УИД №... Дело № №...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
№... года г.Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Тебеньковой Н.В.
при секретаре Добровольском Д.А.,
с участием:
представителя третьего лица Распоповой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Уразалиновой Ольги Каиржановны к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов по Республике Коми, Следственному управлению Следственного комитета РФ по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Уразалинова О.К. обратилась в суд с иском к Министерству финансов по Республике Коми, Следственному управлению Следственного комитета РФ по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, в размере 2 195 530 руб., указав в обоснование иска, что в отношении неё было прекращено уголовное преследование по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, в качестве третьего лица – Прокуратура Республики Коми.
Истец Уразалинова О.К. в судебном заседании участия не приняла, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель третьего лица Прокуратуры Республики Коми, указывая на наличие оснований к взысканию компенсации морального вреда за счет средств казны, полагала заявленную взысканию сумму завышенной.
Ответчики в судебное заседание представителей не направили, извещены, представили письменные отзывы.
Заслушав объяснения представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, в производстве Следственного комитета РФ по Республике Коми находилось уголовное дело №..., возбужденное по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК РФ, по факту полной невыплаты заработной платы и иных установленных законом выплат работникам <данные изъяты> руководителем предприятия.
В рамках указанного уголовного дела ** ** ** в жилище Уразалиновой О.К. по адресу: ..., произведен обыск (уголовное дело, Т. 7, л.д. 31-38).
Также был произведен обыск в жилище Уразалиновой О.К. по адресу: ..., ... (уголовное дело, Т. 7, л.д. 39-47).
В качестве свидетеля по указанному уголовному делу Уразалинова О.К. допрашивалась ** ** **, ** ** **, подвергалась очной ставке ** ** **, в качестве подозреваемой допрашивалась ** ** **, ** ** **, ** ** **.
Постановлением следователя по особо важным делам следственного отдела по г. Сыктывкару Следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Коми от ** ** ** уголовное преследование в отношении Уразалиновой О.В., подозреваемой по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 145.1 УК РФ прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ ввиду отсутствия в её деяниях состава преступления. За Уразалиновой О.К. признано право на реабилитацию в соответствии со ст. 134 УПК РФ.
При изложенных обстоятельствах, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2), гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (статья 53).
Применительно к отношениям, складывающимся в связи с осуществлением уголовного судопроизводства, данное право получило конкретизацию и развитее в главе 18 "Реабилитация" Уголовно-процессуального кодекса РФ.
На основании ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ реабилитация - порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. Реабилитация представляет собой порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда. Уголовным преследованием на основании п. 55 этой же статьи является процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Реабилитация включает в себя возмещение имущественного и морального вреда, а также восстановление иных прав реабилитированного.
Право на реабилитацию, согласно ст. 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ, включает в себя в том числе право на устранение последствий морального вреда; при этом вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда (пункт 1); право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор; подсудимый, уголовное преследование в отношении которого прекращено в связи с отказом государственного обвинителя от обвинения; подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4 - 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; осужденный - в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса; лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры (пункт 2).
Согласно ст.136 Уголовно-процессуального кодекса РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", иски о компенсации морального вреда в денежном выражении в соответствии со ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса РФ предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.
В силу ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Учитывая, что при реабилитации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины следователя, прокурора или суда, не нуждается в подтверждении дополнительными доказательствами факт причинения нравственных страданий истцу, незаконно привлеченному к уголовной ответственности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Уразалинова О.К. имеет право на возмещение морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования за совершение вышеназванного преступления, предусмотренного ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ.
Согласно п. 2 ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Как разъяснено в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному, суд должен учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
В п. 2 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 от 20.12.1994 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", Верховный Суд Российской Федерации дал следующие разъяснения, что понимается под моральным вредом (нравственные или физические страдания), чем может быть причинен моральный вред (действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Приведенные выше правовые нормы свидетельствуют, что моральный вред, причиненный в результате уголовного преследования, заключается в нравственных (негативных переживаниях) или физических страданиях (негативных ощущениях), причиненных действиями должностных лиц, в данном случае, органов предварительного следствия и суда по уголовному преследованию истца, посягающих на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага - честь, достоинство, репутация человека, а также личная свобода и неприкосновенность).
Суд полагает, что незаконным привлечением Уразалиновой О.К. к уголовной ответственности по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ были нарушены её неимущественные права, поскольку она на протяжении длительного периода испытывала эмоциональные переживания, связанные с уголовным преследованием.
В соответствии с п. 1 ст. 1070 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Статьей 1071 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Определяя размер названной компенсации, суд исходит из характера связанных с уголовным преследованием нравственных страданий истца, их степени и объема, с учётом тяжести обвинения и характера перенесённых ограничений – как усматривается из дела, незаконное уголовное преследование истца по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 145.1 УК РФ составило 160 дней (с даты первого допроса в качестве подозреваемой и до вынесения постановления о прекращении уголовного преследования), мер пресечения в отношении Уразалиновой О.К. не выносилось, произведено 2 обыска в жилище Уразалиновой О.К. – по месту её жительства и по месту жительства её родителей.
Кроме того суд учитывает, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и не поддается точному денежному подсчету, а соответственно является оценочной категорией, включающей в себя оценку совокупности всех обстоятельств, такая компенсация производится с целью смягчения эмоционально-психологического состояния потерпевшего, в связи с чем, должна отвечать признакам справедливости и разумности.
По указанным основаниям суд считает необходимым взыскать в пользу Уразалиновой О.К. компенсацию морального вреда в размере 60 000 руб., полагая данную сумму разумной и справедливой, соответствующей установленным обстоятельствам дела.
Постановлением Правительства РФ №329 от 30.06.2004 утверждено Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, в соответствии с которым Министерство финансов Российской Федерации является высшим финансовым органом РФ, осуществляющим, в том числе, координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального казначейства.
Поскольку моральный вред был причинен истцу в результате незаконного уголовного преследования, обязанность по возмещению причиненного истцу морального вреда должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, требования Уразалиновой О.К. к Министерству финансов по Республике Коми, Следственному управлению Следственного комитета РФ по Республике Коми не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Уразалиновой Ольги Каиржановны удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации (ИНН 7710168360) в пользу Уразалиновой Ольги Каиржановны ... компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование в размере 60 000 рублей.
Отказать Уразалиновой Ольге Каиржановне в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Республики Коми, Следственному управлению Следственного комитета РФ по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.В. Тебенькова
Мотивированное решение изготовлено 17.04.2023.