дело № 11-44/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 сентября 2020 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
с участием представителя ответчика - АО «Спецавтохозяйство» Молчанова П.Ю.,
истца Стрипачевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скрипачевой Л. И. к АО «Спецавтохозяйство» о защите прав потребителей, по апелляционной жалобе АО «Спецавтохозяйство» на решение мирового судьи судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 21 мая 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Скрипачева Л. И. обратилась к мировому судье судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области с иском к АО «Спецавтохозяйство» о защите прав потребителя, указав, что в период с 1 января по 20 ноября 2019 года АО «Спецавтохозяйство» не оказывало услуг по вывозу мусора, однако ей была выставлена задолженность за не оказанные услуги. В связи с чем просила возложить на ответчика обязанность снять задолженность за не предоставленную коммунальную услугу за период с января по ноябрь 2019 года, взыскать с ответчика в ее пользу материальный ущерб и компенсацию морального вреда.
В судебном заседании истец Скрипачева Л.И. заявленные требования поддержала в части возложения на ответчика обязанности по снятию задолженности за не предоставленную коммунальную услугу за период с января по ноябрь 2019 года.
Представитель ответчика - АО «Спецавтохозяйство» Редченков А.Ю. исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях.
Решением мирового судьи судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 21 мая 2020 года удовлетворены исковые требования Скрипачевой Л. И. к акционерному обществу «Спецавтохозяйство» о защите прав потребителя. Решением постановлено возложить на АО «Спецавтохозяйство» обязанность снять долг со Скрипачевой Л.И. за не предоставленную коммунальную услугу с января 2019 года по ноябрь 2019 года; взыскать с АО «Спецавтохозяйство» в доход государства в счет уплаты государственной пошлины 400 рублей 00 копеек.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчиком АО «Спецавтохозяйство» подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение мирового судьи от 21 мая 2020 года как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение по существу заявленных требований, поскольку согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является, в том числе заявка потребителя. Для регионального оператора предусмотрена обязанность по размещению на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и адресованного потребителям предложения о заключении данного договора, а для потребителя – обязанность по направлению региональному оператору в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора заявки и документов. Типовая форма договора, информация о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов были размещены 14 ноября 2018 года на сайте АО «СпецАТХ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sah67.ru. Одновременно с этим вся необходимая информация была размещена в газетах: «Смоленские новости» № 57 от 28 ноября 2018 года, «Рабочий путь» № 229 от 29 ноября 2018 года, «Вяземский вестник» № 46 от 22 ноября 2018 года и других газетах Смоленской области. В свою очередь собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, вопреки требованиям закона, свою обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не выполнил, к региональному оператору не обратился, необходимые сведения не сообщил. Следовательно, договор на оказание услуг считается заключенным независимо от наличия письменного договора и вступает в силу на 16 рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора. Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключен с потребителем – Скрипачевой Л.И. на условиях типового договора. Отмечается, что совершение конклюдентных действий в виде оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО или использования контейнерных площадок потребителем не является обязательным для заключения договора с региональным оператором. Положений о необходимости совершения конклюдентных действий правила обращения с твердыми коммунальными отходами не содержат. Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с Типовым договором. Указание мировым судьей в решении о том, что в опубликованной типовой форме договора должно быть указано конкретное место накопления ТКО для Скрипачевой Л.И., ошибочно. Такие сведения включаются в договор на основании заявки потребителя, заявки на оказание услуг по обращению с ТКО от Скрипачевой Л.И. не поступало. В соответствии с условиями Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах, утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Потребитель обязан осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. При заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО без письменной формы местоположение контейнерной площадки по конкретному договору следует определять в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области включает в себя реестр контейнерных площадок, расположенных на территории г. Вязьма Вяземского района Смоленской области (более 160 контейнерных площадок). Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области размещена в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, ознакомиться с ней возможно без регистрации и взимания платы. В соответствии с п. 1 ст. 24.6 ст. