Дело № 2-285/2024
(УИД 55RS0011-01-2024-000349-35)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Горьковское, Омской области 11 июля 2024 года
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., при секретаре судебного заседания Залтан В.Р., с участием прокурора Копыльцова В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Рощинского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к администрации Рощинского поселения Горьковского муниципального районао возложении обязанности устранить нарушения требований санитарного законодательства.
Из искового заявления следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения санитарного законодательства. Установлено, что до настоящего момента энтомологическое (акарологическое) обследование территории поселения с целью определения видового состава и численности иксодовых клещей не проводилось, места общего пользования населенных пунктов поселения, в том числе массового отдыха, территории кладбищ, лесопарковые зоны, акарицидом не обрабатывалась.
Непроведение акарицидной обработки мест массового посещения влечет нарушение прав граждан на охрану здоровья. В соответствии с СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 энтомологического (акарологического) обследования территории поселения с целью определения видового состава и численности иксодовых клещей, прокурор просит обязать ответчика организовать в срок до 01.09.2024 проведение акарицидной обработки мест массового посещения на территории Рощинского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области.
В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал.
Представители ответчика администрации Рощинского сельского поселения Горьковского Муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало, в связи с чем, суд согласно ст. 167 ГПК РФ находит возможным, разрешить заявленный спор при имеющейся явке.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Исходя из п. 12, п. 22 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесены создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры, содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 88, п. 89 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 (далее - СанПиН 3.3686-21) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают организацию и осуществление дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней на эксплуатируемых объектах, транспортных средствах, территориях (прилегающих к объектам населенного пункта, природного очага), в том числе посредством привлечения специализированных организаций, осуществляющих дезинфекционную деятельность, и в этих целях проводят: профилактические (организационные, инженерно-технические, санитарно-гигиенические) мероприятия, предупреждающие заселение объектов грызунами и членистоногими; обследования с целью определения технического и гигиенического состояния объекта и прилегающей к нему территории, учета численности и определения заселенности объектов и территории грызунами и членистоногими; истребительные мероприятия против грызунов и членистоногих; профилактическую и очаговую (текущую и заключительную) дезинфекции по эпидемиологическим показаниям; контроль за проведением дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных мероприятий и их эффективностью.
Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные мероприятия на объектах, транспортных средствах, рекреационных территориях населенных пунктов проводятся персоналом организаций, в соответствии с учредительными документами которых одним из видов экономической деятельности является осуществление дезинфекционной, дератизационной и дезинсекционной деятельности.
Соответствующими требованиями, п. 100-101 СанПиН 3.3686-21 установлено, что в лесопарковой зоне, на территории участков природных очагов, на которых расположены медицинские организации, организации отдыха детей и их оздоровления детей, санатории, базы отдыха, а также на территории населенных пунктов дезинсекция, включая акарицидные и ларвицидные обработки, проводится в весенний, летний периоды, при необходимости, в осенний период.
Кратность плановых обследований на заселенность членистоногими объектов, имеющих особое эпидемиологическое значение, должна составлять не менее 2 раз в месяц, для других объектов - 1 раз в месяц (в местах общего пользования многоквартирных домов, общежитий), в очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, а также анофелогенных водоемов - 1 раз в неделю, открытых территорий - 1 раз в месяц.
Согласно п. 993-999 СанПиН 3.3686-21 противоклещевые мероприятия включают санитарно-экологическое преобразование окружающей среды; дератизационные мероприятия; обработки акарицидными (инсектоакарицидными) средствами участков территорий природных и антропургических очагов. Мероприятия по уничтожению клещей и грызунов проводятся в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных и дератизационных мероприятий. Акарицидами (инсектоакарицидами) обрабатываются наиболее посещаемые населением участки территории природных очагов клещевых инфекций: места массового отдыха, территории загородных предприятий общественного питания, кладбища, садовые участки, дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, базы отдыха; места хозяйственной деятельности (места прокладки средств коммуникации, газо- и нефтепроводов, электрических сетей). Эти территории в том числе являются зонами наибольшего риска контакта людей с клещами.
