Дело № 12-134/2024
РЕШЕНИЕ
25 марта 2024 года г. Самара
Судья Железнодорожного районного суда г. Самара Грайворонская О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Каприелянц А.В. на определение заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области №48116-ц от 28.12.2023г. о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов по делу для устранения недостатков, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ДЖКХ»,
УСТАНОВИЛ:
Определением заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области №48116-ц от 28.12.2023г. о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов по делу для устранения недостатков, предусмотренного по ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ДЖКХ» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ДЖКХ» возвращено заместителю прокурора Комсомольского района г. Тольятии Самарской области для устранения выявленных недостатков, в срок установленный ст.28.8 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным определением, и.о. прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Каприелянц А.В. обратился в суд с протестом, в котором просил постановление административного органа отменить и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Самарской области. В обосновании своих доводов указал, что прокуратурой <адрес> при рассмотрении обращения жителей многоквартирного <адрес> в <адрес> по вопросам ненадлежащего содержания общедомового имущества управляющей компанией придомовой территории проведены надзорные мероприятия, по результатам которых выявлены нарушения. Данный многоквартирный дом находится на управлении ООО «ДЖКХ». Работы ООО «ДЖКХ» по состоянию на 31.08.2023г., запланированные в рамках текущего ремонта на 2020, 2021, 2022 не выполнены в полном объеме. За нарушение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица –ООО «ДЖКХ» о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. 19.12.2023 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и материалы проверки были направлены руководителю Государственной жилищной инспекции Самарской области Катковой В.А. для рассмотрения по существу. 28.12.2023г. Государственной жилищной инспекцией Самарской области вынесено определение № 48116-ц о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов по делу для устранения недостатков, мотивируя свое решение тем фактом, что материалы об административном правонарушении, предусмотренным часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, совершенные юридическим лицом – ООО «ДЖКХ», не содержат копии решения прокуратуры Комсомольского района г. Тольятти о сроках и должностном лице, уполномоченным на проведение проверки, а также что в материалах дела имеется внесенное в адрес ООО «ДЖКХ» представление об устранении нарушений жилищного законодательства №07-04-2023/Прдр786-23-213 в котором перечислены выявленные нарушения в доме №59. При этом указанное представление датировано 13.11.2023, тогда как факт совершения указанных в представлении нарушений установлен только 20.11.2023, что подтверждается материалами дела.
Заместитель прокурора Комсомольского района г. Тольятии Самарской области, представитель ГЖИ Самарской области, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста, суд приходит к следующему выводу.
Частью 2 ст.14.1.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
Лицензионные требования к лицензиату установлены в ч.1 ст.193 ЖК РФ.
Согласно ч.2 ст. 193 ЖК РФ утверждение положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено к компетенции Правительства РФ.
В соответствии с п.3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014г. N 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч.2.3 ст.161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК РФ.
Согласно ч.2.3. ст.161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании ч.2 ст.162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме), в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491.
Пунктом 10 Правил № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий, расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 Правил ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Согласно пункта 11 (1) Правил № 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с Правилами № 170, организация, обслуживающая жилищный фонд и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой <адрес> при рассмотрении обращения жителей многоквартирного <адрес> в <адрес> по вопросам ненадлежащего содержания управляющей компанией придомовой территории проведены надзорные мероприятия, по результатам которых выявлены нарушения. Протоколами общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома на 2020 год утверждены следующие виды работ по статье «Текущий ремонт»: ремонт межпанельных швов в объеме 20 м/п; на 2021 год утверждены следующие виды работ по статье «Текущий ремонт»: ремонт межпанельных швов в объеме 10 м.п., установка светодиодного прожектора фотореле, замена врезок на стояках системы отопления 0,000 d15 мм 4шт, замена врезок на стояках системы отопления ниже 0,000 d20 4 шт.; на 2022 год утверждены следующие виды работ по статье «текущий ремонт»: ремонт межпанельных швов в объеме 55 м/п, ремонт пола керамической плиткой 6 м2. Работы, запланированные в рамках текущего ремонта на 2020-2022г.г. управляющей организацией не выполнены в полном объеме.
В соответствии с пунктом 42 Правил № управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором. Статья 2.4 КоАП РФ гласит, что к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу осуществляет ООО «ДЖКХ».
В соответствии с требованиями статей 25.11, 28.1, 28.4, 28.8 КоАП РФ, ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» 31.08.2023г. прокуратурой Комсомольского района г.Тольятти в присутствии представителя ООО «ДЖКХ» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, которое направлено в Государственную жилищную инспекцию Самарской области на рассмотрение.
