Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-21/2022 (2-566/2021;) ~ М-591/2021 от 02.12.2021

УИД 29RS0004-01-2021-000930-41

Дело № 2-21/2022

14 апреля 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Якивчука С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Гашевой О.В., с участием помощника прокурора Шенкурского района Архангельской области Румянцевой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Шенкурске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Наводовская основная школа», Администрации Шенкурского муниципального района и Районному отделу образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении и профинансировать указанные мероприятия,

установил:

и.о. прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лицобратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении.

Свои требования мотивирует тем, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Шенкурского муниципального района, в том числе в МБОУ <данные изъяты> было установлено, что на всех объектах МБОУ <данные изъяты> отсутствует система передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Все объекты МБОУ <данные изъяты> не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. В здании спортивного корпуса МБОУ <данные изъяты> отсутствует система видеонаблюдения. Также здание школы, здание спортивного корпуса и здание Наводовского детского сада МБОУ <данные изъяты> не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, не оборудованы на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений, контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), стационарными или ручными металлоискателями. С учетом проведенной органами прокуратуры дополнительной проверки и уточнения исковых требований прокурор просил возложить на МБОУ <данные изъяты> обязанность до 30.03.2023:

1) обеспечить поддержание в исправном состоянии системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в здании школы МБОУ <данные изъяты> (<адрес>

2) обеспечить здание спортивного корпуса <адрес> и Блудковского детского сада <адрес> МБОУ <данные изъяты> системой передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

3) обеспечить системой видеонаблюдения здание спортивного корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> <адрес>

4) обеспечить здание школы <адрес>, здание спортивного корпуса (<адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> охранной сигнализацией;

5) обеспечить здание школы (<адрес> здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

6) оборудовать здание школы <адрес>), здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

7) оборудовать основные входы в здание школы <адрес> здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

8) оборудовать здание школы <адрес> здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты>

Обязать администрацию Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области в срок до 30.03.2023 профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

В судебном заседании помощник прокурора Шенкурского района Румянцева И.В. исковые требования, с учетом их уточнения, поддержала.

Ответчики МБОУ «<данные изъяты> администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области представителей не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной повестки, а также расписками в получении судебных повесток.

От заведующего Районным отделом образования Шенкурского района К.А.П. поступило ходатайство, в котором он уточненные исковые требования прокурора признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ранее от администрации Шенкурского муниципального района поступили возражения по существу иска и обращено внимание на то, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания муниципальными образовательными учреждениями осуществляется Районным отделом образования администрации Шенкурского муниципального района, что указано в соответствующем положении. Глава муниципального района полагал, что именно Районный отдел образования является надлежащим ответчиком. Кроме того, обратил внимание на то, что здание Блудковского детского сада принадлежит на праве собственности муниципальному образованию <данные изъяты>», к компетенции которого относится выполнение требований антитеррористической защищенности.

Директор МБОУ <данные изъяты> С.Л.С.. в возражениях на исковые требования указала, что система вызова экстренных оперативных служб осуществляется через стационарные или мобильные телефоны. На объектах образовательного учреждения принят условный сигнал в виде длинного звонка на случай возникновения потенциальной угрозы чрезвычайной ситуации. Здание спортивного корпуса не оборудовано камерами видеонаблюдения в связи с отсутствием финансирования. Кроме того, обеспечить здание школы, спортивного корпуса и здание детского сада охраной сотрудниками частных охранных организаций не представляется возможным, ввиду отсутствия таковых на территории МО <данные изъяты>

Суд, заслушав помощника прокурора Шенкурского района Румянцеву И.В., исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании).

В пунктах 1, 3 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон о противодействии терроризму) указано, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (часть 3.1 статья 5 Закона о противодействии терроризму).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона о противодействии терроризму Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования к антитеррористической защищенности № 1006).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения и на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (пункт 6 Требований к антитеррористической защищенности № 1006).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии.

В отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия:

- оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации;

- обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

- оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями (подпункты «а-д» пункта 25 Требований к антитеррористической защищенности № 1006).

В судебном заседании установлено, что МБОУ <данные изъяты> является некоммерческой организацией, созданной с целью осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего образования, наделено статусом бюджетного учреждения, функции и полномочия учредителя которой осуществляют Администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования Администрации Шенкурского муниципального района (пункты 1.1, 1.6 Устава МБОУ <данные изъяты>

Прокуратурой Шенкурского района Архангельской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях Шенкурского муниципального района, в том числе в МБОУ <данные изъяты>

В ходе проверки установлено, что в ведении МБОУ <данные изъяты> находится 4 объекта: здание школы <адрес> здание спортивного корпуса <адрес> Наводовский детский суд <адрес> и Блудковский детский сад <адрес>

В ответ на запрос прокурора директором МБОУ <данные изъяты> С.Л.С. направлена информация от 24.05.2021 , согласно которой здания школы, спортивного корпуса и Наводовского детского сада отнесены к объектам третьей категории опасности, а здание Блудковского детского сада - к четвертой категории опасности.

26.05.2021 в адрес заведующего Районным отделом образования администрации Шенкурского муниципального района К.А.П. прокурором вынесено представление об устранении выявленных нарушений требований антитеррористической защищенности:

- на всех 4 объектах защиты МБОУ <данные изъяты> установлены системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, но не подключены;

- все 4 объекта защиты МБОУ <данные изъяты> не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

- здание спортивного корпуса МБОУ <данные изъяты> не оснащено системой видеонаблюдения;

- здание школы, здание спортивного корпуса и здание Наводовского детского сада МБОУ <данные изъяты> не обеспечено охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- здание школы, здание спортивного корпуса и здание Наводовского детского сада МБОУ <данные изъяты> не оборудовано на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- основные входы в здания школы, спортивного корпуса и Наводовского детского сада МБОУ <данные изъяты> не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

- здание школы, здание спортивного корпуса и здание Наводовского детского сада МБОУ <данные изъяты>» не оборудованы стационарными или ручными металлоискателями.

До настоящего времени выявленные нарушения требований антитеррористической защищенности со стороны МБОУ <данные изъяты> не устранены.

В ходе проведенной прокурором дополнительной проверки 11.04.2022 установлено, что система передачи тревожных сообщений осуществляется посредством тревожной кнопки в зданиях школы и Наводовского детского сада, однако договоры на обслуживание данных тревожных кнопок не заключены.

Система передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в здании школы и Наводовском детском саду обеспечивается при помощи стационарного телефона, а в зданиях спортивного корпуса и Блудковского детского сада при помощи мобильного телефона, что не отвечает требованиям системности.

Кроме того, все объекты защиты МБОУ <данные изъяты> имеют систему оповещения и управления эвакуацией, отвечающих требованиям автономности.

Охранные сигнализации в здании школы, здании спортивного корпуса и здании Наводовского детского сада МБОУ <данные изъяты> отсутствуют. В здании спортивного корпуса отсутствует система видеонаблюдения.

Кроме того, здание школы, здание спортивного корпуса и здание Наводовского детского сада МБОУ <данные изъяты> не обеспечены охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В зданиях школы, спортивного корпуса и Наводовского детского сада МБОУ <данные изъяты> не оборудованы на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Кроме того, на основных входах в указанные объекты отсутствуют контрольно-пропускные пункты (посты охраны), стационарные и ручные металлоискатели.

По изложенным обстоятельствам суд находит, что исковое заявление прокурора в части возложения ряда обязанностей, изложенных в просительной части уточненных исковых требований прокурора от 11.04.2022 , на ответчика МБОУ <данные изъяты> является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурором заявлен срок для выполнения возлагаемых на МБОУ <данные изъяты> обязанностей - до 30.03.2023. Лица, участвующие в деле, возражений в части определения срока исполнения требований не представили. Заведующий районным отделом образования Шенкурского района К.А.П. уточненные исковые требования прокурора признал.

