в нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил суду доказательств того, что имели место обстоятельства, свидетельствующие о перерыве или о приостановлении течения срока исковой давности.

Разрешая заявленные исковые требования истца в части возложения обязанности на ООО «СЕЗ» произвести перерасчет стоимости оплаты коммунальных услуг за период с 01.02.2018г. по 30.04.2018г. судом первой инстанции обоснованно применены нормы законодательства, действующие на момент возникновения спорных правоотношений.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). При этом двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в случае установления двухкомпонентных тарифов, исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установлен в абзаце 6 пункта 38 Правил N 354.

В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний приборов учета горячей воды.

При этом из пункта 26 приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что для применения формулы 23 необходимо использовать утвержденный норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Таким образом, расчёт размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду осуществляется исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и не зависит от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен приказом Управления по регулированию тарифов в Тамбовской области от 31 августа 2012 года № 03/174 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг Тамбовской области» и объем тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитан управляющей компанией по этому нормативу.

Аналогичным образом определяется объём (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды.

В силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.

Из материалов дела следует, что ответчик в спорном расчетном периоде осуществлял управление многоквартирным домом, расположенном по адресу: Тамбовская область, г. Уварово, первый микрорайон, <адрес>.

Поскольку поставка ресурса в данном случае осуществлялась в отношении спорного дома, к указанным правоотношениям подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила № 354, а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124.

Как следует из части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных законом (в том числе товариществом собственников жилья), и должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме, и собственникам иных помещений этого дома. Решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пунктам 13 и 54 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией (товариществом собственников жилья) посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.

Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных услуг, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты «б», «г» пункта 31 Правил № 354).

Ответчик на основании пункта 21.1 Правил № 124 обязан приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно абзацам первому и второму пункта 40 Правил № 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных этими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил.

Согласно пункту 3 Приложения № 2 к Правилам № 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3.

Таким образом, при отсутствии в помещении прибора отопления, объем тепловой энергии, приходящийся на данное помещение, равен 0, но при этом на такое помещение распределяется объем тепловой энергии, потребленный на отопление мест общего пользования, по формуле 3 приложения № 2 к Правилам № 354.

Отсутствие в нежилых помещениях МКД приборов отопления, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии на отопление мест общего пользования, приходящуюся на соответствующее нежилое помещение.

Соответственно, объем тепловой энергии в части отопления подлежит распределению между собственниками жилых и нежилых помещений, в которые поставляется тепловая энергия.

В соответствии со ст. ст. 210, 249 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ст.ст. 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.

Данная обязанность возникает в силу закона независимо от факта пользования общим имуществом и не обусловлена наличием договорных отношений собственника нежилого помещения с управляющей компанией или товариществом собственников жилья.

Таким образом, отсутствие в ряде нежилых помещений МКД приборов отопления не освобождает собственников таких помещений от обязанности возместить стоимость отпущенной тепловой энергии на отопление мест общего пользования, приходящуюся на соответствующее нежилое помещение, а также от обязанности оплатить ГВС в целях содержания мест общего пользования.

Иное, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П, с учётом равной обязанности всех собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в нем, приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений в одном многоквартирном доме бремени содержания принадлежащего им общего имущества и тем самым не только нарушало бы права и законные интересы собственников помещений, отапливаемых лишь за счет тепловой энергии, поступающей в дом по централизованным сетям теплоснабжения, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.

Контррасчёт, представленный суду ответчиком ООО «СЕЗ» выполнен в соответствии с Правилами № 354, является арифметически верным, сомнений у суда не вызывает. Расчет истца судом в качестве доказательства не признан, в связи с тем, что основан на неверном толковании законодательства, регулирующего спорные отношения.

Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

С учётом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 2 и г. Уварово Уваровского района Тамбовской области от 15 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Зюзиной В.Г. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:                 О.Е. Сибилева

11-3/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Зюзина Валентина Георгиевна
Ответчики
ООО "Служба Единого Заказчика"
Суд
Уваровский районный суд Тамбовской области
Судья
Сибилева Ольга Евгеньевна
Дело на странице суда
uvarovsky--tmb.sudrf.ru
10.02.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
10.02.2022Передача материалов дела судье
14.02.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
11.03.2022Судебное заседание
05.04.2022Судебное заседание
05.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее