РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск 27 ноября 2023г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Луст О.В., при секретаре Ермолаевой И.А.,
с участием истца Пляскиной Е.В., представителя ответчика ФИО., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4729/2023 (УИД 38RS0032-01-2023-005461-97) по исковому заявлению Пляскина Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области об обязании включить периоды учёбы и декретного отпуска в стаж, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Пляскина Е.В. обратилась в Кировский районный суд г.Иркутска с исковым заявлением к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области об обязании включить периоды учёбы и декретного отпуска в стаж, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ она является получателем страховой пенсии по старости, размер пенсии (по расчету ОСФР по <адрес>) составляет 26 361 рублей 43 копейки, который включает фиксированную выплату 7 567,33 рублей. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> с заявлением о предоставлении информации о размере её пенсии и включении периодов в трудовой стаж. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> рассмотрев заявление истца, в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ. за №л со ссылками на Закон № 400-ФЗ, в том числе, сообщил о следующем. Согласно документам выплатного дела общий стаж работы истца составляет 36 лет 03 месяца 3 дня (по данным Трудовой книжки общий стаж работы составляет 45 год 5 месяцев 04 дня). Согласно справке (приложение к ответу СФР) неверно учтены периоды трудовой деятельности в соответствии с данными трудовой книжки Пляскиной Е.В. С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. она обучалась в Ангарском политехникуме, выдан диплом №. Полагает, что расчёт размера страховой пенсии был рассчитан неверно, не все периоды учтены ответчиком.
Просит суд обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области включить Пляскиной Е.В. в страховой стаж периоды нахождения в декретном отпуске с ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; периоды обучения в Ангарском Политехникуме с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.; обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области произвести Пляскиной Е.В. перерасчет размера пенсии с учетом периоды нахождения в декретном отпуске с ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; периоды обучения в Ангарском Политехникуме с ДД.ММ.ГГГГ., начиная с момента назначения пенсии с 14.08.2006г.
В судебном заседании истец Пляскина Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала, полагая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Пляскина Е.В. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Истец, обращаясь с иском в суд, указывает на то, что в страховой стаж не включены периоды нахождения в декретном отпуске с ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; период обучения в Ангарском Политехникуме с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего на момент обращения ПЛяскина Е.В. в пенсионный орган, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2015 г. не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий в части, не противоречащей Федеральной Закону № 400-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действующего в части норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 данного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим.
Такие же положения предусмотрены в ст. ст. 3, 4, 11 - 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введенного в действие с 01.01.2015г.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где:
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на ДД.ММ.ГГГГ;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где:
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 названной статьи.
В силу п. п. 3 и 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
В силу пункта 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный пунктом 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Начиная с 1 января 2013 года этот период ежегодно (с 1 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 Федерального закона N 173-ФЗ.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации принято Постановление N 16/19па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовало до 01 января 2015 года).
Согласно п. 26 указанного Перечня, среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными органами) на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Согласно пп. 8 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Приказом Минтруда России от 28.11.2014г. № 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" предусмотрено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" (п. 15).
Как установлено судом, при назначении страховой пенсии ПЛяскина Е.В. в страховой стаж были зачтены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчёту ответчика, расчет размера страховой части пенсии по старости осуществлен ПЛяскина Е.В. в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона 173-ФЗ, как наиболее выгодный вариант расчета размера пенсии. При этом вариант оценки пенсионный прав с учётом периодов ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет является для истца наименее выгодным вариантом пенсионного обеспечения.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, расчёт ответчика, суд приходит к выводу о том, что расчёт пенсии ПЛяскина Е.В. произведен ответчиком в установленном законом порядке и в интересах истца, по наиболее выгодному варианту. Пенсионным фондом при определении размера пенсии ПЛяскина Е.В. на момент назначения пенсии и на момент перерасчёта, была произведена оценка пенсионных прав путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, который формируется из пенсионных прав в виде стажа и заработка в денежном выражении до ДД.ММ.ГГГГ, общей суммы страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета. Нарушений прав истца со стороны ответчика допущено не было.
Принимая во внимание, что замена периодов трудовой деятельности, периодами ухода за детьми, как просит истец, приведет к уменьшению размера страховой пенсии истца, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в этой части у суда не имеется.
Требования истца о включении в стаж периода обучения в Ангарском политехникуме с ДД.ММ.ГГГГ., также не подлежат удовлетворению. Поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ, доказательств этому, суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют (трудовая книжка также не содержит сведений об обучении). При этом истец не лишён возможности в установленном законом порядке обратиться к ответчику с заявлением о перерасчёте размера пенсии, приложив к нему доказательства обучения.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ПЛяскина Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области об обязании включить периоды учёбы и декретного отпуска в стаж, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости, у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПЛяскина Е.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области об обязании включить периоды учёбы и декретного отпуска в стаж, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.В. Луст
Мотивированный текст решения изготовлен 04.12.2023г.
Судья О.В. Луст