Поскольку в данном случае продолжительность выполнения возлагаемых на ответчика МБОУ <данные изъяты> обязанностей ставит в прямую зависимость соблюдение мер и обеспечения безопасности жизни и здоровья обучающихся и работников учреждения, суд считает обоснованным и разумным установление срока для исполнения решения суда до 30.03.2023.

В части требований о возложении обязанности по финансированию мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности суд приходит к следующим выводам.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ и пункту 1.6 Устава МБОУ <данные изъяты> функции и полномочия учредителей данного образовательного учреждения осуществляют администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области.

Одним из вопросов местного значения муниципального района является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (пункт 6.1 часть 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно пункту 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В силу пункта 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как указано в пункте 1.15 Устава МБОУ <данные изъяты> финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Шенкурского муниципального района <адрес>.

Решением собрания депутатов Шенкурского муниципального района от 28.05.2021 № 258 утверждено Положение о Районном отделе образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области (далее - Положение № 258), в пунктах 1.1, 1.3 которого указано, что Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области является структурным подразделением администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области, уполномоченным в сфере управления образованием. Районный отдел образования является муниципальным казенным учреждением.

Функциями Районного отдела образования является: осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными образовательными организациями в пределах выделенных бюджетных ассигнований (пункт 3.1.7), осуществление функций распорядителя бюджетных средств в отношении муниципальных образовательных организаций, установленных бюджетным законодательством (пункт 3.2.3).

Из вышеизложенного следует, что Районный отдел образования, как соучредитель, несет ответственность по обязательствам образовательной организации, которая в свою очередь не обязана самостоятельно, вне объема выделенных ей учредителем средств осуществлять мероприятия, в том числе по антитеррористической защищенности.

Согласно части 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2).

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (часть 7).

Согласно части 2 статьи 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Администрация Шенкурского муниципального района в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ведомственной структурой расходов бюджета МО «Шенкурский муниципальный район» на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годы, являющейся приложением к Решению Собрания депутатов Шенкурского муниципального района Архангельской области от 10.12.2021 № 287, является органом, осуществляющим полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого в качестве структурного подразделения находится МКУ Районный отдел образования.

Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).

В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В пункте 6.1 Положения № 258 указано, что имущество Районного отдела образования является муниципальной собственностью Шенкурского муниципального района Архангельской области и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Фактически в рамках спорных правоотношений, принимая во внимание то, что Администрация Шенкурского муниципального района и Районный отдел образования являются соучредителями образовательного учреждения, а правовой статус Районного отдела образования предусматривает получение лимитов бюджетных обязательств от главного распорядителя средств местного бюджета, то ответственность Администрации Шенкурского муниципального района является субсидиарной.

Проанализировав представленные в материалы дела документы, а также положения норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного прокурором требования о возложении обязанности по финансированию расходов на выполнение возложенных на МБОУ <данные изъяты> обязательств по устранению нарушений требований по антитеррористической защищенности объекта образования на Районный отдел образования, а также в субсидиарном порядке на главного распорядителя средств местного бюджета - администрацию Шенкурского муниципального района.

Доводы главы администрации Шенкурского муниципального района К.О.И. о том, что здание Блудковского детского сада принадлежит на праве собственности муниципальному образованию <данные изъяты> не влияют на решение вопроса о возложении обязанности по финансированию расходов на выполнение требований антитеррористической защищенности на муниципальный район в силу следующего.

Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах МСУ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14 Закона об общих принципах МСУ).

Участие в профилактике терроризма не отнесено законом к вопросам местного значения сельского поселения (часть 3 статьи 14 Закона об общих принципах МСУ).

В силу статьи 23 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в состав Шенкурского муниципального района входят городское и сельские поселения. Статусом сельского поселения наделяется, в том числе, <данные изъяты> (административный центр - <адрес>) с наименованием: сельское поселение <данные изъяты> Шенкурского муниципального района Архангельской области (далее - муниципальное образование <данные изъяты>

Таким образом, обязанность в рамках спорных правоотношений по финансированию расходов на соблюдение требований антитеррористической защищенности, возлагается на Шенкурский муниципальный район в субсидиарном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Также от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в суде общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) (пункт 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ).