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Таким образом, исполнение обязанности региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами связывается с созданным место (площадкой) накопления твердых коммунальных отходов. В силу ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. Вопрос об организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в зоне частной застройки в соответствии с санитарными правилами и нормами, решается также собственниками земельных участков совместно с органами местного самоуправления. Таким образом, в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления и твердых коммунальных отходов, и региональный оператор не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок. Ненадлежащее оборудование и содержание органами местного самоуправления мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или их фактическое отсутствие в непосредственной близости от жилого дома конкретного потребителя не свидетельствует о неоказании региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и не является основанием для освобождения потребителей от обязанности по оплате данной услуги. В соответствии с Правилами региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальным отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Доказательств того, что в спорный период Скрипачева Л.И. осуществляла самостоятельное транспортирование ТКО, не нарушая требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательства в сфере обращения с отходами ответчиком суду не представлено. Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Следовательно, обращение с ТКО потребителями должно осуществляться посредством заключения соответствующего договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются такие отходы, а также осуществлять накопление ТКО в местах (площадках) накопления, в том числе в случае их удаленности на расстояние более 100 метров. АО «Спецавтохозяйство», являясь региональным оператором, осуществляет транспортирование ТКО на территории всей области, обеспечивая обращение со всеми образующими на территории субъекта ТКО. Отмечает, что требования СанПиН относительно удаленности контейнерных площадок от индивидуального жилого дома на расстоянии, превышающее 100 метров, устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, и не являются обязательными при размещении контейнеров в районе уже сложившейся застройки. Таким образом, нахождение ближайшей контейнерной площадки на расстоянии более 100 метров от жилого дома Скрипачевой Л.И. не является препятствием к использованию данной контейнерной площадки и оказанию региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО. Для обеспечения надлежащего санитарного состояния в зоне индивидуальной жилой застройки, где не имеется мест (площадок) накопления ТКО, региональным оператором организовано оказание услуги бестарным способом (так называемый «провозной сбор»). Такой сбор оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО применяется региональным оператором и в отношении <адрес>, где расположен индивидуальный жилой дом истца. Скрипачева Л.И., пользуясь предоставленной ей региональным оператором коммунальной услугой по обращению с ТКО, фактически освобождена от обязанности оплачивать оказанные ей услуги, что противоречит действующему законодательству. Мировым судьей ошибочно сделан вывод о несоответствии типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО АО «Спецавтохозяйство» Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – АО «Спецавтохозяйство» Молчанов П.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в нем основаниям.
Истец Скрипачева Л.И. поддержала поданные возражения на апелляционную жалобу, согласно которым в связи с отсутствием контейнерных площадок услуги по вывозу мусора не оказываются, тем самым начисленная плата за предоставленные коммунальный услуги по обращению с ТКО считает незаконной. В соответствии с требованиями СаНПиН контейнерные площадки должны размещаться не ближе 20 метров и не дальше 100 метров от жилого дома. Жители <адрес> своего согласия на вынос мусора в контейнерные площадки, расположенные на близлежащих улицах, не давали. Считает, что АО «Спецавтохозяйство» незаконным путем, без ее согласия, получило ее (Скрипачевой Л.И.) персональные данные. В связи с образовавшейся задолженностью по оплате за коммунальные услуги по обращению с ТКО ей с ноября 2019 года перестали выплачивать компенсацию за ЖКУ в размере 50%.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Пунктом 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
Судом установлено, что в Смоленской области АО «Спецавтохозяйство» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО.
С 1 января 2019 года АО «Спецавтохозяйство» приступило к осуществлению деятельности по обращению с ТКО на территории всей Смоленской области и является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей – физических лиц.
14 ноября 2018 года на сайте АО «Спецавтохозяйство» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.sah67.ru была размещена типовая форма договора, информация о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов. Одновременно с этим вся необходимая информация размещена в газетах: «Смоленские новости» № 57 от 28 ноября 2018 года, «Рабочий путь» № 229 от 29 ноября 2018 года, «Вяземский вестник» № 46 от 22 ноября 2018 года и других газетах Смоленской области.
Размер оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитан АО «Спецавтохозяйство» исходя из норматива накопления ТКО, утверждаемого органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Норматив накопления ТКО для жителей Смоленской области установлен приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28 апреля 2017 года № 281-1/0103 на 1 расчетную единицу в год в размере 1,82 куб.м.
Предельный тариф установлен постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18 декабря 2018 года № 218 в размере 608 рублей 30 копеек (с НДС) за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года; постановлением от 19 декабря 2019 года № 304 в размере 589 рублей 89 копеек (НДС не облагается) за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Скрипачевой Л.И. принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.
На имя Скрипачевой Л.И. открыт лицевой счет ХХХ, количество расчетных единиц - 1.
Проживая в указанном жилом доме, истец является потребителем коммунальных услуг, ежемесячно в ее адрес направлялись соответствующие счета-квитанции, в которых отражена задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО перед АО «Спецавтохозяйство».