Акарицидной обработке предшествует энтомологическое (акарологическое) обследование территории с целью определения видового состава и численности иксодовых клещей. Показаниями к проведению акарицидных обработок является обилие клещей в период их максимальной сезонной и суточной активности при благоприятной погоде равное или превышающее 0,5 особей (самок и самцов) на 1 учетную единицу (флаго/км или флаго/час). При выполнении не менее 5 учетных единиц. При этом учетные маршруты должны пролегать по наиболее вероятным местам наличия клещей видов, обитающих на данной территории. Эпидемиологическим показанием к обработкам является ежегодная регистрация за последние 5 лет случаев присасывания клещей к людям, обнаружение возбудителей инфекций в переносчиках и случаев заражения людей инфекциями, передающимися иксодовыми клещами, на данной территории.
Мероприятия по борьбе с иксодовыми клещами проводятся в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий в природных очагах инфекционных заболеваний. Допускается использование средств, разрешенных к применению с этой целью, в соответствии с инструкцией по применению. Эффективность нанесения средств обеспечивается использованием соответствующего оборудования.
Для нанесения средств используется любая аппаратура, предназначенная для распыления рабочих растворов инсектицидов по поверхностям. При обработке территорий допускается применение аппаратуры на автомобилях. Допускается обработка небольших участков пересеченной местности (до 100 га) с помощью ранцевых опрыскивателей. Основным условием проведения обработок является обеспечение равномерного покрытия рабочим раствором всей поверхности.
После проведения акарицидных обработок (через 3 - 5 календарных дней) при благоприятной для активности клещей погоде проводится контроль их эффективности, который необходимо повторить через 15 календарных дней. Обработка считается эффективной, если численность переносчиков не превышает 0,5 особей на 1 флаго/км или флаго/час.
Проведение акарицидных мероприятий должны осуществлять организации, в том числе органы муниципальных образований.
Не проведение акарицидных обработок мест массового посещения влечет нарушение прав граждан на охрану здоровья, и может привести к тяжелым последствиям.
Прокуратурой Горьковского района 24.05.2024 главе Рощинского сельского поселения Горьковского муниципального района внесено представление (л.д. 17-18).
Согласно предоставленного ответа главы сельского поселения на вышеуказанное представление акарицидная обработка территорий не проводилась в связи с отсутствием денежных средств (л.д. 11-14).
Таким образом, ответчиком требования СанПиН 3.3686-21 не исполнены, доказательств обратного суду не представлено.
Пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;
Статьей 39 вышеназванного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ).
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 ФЗ №- ФЗ).
Невыполнение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и бездействие администрацией Рощинского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области по не проведению акарицидной обработки, на часто посещаемых населением участков территории, нарушает права неопределенного круга лиц, создает предпосылку высокого риска заражения людей, так и может повлечь возникновение и распространения инфекционных болезней среди населения.
Учитывая вышеизложенное суд приходит к вывод, что недостаточное финансирование не может служить основанием для освобождения учреждения и организаций от обязанности соблюдения требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, принятых на территории Российской Федерации.
Таким образом, в силу перечисленных норм администрацией поселения должны осуществляться мероприятия по проведение акарицидной обработки мест массового посещения граждан, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вместе с тем, решая вопрос о сроке устранения допущенных нарушений, суд, принимая во внимание необходимость понесения расходов, а также оценивая срок, предлагаемый сторонами, считая разумным создание условий позволяющих сохранить возможность исполнения решения суда, не делая данного обстоятельства невозможным, суд полагает необходимым установить срок проведения энтомологического (акарологического) обследования территории поселения с целью определения видового состава и численности иксодовых клещей до 15.08.2024, срок проведения акарицидной обработки мест массового посещения до 01.09.2024 сможет обеспечить безопасность неопределенного круга лиц к осеннему периоду активности иксодовых клещей, в связи с чем является остаточным для устранения нарушений законодательства, и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Горьковского района Омской области к администрации Рощинского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области удовлетворить.
Обязать администрацию Рощинского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области в срок до 15.08.2024 организовать проведение в соответствии с СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 энтомологического (акарологического) обследования территории поселения с целью определения видового состава и численности иксодовых клещей.
Обязать администрацию Рощинского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области организовать в срок до 01.09.2024 проведение акарицидной обработки мест массового посещения на территории Рощинского сельского поселения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Горьковский районный суд Омской области.
Председательствующий О.В. Блохин
Мотивированное решение суда в окончательной форме принято 11.07.2024