Дело № 2-964/2023
22RS0066-01-2023-000127-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2023 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Чернигиной О.А.,
при секретаре Похожаловой С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новоалтайска в интересах Денисова Вячеслава Александровича к Министерству здравоохранения Алтайского края о признании незаконным бездействие, взыскании понесенных расходов, обязании обеспечить медицинским изделием,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с указанным иском в интересах Денисова В.А., в котором просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Алтайского края, выразившееся в необеспечении Денисова В.А. <данные изъяты> взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края расходы, понесенные Денисовым В.А. на приобретение <данные изъяты> в сумме 25 775,80 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей. Обязать Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечивать Денисова В.А. <данные изъяты> в количестве, необходимом по медицинским показаниям, до момента отмены лекарственного средства. Обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований указывает на то, что Денисов В.А. <данные изъяты>
Проведенная проверка показала, что в соответствии с заключением главного внештатного эндокринолога <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Денисову В.А. рекомендовано применение <данные изъяты>
В последующем ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Городская больница им. Л.Я. Литвиненко, <адрес>» в адрес Министерства направлялись соответствующие ходатайства о необходимости обеспечения Денисова В.А. <данные изъяты>.
По результатам рассмотрения очередного ходатайства медицинской организации от ДД.ММ.ГГГГ Министерством ДД.ММ.ГГГГ принято решение о целесообразности обеспечения Денисова В.А. указанным лекарственным препаратом.
Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Министерством в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» инициированы закупочные процедуры <данные изъяты>
В связи с чем, в период ДД.ММ.ГГГГ года указанный <данные изъяты> приобретался Денисовым В.А. за счет собственных денежных средств, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3 434,20 руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3562,60 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1899,40 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1720 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3358,80 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1744 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1628,80 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 3397,60 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1711 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1670 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1649,40 руб. Итого на сумму 25 775,80 руб.
Несвоевременное получение льготных лекарственных препаратов с учетом состояния здоровья Денисова В.А. влечет за собой риск наступления негативных последствий для его здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Городская больница им. Л.Я. Литвиненко, <адрес>» выписан рецепт на указанный препарат <данные изъяты>
В связи с тем, что ранее назначенный препарат был приобретен Денисовым В.А. за счет собственных средств, истец обратился с иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора Голикова А.А. и Денисов В.А. исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края Кочетков Н.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что на настоящий момент нарушений прав истца не имеется. Заявка рассмотрена и одобрена. Министерством заключен контракт на поставку необходимого лекарственного средства. Ранее направленные заявки отвергнуты Министерством по причине их неверного оформления, в связи с этим не имеется оснований для взыскания суммы с Министерства.
Представитель ответчика КГБУЗ «Городская больница им. Л.Я. Литвиненко, <адрес>» в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований истца, пояснила, что заявки были отклонены Министерством здравоохранения <адрес> необоснованно.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, права участников процесса на рассмотрение дела в разумные сроки, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Из приведенных норм права следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню лица, страдающие диабетом, подлежат бесплатному обеспечению лекарственными средствами, этиловым спиртом, инсулиновыми шприцами, иглами к ним, средствами диагностики.
<данные изъяты>
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2 части 4 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №» предусмотрено, что предоставление льготным категориям граждан мер социальной поддержки в части обеспечения лекарственными препаратами осуществляется Министерством здравоохранения <адрес> за счет средств краевого бюджета, которое обязано организовать лекарственное обеспечение льготных категорий граждан.
Судом установлено, что Денисов В.А. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ года Денисову В.А. согласно <данные изъяты>
Вышеуказанный препарат выдавался Денисову В.А. ДД.ММ.ГГГГ выдача препарата прекратилась, ввиду его отсутствия в льготной аптеке. Препарат был заменен на <данные изъяты>
С момента применения <данные изъяты> у ФИО6 появились побочные действия организма на препарат.
ДД.ММ.ГГГГ года Денисов В.А. самостоятельно приобрел в аптеке <данные изъяты> Появились значительные улучшения в состоянии здоровья.
ДД.ММ.ГГГГ Денисов В.А. направлен к <данные изъяты>
С учетом рекомендаций главного внештатного эндокринолога <адрес> лечащим врачом было подано экстренное извещение в Росздравнадзор о неблагоприятной реакции организма на <данные изъяты>, необходимости обеспечения Денисова В.А. <данные изъяты>
<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Денисову В.А. рекомендован <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Городская больница им. Л.Я. Литвиненко, <адрес>» была подана заявка в Министерство здравоохранения <адрес> на индивидуальное обеспечение Денисова В.А. вышеуказанным препаратом.