Как отражено в выписке от 16 марта 2020 года из лицевого счета ХХХ, на одного человека проживающего в <адрес>, с 1 января 2019 года ежемесячно начисляется 92 рубля 26 копеек; за период с января по ноябрь 2019 года образовалась задолженность (л.д.30), которую истец просит снять, поскольку в указанный период коммунальная услуга по вывозу мусора не предоставлялась в связи с отсутствие контейнеров на расстоянии не более 100 метров.
Истец Скрипачева Л.И. в судебном заседании поясняла, что письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ней и АО «Спецавтохозяйство» не заключался, она живет одна, мусора у нее нет, все перерабатывается.
Однако под конклюдентными действиями понимаются действия контрагента, выражающие согласие на заключение договора. Такими действиями, в отношении оказания услуги по обращению с отходами, могут быть такие действия потребителей, как фактическое пользование услугой (помещение отходов в мусоровозы, иные емкости для размещения отходов, оплата услуг регионального оператора, согласно выставленной квитанции).
Согласно платежному документу на имя плательщика Скрипачевой Л.И. (л.д. 8) за период с января по октябрь 2019 включительно образовалась задолженность в сумме 922 рубля 60 копеек.
Довод АО «Спецавтохозяйство» о том, что отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа, не препятствует региональному оператору оказывать услуги и взимать с потребителей плату в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 5 постановления Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», суд считает обоснованным, в силу следующего.
Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1). В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей (п. 2). В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4).
В соответствии с п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Из вышеизложенного следует, что в силу закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).
Согласно абзацу 2 пункта 6 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее – конклюдентные действия) (абзац второй).
Абзацем 2 пункта 7 Правил предусмотрено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами.
В силу пункта 8(4) постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 8(5) указанного постановления заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение).
В силу пункта 8(8) названного постановления заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.
В данном случае от Скрипачевой Л.И. в 15-дневный срок после опубликования публичной оферты (14 ноября 2018 года) не поступило заявки на заключение договора и/или протокола разногласий на данное предложение, следовательно, данный договор считается заключенным автоматически независимо от наличия письменного договора.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 гожа № 1156.
При указанных обстоятельствах выводы мирового судьи о том, что в письменном виде договор на оказании услуги по обращению с ТКО АО «Спецавтохозяйство» не был заключен со Скрипачевой Л.И., являются необоснованными, так как в судебном заседании установлено, что данный договор с региональным оператором был заключен со Скрипачевой Л.И. на условиях типового договора, что не противоречит закону.
В силу пункта 13 Правил региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Согласно пункту 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ответственность за создание и содержание общих контейнерных площадок на территориях муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.
Пункт 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, устанавливает требования к местам накопления ТКО: для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта; размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5; расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Санитарные требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, пунктом 2.2.3 санитарных правил «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88 (далее по тексту - «санитарные правила СанПиН 42-128-4690-88»), согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м.
Нормы Правил № 354, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года, определяющие требования к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО, не содержат обязательные требования, либо ссылки на иные законодательные акты, к расстоянию от жилого дома до мест накопления твердых коммунальных отходов.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО в Смоленской области утверждена приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 14 января 2019 года № 0005/0103 «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области».
Указанная территориальная схема обращения с отходами содержит сведения о количестве контейнерных площадок, организованных на территории муниципального образовании «Вяземский район» Смоленской области, без конкретизации адресов их местонахождения, типов контейнеров и т.д.
Доказательства невозможности размещения Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области контейнерных площадок с соблюдением установленных п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 санитарных разрывов для обеспечения потребностей жителей частных домов, расположенных в <адрес>, из-за сложившейся застройки в районе указанного переулка города суду не представлены.
На территории, прилегающей к жилому дому № ХХХ Скрипачевой Л.И. по <адрес>, контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора, отвечающая требованиям вышеупомянутых санитарных правил, отсутствует, что не оспаривается сторонами.
Нахождение ближайшей контейнерной площадки на расстоянии более 100 м. от жилого дома истца не является препятствием по использованию площадки и оказанию региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО. Для обеспечения надлежащего санитарного состояния в зоне индивидуальной жилой застройки, где не имеется мест (площадок) накопления ТКО, региональным оператором организовано оказание услуги бестарным способом (провозной сбор).
Выводы суда первой инстанции о существенной отдаленности имеющихся площадок (контейнеров) для сбора твердых бытовых отходов не являются основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с ТКО не оказывается, поскольку действующим законодательством обязанность по установке контейнеров на регионального оператора не возлагается, ответственность за организацию мест (площадок) накопления ТКО несут органы местного самоуправления и собственники отходов (потребители), что следует из пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 августа 2018 года № 1039.