По результатам рассмотрения материала Государственной жилищной инспекции Самарской области вынесено определение № 48116-ц от 28.12.2023, согласно которому производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «ДЖКХ» возвращено для устранения недостатков. Исследовав указанные доказательства, должностное лицо Государственной жилищной инспекции Самарской области пришёл к правильному выводу возврате постановления и приложенных материалов.
Так, согласно ч.3 ст.28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Проведение проверок исполнения законов регламентировано Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 проверки проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном
Согласно ч. 2, 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 ("О прокуратуре Российской Федерации" При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия. Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Приказом Генпрокуратуры России от 17.03.2017 N 172 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" утверждена типовая форма решения о проведении прокуратурой проверки, согласно которой в решении должны быть указаны должностные лица, которым поручено ее проведение.
Согласно разъяснений Постановления Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П основания прокурорской проверки обусловливают предмет и пределы ее проведения, в связи с чем реализация прокурором предоставленных ему в рамках функции надзора полномочий вне оснований конкретной проверки исполнения законов некоммерческой организацией и ее должностными лицами, по общему правилу, недопустима, за исключением случаев, когда в ходе ее проведения выявляются признаки иных нарушений законов, оценка которых также не может быть дана вне мероприятий собственно прокурорского надзора. При этом, поскольку осуществление прокурором надзорной функции непосредственно затрагивает права и свободы проверяемых лиц, о начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения - в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки. Иной подход подрывал бы лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти и приводил бы к необоснованному ущемлению гарантированной Конституцией Российской Федерации государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1).
В материалах дела отсутствуют копии решения прокуратуры Комсомольского районного г.Тольятти в отношении ООО «ДЖКХ» о сроках и должностном лице уполномоченном на проведение проверки, ни информации об уведомлении контролируемого органа, следовательно соблюдение порядка проведения проверки материалами дела не подтверждено. Вместе с тем, информации, полученной прокуратурой Комсомольского района г.Тольятти Самарской области при реализации надзорных полномочий от гражданина многоквартирного дома проживающего по адресу <адрес> по вопросу своевременного выполнения работ по текущему ремонту дома было недостаточно для возбуждения дела об административном правонарушении. Прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти Самарской области дополнительно в адрес проверяемого лица ООО «ДЖКХ» было направлено требование №25-032023/2191-23-213 от 18.10.2023 о предоставлении необходимой информации, в связи с поступление обращения жителя. ООО «ДЖКХ» в ответ на указанное требование предоставило запрашиваемые документы, что подтверждается исходящим №3192 от 25.10.2023. По требованию прокуратуры 20.11.2023 специалистом ГЖИ Самарской области принято участие в контрольном (надзорном) мероприятии (осуществлён выход на место по адресу: <адрес>. №, в результате которого выявлено не выполнение работ по текущему ремонту дома, утвержденных решением общего собрания собственников. Требование о необходимости обеспечить представителя проверяемого лица с целью выезда на место ДД.ММ.ГГГГ направлено ДД.ММ.ГГГГ).
При этом имеется представление об устранении нарушений жилищного законодательства №/№ в котором указаны выявленные ДД.ММ.ГГГГ нарушения, датировано ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из доводов жалобы решение о проведении проверки в отношении ООО «ДЖКХ» не выносилось, что не согласуется с требованиями статьи 21 Федерального закона N 2202-1, согласно которой надзор за исполнением законов, в том числе за исполнением жилищного законодательства, осуществляется только в установленном данной статьей порядке.
Следовательно, отсутствие их в материалах настоящего дела позволяет сделать вывод, что такая проверка в отношении ООО «ДЖКХ» проведена прокуратурой Комсомольского района без какого-либо основания для проведения проверки и при отсутствии соответствующего решения прокурора, которое при его наличии следовало довести до сведения ООО «ДЖКХ» не позднее дня начала проверки. При таких обстоятельствах порядок привлечения ООО «ДЖКХ» к административной ответственности не соблюден.
Учитывая вышеизложенное проведение указанной проверки ООО «ДЖКХ» " нельзя признать законным. Полученные в результате проверки доказательства не могут рассматриваться в качестве допустимых для установления факта совершения административного правонарушения, вмененного ООО «ДЖКХ».
Допущенные при проведении проверки ООО «ДЖКХ» нарушения, а также нарушения требований КоАП РФ, допущенные при производстве по настоящему делу, являются существенными и восполнены в ходе рассмотрения дела.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать оспариваемое определение, как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Определение заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области №48116-ц от 28.12.2023г. о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и других материалов по делу для устранения недостатков, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ДЖКХ» - оставить без изменения, а протест и.о. прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Каприелянц А.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение 10 дней со дня получения копии этого решения.
Судья О.В. Грайовронская