Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-3/2024 (12-24/2023;) от 18.12.2023

Дело №12-3/2024

РЕШЕНИЕ

с. Новобирилюссы Красноярского края                                           18 марта 2024 г.

Судья Бирилюсского районного суда Красноярского края Лайшевой Ю.И.,

с участием:

помощника прокурора Бирилюсского района Красноярского края Киреева Е.А.,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Персман С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Бирилюсского района Красноярского края на постановление руководителя службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края №76-15.15.6-23 от 30 ноября 2023 г., которым производство по делу в отношении главного бухгалтера администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края Персман ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, прекращено,

УСТАНОВИЛ:

постановление руководителя службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края №76-15.15.6-23 от 30 ноября 2023 г. на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица Персман С.В., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением суда, прокурором Бирилюсского района Красноярского края принесен протест на вышеуказанное постановление, в котором прокурор просит вынесенное 30 ноября 2023 г. постановление руководителя финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края №76-15.15.6-23 отменить как незаконное.

Протест мотивирован тем, что служба обосновывает принятое решение тем, что в ходе рассмотрения дела не установлено, что показатели, отраженные в Балансе (ф.0503130) не соответствуют первичным учетным документам и иным регистрам бюджетного учета, используемых сельсоветом, ввиду отсутствия указанных документов, что не может не свидетельствовать о недостоверном предоставлении финансового положения Новобирилюсского сельсовета и противоречит прямому требованию пункта 7 Инструкции №191 в части порядка составления отчетности об исполнении бюджета (бюджетная отчетность составляется на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета). Согласно письменным показаниям Персман С.В., годовая отчетность не содержит искаженных данных, Главная книга не является бюджетной отчетностью, ее заполнение не влияет на формирование показателей баланса и другие форм отчетности. В материалах дела об административном правонарушении, предоставленных руководителю службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края, имеются достаточные доказательства наличия события административного правонарушения, а также виновности лица его совершившего, а именно справка контрольно-счетной палаты Бирилюсского района Красноярского края о внешней проверке, распоряжение администрации Новобирилюсского сельсовета от 11 января 2022 г. «Об утверждении учетной политики для целей бюджетного учета на 2022 г.», копия «Главной книги за 2022 год», копия «Годового отчета администрации Новобирилюсского сельсовета об исполнении бюджета за 2022 год». Согласно действующего законодательства каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. В главной книге данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом. Порядок ведения главной книги (ф. 0504072) приведен в Приложении № 5 к Приказу от 30 марта 2015 г. №52н. Согласно п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. №191н, данные главной книги служат основанием для составления бюджетной отчетности. Главная книга (ф.0504072) относится к регистру бухгалтерского учета, который дает обобщенную информацию о показателях первичного учета и также подтверждает отражение фактов совершения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Главная книга (ф.0504072) за 2022 год администрацией Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района представлена по запросу контрольно-счетной палаты Бирилюсского района для взаимосвязки с показателями представленных форм. Главная книга представлена на бумажном носителе, пронумерована, сшита с указанием общего количества листов и скреплена печатью, подписана главным бухгалтером Персман С.В. Проверка показателей ф. 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» показала, что остатки на начало года не соответствуют главной книге (ф.0504072). В нарушение Инструкций №157н №191 н в главной книге - регистре бухгалтерского учета администрации Новобирилюсского сельсовета за 2022 г. не отражены сведения по разделам: I. Нефинансовые активы стр. 010 ф.0503130 не соответствуют остаткам по счетам учета 1 101 32 000, 1 101 34 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130. В главной книге не отражены остатки на 1 января 2022 г. в сумме 13341 153,37 руб.; II. Финансовые активы стр. 250 ф. 0503130 не соответствуют остаткам по счетам учета 1 205 1 1 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец сода в балансе ф. 0503130; III. Обязательства по стр. 410, стр.420, стр.470 ф. 0503130 не соответствуют остаткам по счетам учета 1 205 11 000, 1 302 21 000, 1302 23 000,1 303 05 000 Равной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130. Кроме того, в главной книге (ф.0504072) за 2022 г. показатели по графам 3,4,5,6 не отражены. В нарушение инструкции №52 в главной книге отсутствует величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета, что является грубым нарушением требований, предъявляемых к оформлению и ведению регистров бухгалтерского учета, правил ведения бухгалтерского учета и имеет состав административного правонарушения в соответствии со ст. 15.5.6 КоАП РФ «Грубое нарушение, требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности», а именно сумма 13341153,37 руб. не отражена в регистре бухгалтерского учета - Главной книге. Искажение составило более чем на 10%.

Помощник прокурора Бирилюсского района Красноярского края Киреев Е.А. в судебном заседании поддержал протест по изложенным в нем основаниям.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Персман С.В. в судебном заседании полагала вынесенное в отношении нее постановление руководителя службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края законным и обоснованным.