Истец ссылается на то, что не использует для складирования ТКО контейнеры на площадках, указанных АО «Спецавтохозяйство», поскольку у нее мусор вообще отсутствует.
Однако данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Скрипачева Л.И. не складируют ТКО в любые ближайшие контейнеры и что услуга считается региональным оператором неоказанной.
Таким образом, при условии обеспеченности истца в доступных местах мусорными контейнерами, при отсутствии доказательства того, что она такими услугами не пользовались, оплата ею услуг по сбору и вывозу ТКО АО «Спецавтохозяйство» в силу статьей 153, 154 ЖК РФ является обязательной.
В ходе судебного заседания установлено, что между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора, что региональный оператор АО «Спецавтохозяйство» оказывал в спорный период услуги по вывозу твердых коммунальных отходов надлежащим образом, отдаленность имеющихся площадок (контейнеров) для сбора твердых бытовых отходов не является основанием считать, что региональным оператором услуга по обращению с ТКО не оказывалась.
При этом Скрипачева Л.И. по вопросам некачественного оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и перерасчету задолженности к региональному оператору АО «Спецавтохозяйство» не обращалась.
В соответствии с пунктом 148 (39) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В этой связи у мирового судьи отсутствовали законные основания для освобождения истца от обязанности оплаты услуг по вывозу ТКО за спорный период.
Довод истца Скрипачевой Л.И. о том, что в платежном документе для внесения платы за предоставленные коммунальные услуги по обращению с ТКО указаны ее персональные данные, чем нарушается ответчиком закон «О персональных данных», которые могут обрабатываться лишь с ее (Скрипачевой Л.И.) согласия, которое получено не было, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных физических лиц, а также с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Статьей 3 названного Федерального закона определено, что: персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п.1); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3); распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (п.5); предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц (п.6).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в следующих случаях: обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах (п. 3); обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5).
Пункт 5 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона, допуская обработку персональных данных, если она необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, направлен на реализацию принципа надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона (статья 309 ГК РФ), обеспечивает защиту прав участников договорных отношений, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, справедливый баланс их законных интересов и не может расцениваться как нарушающий конституционные права и свободы заявителя в указанном в жалобе аспекте (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2018 года № 1810-О).
Согласно ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Истцом не представлено достоверных и обоснованных доказательств, свидетельствующих о том, что информация, размещенная в платежных документах АО «Спецавтохозяйство» каким-либо образом нарушила ее права и законные интересы, создала препятствия к их осуществлению.
Доказательств использования АО «Спецавтохозяйство» имеющихся в материалах дела сведений о персональный данных Скрипачевой Л.И. в целях несвязанных с рассмотрением настоящего дела, совершения ответчиком действий, нарушающих права истца на неприкосновенность частной жизни, материалы дела не содержат.
Как указано выше, в силу п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных допускается, в том числе, если она осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.
Процессуальные действия ответчика как стороны судебного спора находятся в пределах предоставленных процессуальным законом прав, сведения о данных истца содержатся в материалах дела, рассмотренного в открытом судебном заседании, то есть при осуществлении правосудия, соответствуют п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ. Участие гражданина в судебных разбирательствах по гражданским делам не может являться личной тайной и составляющей частной жизни гражданина.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции приходит к вводу о том, что взимание платы с истца Скрипачевой Л.И. за коммунальную услугу по обращению ТКО за период с 1 января по 30 октября 2019 года является правомерным и у ответчика имеются законные правовые и фактические основания для взимания с истца платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами.
При рассмотрении настоящего спора мировым судьей необъективно исследованы и оценены представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, неправильно применены нормы материального права.
Допущенное мировым судьей нарушение норм материального права привело к неправильному разрешению дела в данной части и в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда и принятию нового решения по правилам п. 2 ст. 328 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах, решение мирового судьи судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от дд.мм.гггг. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Скрипачевой Л.И. к АО «Спецавтохозяйство» о защите прав потребителя.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка № 54 в муниципальном образовании «Вяземский район» Смоленской области от 21 мая 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Скрипачевой Л. И. к АО «Спецавтохозяйство» о защите прав потребителя.
Судья Т.Н. Красногирь
23.09.2020-объявлена резолютивная часть,
29.09.2020 – составлено мотивированное апелляционное определение,
23.09.2020-вступило в законную силу