Заявка от ДД.ММ.ГГГГ отклонена Министерством здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что препарат получен пациентом ДД.ММ.ГГГГ. Министерством предложено рассмотреть обеспечение пациента аналогом Инсулином Аспартом, не требующим дополнительной закупки.
ДД.ММ.ГГГГ решением врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по жизненным показаниям для проведения курсового лечения пациенту Денисову В.А. необходим <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Городская больница им. Л.Я. Литвиненко, <адрес>» была подана вновь заявка в Министерство здравоохранения <адрес> на обеспечение Денисова В.А. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ заявка отклонена, в связи с неверным указанием названия препарата.
ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Городская больница им. Л.Я. Литвиненко, <адрес>» была вновь подана заявка в Министерство здравоохранения <адрес> на обеспечение Денисова В.А. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ заявка отклонена по причине неверного указания названия препарата.
По результатам рассмотрения очередной заявки КГБУЗ «Городская больница им. Л.Я. Литвиненко, <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ принято решение о целесообразности обеспечения Денисова В.А. указанным лекарственным препаратом.
Из представленных Денисовым В.А. платежных документов, следует, что ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> приобретался Денисовым В.А. за счет собственных денежных средств, что подтверждается кассовыми чеками от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.
Право Денисова В.А. на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета, в том числе право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми <данные изъяты> ответчиком не оспаривалось.
Поскольку Денисов В.А. не был обеспечен лекарственным препаратом, судом установлен факт бездействия Министерства здравоохранения <адрес> по обеспечению Денисова В.А. <данные изъяты>.
Таким образом, суд удовлетворяет требование истца о признании незаконным бездействия Министерства здравоохранения <адрес> по обеспечению <данные изъяты>.
Согласно пункту 2.1.1 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, Министерство наделяется следующими полномочиями в установленной сфере деятельности:
разработку и реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя обязательную программу обязательного медицинского страхования;
обеспечение оказания населению <адрес> первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях;
льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством;
участие в формировании расходов краевого бюджета на здравоохранение, фармацевтическую деятельность, медицинское образование, реализацию программ в области здравоохранения и социальной защиты населения;
организацию осуществления закупок и обеспечения заключения и исполнения государственных контрактов на поставку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания, а также на поставку материальных ценностей и оборудования в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и <адрес> с целью обеспечения ими населения;
функции главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных функций;
Пунктом 2.1.7 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес> предусмотрено, что в целях реализации нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о распределении субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету <адрес>. Министерство является уполномоченным органом, осуществляющим на территории <адрес> финансирование следующих мероприятий:
оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
реализация отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения.
Таким образом, на ответчика Министерство здравоохранения <адрес> возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами.
Следовательно, возражения ответчика об отсутствии вины в несвоевременном непредоставлении лекарственного препарата Денисову В.А. судом не принимаются.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.
С учетом изложенного в соответствии с положениями статей 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации с <адрес> в пользу Денисова В.А. подлежат взысканию денежные средства, потраченные им на приобретение <данные изъяты>
Учитывая, что <данные изъяты> истцом не завершен, суд удовлетворяет требование истца в части обязания Министерства здравоохранения <адрес> обеспечить его указанным <данные изъяты> в количестве, необходимом по медицинским показаниям до отмены лекарственного препарата.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В обоснование заявленных требований о компенсации морального вреда истец ссылался на длительный период нарушения его прав, переживания из-за того, что вынужден письмами, жалобами, иском добиваться того, что ему положено по закону, что не сможет найти денежные средства для приобретения жизненно необходимого по медицинским показаниям лекарства. При этом вина и противоправные действия, имевшие место со стороны ответчиков, выразившиеся в неисполнении возложенной на них обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае истца) в установленном порядке лекарственным препаратом установлена в ходе судебного разбирательства.
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд полагает справедливым и соразмерным установить размер компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> которая подлежит взысканию с Министерства здравоохранения <адрес>.
Поскольку установлено, что в настоящее время Денисов В.А. обеспечен <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ, требования об обращении решения к немедленному исполнению не подлежат удовлетворению.
Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с ответчика Министерства здравоохранения <адрес> в доход местного бюджета – муниципального образования городского округа <адрес> государственную пошлину в размере 1 273 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения <адрес>, выразившееся в не обеспечении Денисова Вячеслава Александровича <данные изъяты>».
Обязать Министерство здравоохранения <адрес> (ИНН 2221007858) обеспечивать Денисова Вячеслава Александровича (паспорт №) <данные изъяты> в количестве необходимом по медицинским показаниям, до момента отмены лекарственного средства.
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> (ИНН 2221007858) в пользу Денисова Вячеслава Александровича (паспорт №) в счет возмещения расходов на приобретение <данные изъяты>
Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 273 руб.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем принесения апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд <адрес>.
Судья О.А. Чернигина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.