В судебное заседание руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края Дамов С.В. не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела и, оценив исследованные доказательства в своей совокупности, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Прокуратурой Бирилюсского района проведена проверка исполнения бюджетного законодательства главным бухгалтером администрации Новобирилюсского сельсовета Персман С.В.

В ходе проверки установлен факт несоблюдения должностным лицом - главным бухгалтером администрации Новобирилюсского сельсовета. Персман С.В. требований бюджетного законодательства.

В нарушение требований законодательства отчет об исполнении бюджета Новобирилюсского сельсовета за 2022 г. содержит грубые нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Проверка соответствия показателей форм отчетности остаткам и оборотам по счетам, отраженным в главной книге, показало следующее по разделам: 1. Нефинансовые активы стр. 010 ф. 0503130 не соответствует остаткам по счетам учета 1 101 32 000, 1 101 34 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130. В главной книге не отражены остатки на 1 января 2022 г. в сумме 13 341 153,37 рублей; 2. Финансовые активы стр. 250 ф. 0503130 не соответствует остаткам по счетам учета 1 205 11 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130. 3. Обязательства по стр. 410, 420,470, ф. 0503130 не соответствуют остаткам по счетам учета 1 205 11 000, 1 302 21 000, 1 302 23 000, 1 303 05 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130. Кроме того, в главной книге (ф.0504072) за 2022 г показатели по графам 3,4,5,6 не отражены.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении главного бухгалтера Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Персман С.В. настоящего дела об административном правонарушении.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.

Согласно п. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

В силу положений п. 3 ст. 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, местная администрация предоставляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Требования к составлению бухгалтерской отчетности установлены Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", утвержденной Приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. №33н.

Согласно п. 9 указанного приказа бухгалтерская отчетность составляется на основе данных Главной книги и других регистров бухгалтерского учета, установленных законодательством Российской Федерации для учреждений, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Пунктом 17 Приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. №256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» в целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансовом положении субъекта отчетности в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее, пользователям положиться на нее, как на достоверную. Существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой влияет на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности. При ведении бухгалтерского учета формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности показатель существенности информации определяется степенью влияния пропуска или искажения такой информации в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности на принятие учредителем субъекта учета, иным пользователем бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического решения, основанного на данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности. Существенность информации определяется в зависимости от характера и величины анализируемого показателя бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и от степени влияния его отсутствия или искажения на решения пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Единый количественный критерий существенности информации для всех субъектов учета и (или) субъектов отчетности не применяется, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 7 Инструкций, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» бюджетная, отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Как следует из материалов дела распоряжением Администрации от 16 июля 2018 г. №4-л.с. Персман С.В. переведена с должности заместителя главы Новобирилюсского сельсовета на должность главного бухгалтера администрации Новобирилюсского сельсовета с 16 июля 2018 г.

Разделом 3 должностной инструкции главного бухгалтера администрации Новобирилюсского сельсовета, утвержденной главой Новобирилюсского сельсовета 16 июля 2018 г. (далее - должностная инструкция), предусмотрено, что в качестве должностных обязанностей главный бухгалтер:

- осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности администрации сельсовета;

- возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации порядка документооборота;

- обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности в администрации сельсовета, и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о администрации сельсовета, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины;

- организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности администрации сельсовета, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;

- обеспечивает составление, баланса и оперативных сводных отчетов о доходах, и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Главный бухгалтер несет ответственность за:

- необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей;

- недостоверную информацию о состоянии работы на вверенном участке, показатели финансово-хозяйственной деятельности, несвоевременное предоставление различных сведений и отчетности (раздел 5 должностной инструкции).

Распоряжением Администрации от 8 июня 2023 г. №1-л.с. Персман С.В. уволена с занимаемой должности.

Приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. №52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной- власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее - Приказ №52н) утвержден перечень регистров бухгалтерского учета, в том числе, Главная книга (код формы 0504072).

При открытии Главной книги (Ф. 05040721) записываются суммы остатков на начало года и на начало периода (месяца, дня) в соответствии с заключительным балансом за истекший год с учетом изменений входящих остатков по счетам учета согласно Журналу операций межотчетного периода, обороты по дебету и кредиту за соответствующий период и с начала года, исходящие остатки по счетам учета, итоговые данные за соответствующий период, номера Журналов операций (ф. 0504071).

В Главной книге (Ф. 0504072) подсчитывается общий итог оборотов за период с начала года. По всем счетам выводятся дебетовые или кредитовые остатки на начало следующего периода. При этом сумма оборотов за период, а также сумма остатков на начало следующего периода по дебету всех счетов должны быть равны сумме оборотов или остатков по кредиту всех счетов.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон №402-ФЗ) бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (п. 1 ст. 13 Федерального закона №402-ФЗ).

