Дело № ... (5-1028/2021)
12RS0008-01-2021-002501-03
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
пос. Медведево 13 января 2022 года
Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Гаврилова Т.Н.,рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Паритет», ИНН 1215098693, ОГРН 1041200431491, юридический адрес: Республика Марий Эл, п.Медведево, ул. Железнодорожная, д.25,о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
<...> года начальником Межрегионального отдела по надзору за объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору ФИО3 ввиду выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности в отношении ООО «Паритет» составлен протокол № ... об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ.
Определением указанного должностного лица от <...> года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Медведевский районный суд Республики Марий Эл.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от <...> года постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от <...> года отменено, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Паритет» возвращено на новое рассмотрение в Медведевский районный суд Республики Марий Эл.
Выслушав защитника ООО «Паритет» Чепурного В.В., пояснившего, что выявленные грубые нарушения требований промышленной безопасности не устранены до настоящего времени, так как требуют значительных временных и финансовых затрат, создают угрозу жизни или здоровью людей, качеству окружающей среды, исследовав протокол об административном правонарушении и представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к статье 9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон №116-ФЗ).
Согласно пункту 1 ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены в статье 9 Федерального закона N116-ФЗ.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в частности, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗорганизация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Согласно п. 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 533 для каждой технологической системы должны предусматриваться меры по максимальному снижению взрывоопасности технологических блоков, входящих в нее, направленные на: предотвращение взрывов внутри технологического оборудования; защиту технологического оборудования от разрушения и максимальное ограничение выбросов из него горючих веществ в атмосферу при аварийной разгерметизации; предупреждение возможности взрывов и пожаров в объеме производственных зданий, сооружений и наружных установок; снижение тяжести последствий взрывов и пожаров в объеме производственных зданий, сооружений и наружных установок.
Согласно п.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 № 420 здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе: в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения; после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений; по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы.
В силу п.п. 39, 171 Федеральных норм и правил и области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 529, налив нефтепродуктов в автомобильные цистерны должен осуществляться по бесшланговой системе шарнирно сочлененных или телескопических устройств, оборудованных автоматическими ограничителями налива. Допускается применение гибких шлангов для налива нефтепродуктов при обосновании в проектной документации (документации на техническое перевооружение). Расстояние от конца наливной трубы до нижней образующей цистерны не должно превышать 200 миллиметров. Каждый насосный агрегат должен иметь паспорт организации-изготовителя, в который заносят все сведения по ремонту и замене комплектующих частей. В паспорте насосного агрегата должен быть указан его срок службы.
Из материалов дела установлено, что на основании решения исполняющего обязанности заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № № ... от <...> года в отношении ООО «Паритет» с <...> года по <...> года по адресу: ..., проведена плановая выездная проверка соблюдения юридическим лицом законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.
В ходе проверки было установлено, что ООО «Паритет» допущены, в том числе, грубые нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта III класса опасности «Склад ГСМ»» рег. № А43-05914-0001, расположенного по адресу: ..., а именно:
- в нарушение положений ст.ст. 7, 9 и 13 Федерального закона № 116-ФЗ; пункта 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 20 октября 2020 года № 420, отсутствует экспертиза промышленной безопасности на здание насосной № 1,
- в нарушение положений ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ; пункта 171 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15 декабря 2020 года № 529, отсутствуют паспорта на насосные агрегаты: АСЦЛ 20-24зав. №№ 73121, 73643, 77138, 72564 эксплуатирующиеся в здании насосной №1,
- в нарушение положений ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ; пункта 39 Федеральных норм и правил и области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 529 на станции налива № 1 в а/цистерны допускается налив нефтепродуктов в автомобильные цистерны без системы шарнирно сочлененных или телескопических устройств;
- в нарушение положений п. 1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ; пункта 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 533, не обеспечены меры по максимальному снижению взрывоопасности на опасном производственном объекте «Склад ГСМ» peг. № А43-05914-0001, III класса опасности ООО «Паритет», направленные на снижение тяжести последствий взрывов и пожаров, и максимальное ограничение выбросов из него горючих веществ в атмосферу при аварийной разгерметизации, а именно: разрушено бетонное покрытие и отсутствует обвалование (каре) па станции налива в а/цистерны №1.
По результатам выездной проверки <...> года в отношении ООО «Паритет» составлены акт выездной проверки № ... и предписание об устранении выявленных нарушений № ....
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО «Паритет» в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу вышеуказанными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № ... от <...> года; актом выездной проверки № ... от <...> года и предписанием № ...; решением исполняющего обязанности заместителя руководителя Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № Р-290-222 <...> года о проведении выездной проверки в отношении ООО «Паритет», не оспаривалось обществом.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, а также указанные выше доказательства, принимая во внимание, что выявленные нарушения представляют собой угрозу жизни или здоровью граждан, причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, прихожу к выводу, что действия ООО «Паритет» подлежат квалификации по ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, как грубое нарушение требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ, для данной категории дела не истек.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Учитывая характер совершенного ООО «Паритет» административного правонарушения, в том числе выявленные в ходе проверки нарушениязаконодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые до настоящего времени не устранены,
так как требуют значительных временных и финансовых затрат, продолжают создавать угрозу жизни или здоровью людей, качеству окружающей среды, выявленные нарушения в области промышленной безопасности представляют реальную угрозу причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, в связи с чем полагаю необходимым назначить ООО «Паритет» наказание в видеадминистративного приостановления деятельности на срок девяносто суток. Менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, исходя из характера нарушений. При этом судья исходит, из пояснений защитника юридического лица о возможности устранения всех выявленных нарушений в данный срок и разъясняет, что на основании ч.3 ст.32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено при условии устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Согласно ч.2 ст.32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.
Исходя из разъяснений, приведенных в п.23.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 КоАП РФ).
Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32.12 КоАП РФ и частью 2 статьи 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно.
Судьей установлено, чтомера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности юридического лица, в отношении ООО «Паритет» не применялась.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать общество с ограниченной ответственностью «Паритет», ИНН 1215098693, ОГРН 1041200431491 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административногоприостановления деятельности в части эксплуатации здания насосной № 1, насосных агрегатов: АСЦЛ 20-24У зав. №№ 73121, 73643, 77138, 72564 (в количестве 4-х ед.), станции налива №1 нефтепродуктов в автомобильные цистерны на опасном производственном объекте «Склад ГСМ» peг. № А43-05914-0001, III класса опасности ООО «Паритет», расположенном по адресу: РФ, Республика Марий Эл, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Железнодорожная, д. 25а, временно прекратив эксплуатацию указанных объектов, на срок
90 (девяносто) суток.
Настоящее постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Т.Н. Гаврилова