Таким образом, с ответчика МБОУ <данные изъяты> за рассмотрение требований неимущественного характера, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования прокурора Шенкурского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению <данные изъяты> Администрации Шенкурского муниципального района и Районному отделу образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму и антитеррористической защищенности в образовательном учреждении и профинансировать указанные мероприятия - удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Наводовская основная школа» обязанность до 30.03.2023:

1) обеспечить поддержание в исправном состоянии системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в здании школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> <адрес>

2) обеспечить здание спортивного корпуса <адрес> и Блудковского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <адрес> системой передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

3) обеспечить системой видеонаблюдения здание спортивного корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> <адрес>

4) обеспечить здание школы <адрес>, здание спортивного корпуса <адрес>) и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> охранной сигнализацией;

5) обеспечить здание школы <адрес> здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

6) оборудовать здание школы <адрес> здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

7) оборудовать основные входы в здание школы <адрес>, здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

8) оборудовать здание школы <адрес>, здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> стационарными или ручными металлоискателями.

Возложить на Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области обязанность в срок до 30.03.2023 обеспечить финансирование мероприятий:

1) по обеспечению поддержания в исправном состоянии системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в здании школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> <адрес>

2) по обеспечению здания спортивного корпуса <адрес> и Блудковского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> системой передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

3) по обеспечению системой видеонаблюдения здание спортивного корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> <адрес>

4) по обеспечению здания школы <адрес> здания спортивного корпуса <адрес> и здания Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> охранной сигнализацией;

5) по обеспечению здания школы <адрес>), здания спортивного корпуса <адрес> и здания Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

6) по оборудованию здания школы <адрес> здания спортивного корпуса <адрес> и здания Наводовского детского сада (<адрес>, д. Никифоровская, <адрес>А) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Наводовская основная школа» на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

7) по оборудованию основных входов в здание школы <адрес> здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Наводовская основная школа» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

8) по оборудованию здания школы <адрес>, здания спортивного корпуса <адрес> и здания Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> стационарными или ручными металлоискателями.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных Районному отделу образования Администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области возложить в субсидиарном порядке на Администрацию Шенкурского муниципального района Архангельской области обязанность в срок до 30.03.2023 обеспечить финансирование мероприятий:

1) по обеспечению поддержания в исправном состоянии системы передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации в здании школы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> <адрес>

2) по обеспечению здания спортивного корпуса <адрес> и Блудковского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Наводовская основная школа» системой передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

3) по обеспечению системой видеонаблюдения здание спортивного корпуса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> <адрес>;

4) по обеспечению здания школы <адрес> здания спортивного корпуса <адрес> и здания Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> охранной сигнализацией;

5) по обеспечению здания школы <адрес>, здания спортивного корпуса <адрес> и здания Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

6) по оборудованию здания школы <адрес> здания спортивного корпуса <адрес> и здания Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> на 1-м этаже помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

7) по оборудованию основных входов в здание школы <адрес> здание спортивного корпуса <адрес> и здание Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Наводовская основная школа» контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);

8) по оборудованию здания школы <адрес> здания спортивного корпуса <адрес> и здания Наводовского детского сада <адрес> муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> стационарными или ручными металлоискателями.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                  С.В. Якивчук

Мотивированное решение суда изготовлено 15 апреля 2022 года.

2-21/2022 (2-566/2021;) ~ М-591/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. прокурора Шенкурского района Архангельской области Писарев С.В.
Ответчики
Администрация Шенкурского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Наводовская основная школа"
Районный отдел образования администрации Шенкурского муниципального района Архангельской области
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Судья
Якивчук С.В.
Дело на странице суда
vinogsud--arh.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2021Передача материалов судье
07.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.01.2022Судебное заседание
28.01.2022Судебное заседание
10.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
15.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее