Судья Чиркова В.О.
Дело № 7-1227/2020 (12-579)
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев в судебном заседании 18 августа 2020 г. в г. Перми жалобу Соромотиной Людмилы Афанасьевны на постановление судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 17 июня 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 17 июня 2020 г. Соромотина Л.А. признана виновной в свершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее про тексту - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заявитель просит постановление судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить, указав на незаконность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении. Считает, что статья 6.3 КоАП РФ может применяться только при нарушении федеральных законов. Указывает на то, что режим чрезвычайной ситуации в порядке, установленном Федеральным законом № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", не введен, а в Указе Губернатора Пермского края № 23 от 29 марта 2020 г. отсутствует указание на введение ограничительных мероприятий (карантина). Считает, что режим повышенной готовности вводится Правительством Российской Федерации, а он не введен. Судьей городского суда не учтено, что на лиц, прибывших на территорию Пермского края, и находящихся на изоляции в домашних условиях, распространяются положения пункта 5 Указа Губернатора Пермского края № 23 от 29 марта 2020 г., регламентирующего действия физических лиц в период самоизоляции. Считает необоснованными ссылки судьи городского суда на Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации № 65 от 16 декабря 2013 г., поскольку больным, а также лицом, с подозрением на поименованные в постановлении болезни привлекаемая не является, поскольку способом доказывания наличие болезни является положительный результат соответствующего лабораторного исследования, которое в отношении нее не проводилось. Судьей не учтено, что в протоколе об административном правонарушении указана квалификация по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ и неверно переквалифицировал действия привлекаемой по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в нарушение пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При рассмотрении жалобы в краевом суде Соромотина Л.А., извещенная о времени и месте, участие не принимала.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, статья 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.).
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г.) охрана здоровья граждан (охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-эпидемиологического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; обязательного подтверждения соответствия продукции санитарно-эпидемиологическим требованиям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека; государственной регистрации потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции; проведения социально-гигиенического мониторинга; научных исследований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов, направленных на своевременное информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 10 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. 1. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
На основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14 марта 2020 г. № 5-рпп "О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ТП РСЧС) Пермского края введен режим функционирования "Повышенная готовность" и установлен региональный уровень реагирования с 00.00 час. 15 марта 2020 г.
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г., подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.) издан Указ Губернатора Пермского края № 23 от 29 марта 2020 г. "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" (далее по тексту - Указ Губернатора Пермского края № 23 от 29 марта 2020 г.).
На основании Указа Губернатора Пермского края № 23 от 29 марта 2020 г. (в редакции Указа Губернатора Пермского края № 50 от 24 апреля 2020 г.) физические лица, прибывшие на территорию Пермского края из иностранных государств, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Московской области в случае прибытия воздушным либо железнодорожным транспортом получить постановление должностного лица Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об изоляции в домашних условиях либо в условиях обсерватора в соответствии со статьей 51 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. непосредственно в международном аэропорту "Пермь" либо на железнодорожном вокзале прибытия.
В соответствии с пунктом 4.2 Указа Губернатора Пермского края № 23 от 29 марта 2020 г. в соответствии с Постановлением соблюдать изоляцию в домашних условиях продолжительностью не менее 14 календарных дней со дня прибытия.
Из материалов дела установлено, что заместителем главного государственного санитарного врача по Пермскому краю Соромотиной Л.А. 12 мая 2020 г. выдано постановление № 1175-а, согласно которому Соромотина Л.А. подлежит изоляции на срок 14 календарных дней в связи с прибытием из Московской области авиасообщением (№ авиарейса **).
Изоляция гражданина осуществляется в домашних условиях по адресу: ****. При изоляции гражданину запрещается покидать место изоляции.
Соромотина Л.А. 24 мая 2020 г. в 15.50 час., имеющая постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 12 мая 2020 г. № 1175-а об изоляции в домашних условиях по адресу: ****, сроком на 14 суток с момента прибытия (12 мая 2020 г.), находилась в общественном месте на улице у здания, расположенного по адресу: ****, чем нарушила законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, не выполнила требования пункта 5.2 Указа Губернатора 23 от 29 марта 2020 г., статью 10 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. в части самоизоляции по месту проживания (пребывания) в период угрозы распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Соромотиной Л.А. 24 мая 2020 г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения привлекаемой административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе, постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Пермскому краю № 1175-а от 12 мая 2020 г., протоколом об административном правонарушении от 24 мая 2020 г., рапортом сотрудника полиции от 24 мая 2020 г., объяснениями Соромотиной Л.А. от 24 мая 2020 г. и иными доказательствами.
Оценив все добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ судья районного суда пришел к правильному выводу о доказанности вины Соромотиной Л.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, а его действиям дана верная юридическая оценка по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Выводы судьи городского суда о наличии в действиях Соромотиной Л.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, являются верными, не согласиться с которыми оснований не усматриваю.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совершенное Соромотиной Л.А. деяние верно квалифицировано по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и подлежащих применению нормативно-правовых актов.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными для установления события, состава вменяемого Соромотина Л.А. административного правонарушения и установления его вины в его совершении.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи городского суда. Оснований для отмены или изменения постановления судьи городского суда при рассмотрении жалобы и проверке законности обжалуемого акта судьей краевого суда не установлено.
Доводы жалобы о неприменении положений пункта 5 Указа Губернатора Пермского края № 23 от 29 марта 2020 г. не свидетельствуют об отсутствии состава, административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, основаны на ошибочном толковании заявителем указанных положений, в части понятий изоляции и самоизоляции.
Исходя из постановления заместителя главного государственного санитарного врача по Пермскому краю № 1175-а от 12 мая 2020 г., выданного Соромотиной Л.А., привлекаемая была изолирована с запретом покидать место изоляции на весь период изоляции, в связи с чем положения пункта 5.2 Указа Губернатора 23 от 29 марта 2020 г. в части самоизоляции и возможности покинуть место самоизоляции в целях приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим Указом на режим изоляции, установленный постановлением должностного лица Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не распространяется.
Утверждение в жалобе о том, что Соромотина Л.А. имеет право выйти в общественное место, поскольку не контактировала с больными, отклоняется, поскольку обязанность по соблюдению режима не отменяет.
Не влекут отмены вынесенного постановления и доводы автора жалобы о применении положений статьи 6.3 КоАП РФ только при нарушении федеральных законов, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
На основании части 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 26 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.) Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам федерального значения, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в силу пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъекта Российской Федерации относится установление законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов местного самоуправления.
Из системного анализа вышеприведенных норм федерального законодательства следует, что законодательный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции или компетенции муниципальных органов власти, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача № 7 от 18 марта 2020 г. в связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) постановлено принять меры по введению режима повышенной готовности.
При этом, в части второй преамбулы Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. оговорено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Указанные положения федерального законодательства свидетельствуют, что Указ Губернатора Пермского края № 23 от 29 марта 2020 г. с последующими изменениями вынесен в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г., регламентирующим процесс деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с целью их предупреждения. Соответственно, ответственность за нарушение актов принятых во исполнение федерального законодательства возникает на основании федерального закона. В данном случае таковым является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которым за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ и вмененное Соромотиной Л.А. и предусмотрена административная ответственность.
Доводы об указании в протоколе об административном правонарушении части 1 статьи 6.3 КоАП РФ и неверной переквалификации действий привлекаемой в нарушение пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ опровергаются материалами дела.
Из протокола об административном правонарушении от 24 мая 2020 г., составленного в отношении Соромотиной Л.А. следует, что в протоколе описана объективная сторона административного правонарушения, вменяемого привлекаемой и содержится указание на часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Постановление о привлечении привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Соромотиной Л.А. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств, установленных судьей городского суда с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновной, её имущественного положения, отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, является справедливым и соразмерным содеянному и изменению не подлежит.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Соромотиной Л.А. допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления судьи городского суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление судьи Лысьвенского городского суда Пермского края от 17 июня 2020 г. оставить без изменения, жалобу Соромотиной Людмилы Афанасьевны - без удовлетворения.
Судья: подпись.