Частью 3 статьи 7 Федерального закона №402-ФЗ установлено, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.

Согласно пункту 4 Приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. «157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» предусмотрено, что ведение бухгалтерского учета субъекта учета осуществляется его структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

В силу положений ч. 1 ст. 14 Федерального закона №402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В соответствии с п. 1 ст. 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) обеспечивают составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (п. 1 и 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

Пунктом 4 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации устанавливает единую методологию бюджетной классификации Российской Федерации, бюджетной отчетности, методологию порядка формирования информации по статистике государственных финансов (ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. №185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере финансовых рынков, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также разработка и утверждение порядка составления отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированного бюджета Российской Федерации.

Пунктом 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (далее – Инструкция №191н) бюджетная, отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов Федерального казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренная ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, характеризуется свершением виновным лицом действий, выразившихся в грубом нарушении требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе, к составлению либо предоставлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается:

1) искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

более чем на 10 процентов;

не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей;

2) искажение показателя бюджетной отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;

3) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую один миллион рублей, вследствие нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и (или) искажения показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности;

4) включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

5) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

6) ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

7) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Согласно п. 4 Бюджетного кодекса Российской Федерации отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления. Отчет о движении денежных средств отражает операции со средствами бюджета по кодам классификации операций сектора государственного управления. Пояснительная записка содержит информацию об исполнении бюджета, дополняющую информацию, представленную в отчетности об исполнении бюджета, в соответствии с требованиями к раскрытию информации, установленными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

Подпунктом 11.1. пункта 11 Инструкции №191н установлено, что для главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета в состав бюджетной отчетности включаются следующие формы отчетов: баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130); справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125); справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110); справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184); отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127); отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128); отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121); отчет о движении денежных средств (ф. 0503123); пояснительная записка (ф. 0503160); разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503230).

Согласно заключению контрольно-счетной палаты Новобирилюсского района Красноярского края от 21 апреля 2023 г. по своему составу бюджетная отчетность Новобирилюсского сельсовета соответствует требованиям подпункта 11.1 пункта 11 Инструкции №191н.

В адрес службы финансово-экономического контроля прокуратурой Бирилюсского района Красноярского края надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих искажение показателя бюджетной отчетности выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов или менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей; входящих в состав бюджетной отчетности Новобирилюсского сельсовета за 2022 г. (отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительная записка (ф.0503110, ф. 0503121, ф. 0503123, ф. 0503125, 0503127, ф. 0503128, ф. 0503160, включая текстовую часть, а также-таблицы №№ 3 и 4), а также пояснения прокуратуры Бирилюсского района по факту наличия искажения бюджетной отчетности за 2022 г. в ф.0503110, ф. 0503121, ф. 0503123, ф. 0503125, 0503127, ф. 0503128, ф. 050316, предоставлены не были.

Отчет об исполнении бюджета Новобирилюсского сельсовета за 2022 г. представлен в Контрольно-счетную палату Бирилюсского района 3 апреля 2023 г.

Согласно заключению контрольно-счетной палаты Бирилюсского района Красноярского края от 21 апреля 2023 г. проверка показателей ф. 0503130 «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета» показала, что все данные этой формы соответствуют показателям остальных форм.

Должностному лицу – главному бухгалтеру администрации Новобирилюсского сельсовета Персман С.В. вменяется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, который заключается в следующем: 1. Нефинансовые активы стр. 010 ф. 0503130 не соответствует остаткам по счетам учета 1 101 32 000, 1 101 34 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130. В главной книге не отражены остатки на 1 января 2022 г. в сумме 13 341 153,37 рублей; 2. Финансовые активы стр. 250 ф. 0503130 не соответствует остаткам по счетам учета 1 205 11 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130. 3. Обязательства по стр. 410, 420,470, ф. 0503130 не соответствуют остаткам по счетам учета 1 205 11 000, 1 302 21 000, 1 302 23 000, 1 303 05 000 главной книги остаткам, указанным на начало и конец года в балансе ф. 0503130. Кроме того, в главной книге (ф.0504072) за 2022 г показатели по графам 3,4,5,6 не отражены.

При этом, прокуратурой Бирилюсского района указано на несоответствие показателей Главной книги данным бюджетной отчетности, при этом Главная книга, в силу п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации не входит в состав бюджетной отчетности, и как следует из заключения о результатах проверки контрольно-счетной палаты Бирилюсского района Красноярского края показатели бюджетной отчетности (Баланса) соответствуют показателям остальных форм, в связи с чем, искажение бюджетной отчетности отсутствует.

Пунктом 17 Приказ Минфина России от 31 декабря 2016 г. №256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее – Приказ №256н) установлено, что в целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансовом положении субъекта отчетности в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на достоверную. Существенной информацией признается информация, пропуск или искажение которой влияет на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности. При ведении бухгалтерского учета, формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности, показатель существенности информации определяется степенью влияния пропуска или искажения такой информации в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности на принятие учредителем субъекта учета, иным пользователем бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического решения, основанного на данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности. Существенность информации определяется в зависимости от характера и величины анализируемого показателя бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности и от степени влияния его отсутствия или искажения на решения пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно п. 23 Приказа №256н к бухгалтерскому учету принимаются первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.

Регистрация, систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляется в регистрах бухгалтерского учета, составляемых по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 28 Приказа №256н).

Пунктом 29 Приказа №256н установлено, что факты хозяйственной жизни отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности, с группировкой по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения (составления) первичных (сводных) учетных документов.

Распоряжением администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края от 11 января 2022 г. №1-1-р утверждена учетная политика для целей бюджетного учета Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края (далее - Учетная политика).

Пунктом 2 раздела 1 Учетной политики предусмотрено, что ответственным за ведение бюджетного учета в соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ, п. 4 Инструкции к Единому плану счетов №157н является главный бухгалтер.

Администрация Новобирилюсского сельсовета использует унифицированные формы регистров бухучета, к Приказу №52н (п. 4 р. 3 Учетной политики).

Формирование электронных регистров бухучета осуществляется в следующем порядке:

- в регистрах в хронологическом порядке систематизируются первичные (сводные) учетные документы (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа);

- инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и прочее) и при выбытии. При отсутствии указанных событий – ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;

- инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке; модернизации, реконструкции, консервации и прочее) и при выбытии;

- опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в последний день года;

- книга учета бланков строгой отчетности, книга аналитического учета депонированной зарплаты заполняются ежемесячно, в последний день месяца;

- авансовые отчеты брошюруются в хронологическом порядке в последний день отчетного месяца;

- журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;

- другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено законодательством РФ (п. 6 раздела 3 Учетной политики).

Первичные и сводные учетные документы, бухгалтерские регистры составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При отсутствии возможности составить документ, регистр в электронном виде, он может быть составлен на бумажном носителе и заверен собственноручной подписью (п. 9 раздела 3 Учетной политики).

Бюджетный учет ведется по первичным документам, которые проверены главным бухгалтером, в соответствии с Положением о внутреннем финансовом контроле (п. 1 раздела 5 Учетной политики).

При рассмотрении дела службой финансово-экономического контроля не установлено, что показатели, отраженные в Балансе (ф. 0503130) не соответствуют первичным учетным документам и иным регистрам бюджетного учета, используемых сельсоветом, ввиду отсутствия указанных документов, что не может свидетельствовать о недостоверном представлении финансового положения Новобирилюсского сельсовета и противоречит прямому требованию п. 7 Инструкции №191 в части порядка составления отчетности об исполнении бюджета (бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета).

Из письменных пояснений Персман С.В. от 31 октября 2023 г. следует, что годовая отчетность не содержит искажение данных, Главная книга не является бюджетной отчетностью, ее заполнение не влияет на формирование показателей баланса и другие форм отчетности.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

По смыслу закона, неустранимые сомнения признаются в тех случаях, когда собранные по делу доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о виновности или невиновности лица, а предоставляемые законом средства и способы собирания доказательств исчерпаны. При такой ситуации лицо должно быть освобождено от административной ответственности.

Руководителем службы финансово-экономического контроля установлено, что в действиях должностного лица - главного бухгалтера (на момент совершения административного правонарушения) администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края Персман С.В. отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП-ЛФ, так как материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих включение в бюджетную отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета первичными учетными документами, в связи с чем, 30 ноября 2023 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера (на момент совершения административного правонарушения) администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края Персман С.В. по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием в ее действиях события административного правонарушения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства по делу об административном правонарушении.

Доводы протеста, поданного в Бирилюсский районный суд Красноярского края, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, не нашли своего подтверждения материалами дела, являлись предметом рассмотрения, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, вынесенном 30 ноября 2023 г.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу п. 2-4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящего протеста не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление руководителя службы финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края №76-15.15.6-23 от 30 ноября 2023 г., которым производство по делу в отношении главного бухгалтера администрации Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района Красноярского края Персман ФИО6 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, прекращено, - оставить без изменения, протест – без удовлетворения.

Судья                                                     Ю.И. Лайшева

12-3/2024 (12-24/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Персман Светлана Владимировна
Суд
Бирилюсский районный суд Красноярского края
Судья
Лайшева Юлия Игоревна
Статьи

ст.24.5 ч.1 п.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
birilus--krk.sudrf.ru
18.12.2023Материалы переданы в производство судье
19.12.2023Истребованы материалы
24.01.2024Поступили истребованные материалы
26.02.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее