37RS0010-01-2020-003772-34
Дело № 2-333/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2023 года г. Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Тимофеевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г.Иваново в интересах несовершеннолетнего №, к Департаменту здравоохранения Ивановской области о возложении обязанности обеспечить бесплатными лекарственными препаратами, взыскании денежных средств,
установил:
Прокурор Советского района, действуя в интересах несовершеннолетнего № обратился в суд к Департаменту здравоохранения Ивановской области с вышеуказанными исковыми требованиями, обосновав их следующими обстоятельствами.
ФИО2 является ребенком – инвалидом, страдает заболеванием - муковисцидоз, смешанная форма, среднетяжелое течение. Решением врачебной комиссии ОБУЗ "Областная детская клиническая больница" от ДД.ММ.ГГГГ № ребенку ввиду жизненных показаний нуждаемости в терапии рекомендован лекарственный препарат Колистиметат Натрия (Колистин) в дозе в дозе 1 млн х 2 р/с на 28 дней в течение 6 месяцев (3 раза через 1 месяц).
Однако, ответчик не обеспечил ребенка-инвалида указанным препаратом. В связи с этим родители ребенка самостоятельно приобрели необходимый медицинский препарат Колистин на сумму 106.090,83 рублей.
Исходя из этого, истец (с учетом изменений исковых требований) просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить несовершеннолетнего ФИО2 указанным медицинским препаратом в дозе 1 млн х 2 р/с на 28 дней, взыскать с ответчика в пользу законного представителя ФИО3 денежные средства в размере 106.090,83 руб., затраченные на приобретение данного препарата. Решение суда прокурор просил обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца прокурор ФИО5 заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на изложенные в иске доводы.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 иск прокурора оспаривал, указав, что данный лекарственный препарат отсутствует в Перечне лекарственных препаратов, сформированном Правительством Российской Федерации. Также полагал, что с учетом необходимости проведения установленной законом процедуры закупки препарата, правовые основания для обращения решения суда к немедленному исполнению отсутствуют.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ОБУЗ "Областная детская клиническая больница" по доверенности ФИО7 полагал, что заявленные прокурором района исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представитель ОБУЗ "ГКБ №" в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, ратифицирована Российской ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Пунктом 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 494, определено, что в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
В силу п. 3 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1610 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства, а также из содержания Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - <адрес>) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не зарегистрированное на территории Российской Федерации. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными препаратами распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2885-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год (ЖНВЛП).
Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с названным постановлением, дети-инвалиды до 18 лет обеспечиваются всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалы (по медицинским показаниям) бесплатно.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской ФИО1" ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а ч. 9 ст. 83 Закона предусматривает обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний из этого перечня за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1); перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2); на основании этого перечня Правительство Российской Федерации утверждает Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (часть 3).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.
Из содержания письма Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 21/6/10/2-4878 "О недопустимости отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств субъектов РФ" следует, что Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2021 от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 страдает заболеванием - муковисцидоз, смешанная форма, среднетяжелое течение.
Решением врачебной комиссии ОБУЗ "Областная детская клиническая больница" от ДД.ММ.ГГГГ № ребенку ввиду жизненных показаний нуждаемости в терапии рекомендован лекарственный препарат Колистиметат Натрия (Колистин) в дозе в дозе 1 млн х 2 р/с на 28 дней в течение 6 месяцев (3 раза через 1 месяц). Препарат назначен по жизненным показаниям.
Данное решение врачебной комиссии в установленном законом порядке не оспорено, не отменено, а, следовательно, является легитимным.
Аналогичный препарат в указанной дозе был рекомендован главный внештатным детским специалистом Департамента здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Нуждаемость несовершеннолетнего в применении показанного ему лекарственного препарата по жизненным показаниям не опровергалась участниками процесса.
В связи с необходимостью получения указанного препарата, законный представитель несовершеннолетнего обратилась в Департамент здравоохранения <адрес> с соответствующим заявлением.
Однако, ответчик не обеспечил ребенка-инвалида указанным препаратом. В связи с этим родители ребенка самостоятельно приобрели необходимый медицинский препарат Колистин на сумму 106.090,83 рублей (на 2 курса), что подтверждается платежными документами.
Таким образом, на момент обращения в суд несовершеннолетний не обеспечен ответчиком лекарственным препаратом, назначенным ему по жизненным показаниям.
Препарат был назначен несовершеннолетнему по жизненным показаниям решением врачебной комиссии в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 494, то есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата.
Суд приходит к выводу о том, что не обеспечение несовершеннолетнего назначенного ему лекарственным препаратом ведет к нарушению его конституционных прав на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания ее жизни и здоровья.
В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В соответствии с постановлением правительства <адрес> от 28.12.2012 N 578-п "Об утверждении Положения о департаменте здравоохранения <адрес>" Департамент здравоохранения <адрес> является (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти <адрес>, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам охраны здоровья граждан, а также функциональное регулирование в сфере охраны здоровья граждан на территории <адрес>
Согласно п. 2.9 названного Положения, департамент здравоохранения <адрес> в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» осуществляет следующих полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В силу п. 2.30 Положения, департамент здравоохранения <адрес> осуществляет в случаях и порядке, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных полномочия главного администратора доходов областного бюджета, главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на Департамент полномочий.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами истца, что Департаментом здравоохранения <адрес> не выполнена обязанность, предусмотренная действующим законодательством по обеспечению истца, являющегося инвалидом - детства и страдающего заболеванием, необходимым лекарственным средством, назначенным ему по жизненным показаниям, в результате чего было нарушено гарантированное законом право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами.
Доказательств того, что Департаментом здравоохранения <адрес> организовано бесперебойное обеспечение истца жизненно важным медицинским препаратом, в необходимом ей объеме, не ставящем под угрозу жизнь и здоровье ребенка-инвалида, материалы дела не содержат.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что ответчик надлежащим образом не организовал обеспечение несовершеннолетнего ребенка-инвалида ФИО2, страдающего редким заболеванием, необходимым лекарственным препаратом, рекомендованным ему по жизненным показаниям решением врачебной комиссии, не представил доказательств, опровергающих нуждаемость несовершеннолетней в указанном препарате, суд считает, что исковые требования прокурора района о взыскании с ответчика расходов законного представителя несовершеннолетнего ФИО3 в размере 106.090,83 руб. и о возложении обязанности обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным средством Колистиметат Натрия (Колистин) в дозе 1 млн х 2 р/с на 28 дней подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным
Разрешая требование истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку предоставление лекарственных препаратов за счет средств бюджетных ассигнований всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации оказывается в рамках ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, суд полагает требование об обращении решения суда к немедленному исполнению не подлежащим удовлетворению.
При этом, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает Департаменту срок для обеспечения несовершеннолетнего лекарственным препаратом - до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования <адрес>, в интересах несовершеннолетнего ФИО2, удовлетворить частично.
Возложить на Департамент здравоохранения <адрес> обязанность организовать обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жизненно необходимым лекарственным препаратом Колистиметат Натрия (Колистин) в дозе 1 млн х 2 р/с на 28 дней, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> в пользу ФИО3, законного представителя ребенка-инвалида ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, денежные средства в размере 106.090,83 руб.
В удовлетворении требования об обращении решения суда к немедленному исполнению - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Тимофеева Т.А.
Мотивированное решение составлено 31 января 2023 года