Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-84/2024 (2-1812/2023;) ~ М-1907/2023 от 15.11.2023

Дело № 2-84/2024

...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Апшеронск                                                            15 января 2024 г.

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Наумова Р.А.,

при секретаре Баровой О.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Апшеронского района Арудовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Апшеронского района Краснодарского края, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Глебовой Марии Владимировне, Леоновой Анне Владимировне, Леоновой Елене Владимировне о признании оружия бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации,

установил:

Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах РФ и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании оружия бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки соблюдения на поднадзорной территории требований Федерального закона от 13.12.1996 № 150-Ф3 «Об оружии» и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 установлено, что гражданин ВВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся владельцем оружия «МР-153», калибр 12, , «ОП СКС», калибр 7,62х39, , «Сайга-МК», калибр 7,62х39, . Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с требованиями ст. 27 Ф3 «Об оружии», в связи с основаниями, предусмотренными ст. 13 указанного Ф3, разрешение на хранение и ношение гражданского оружия аннулировано в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Ф3 «Об оружии». Кроме того, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ оружие «МР-153», калибр 12, , «ОП СКС», калибр 7,62х39, , «Сайга-МК», калибр 7,62х39, было изъято. До настоящего времени изъятое оружие находится на хранении на складе ГУ Росгвардии по <адрес>, соответственно, фактически бремя его содержания на протяжении длительного времени возложено на органы исполнительной власти. Хранение и бремя содержания указанного оружия требует определенных материальных затрат, в частности регулярного технического ухода, трудовых затрат, по содержанию специального температурного режима и влажности помещения, что влечёт дополнительное расходование бюджетных средств ГУ Росгвардии по <адрес>. Поскольку ответчик самостоятельно не определил судьбу изъятого у него огнестрельного оружия, мер к утилизации или его продаже не принял, несмотря на то, что уведомлялся о необходимости принятия мер по отчуждению или получению данного оружия уполномоченным органом Росгвардии, то в силу положений гражданского законодательства Российской Федерации право собственности на имущество, находящееся в ограниченном обороте, подлежит принудительному прекращению.

В связи с чем, просит признать бесхозяйным оружие ««МР-153», калибр 12, , «ОП СКС», калибр 7,62х39, , «Сайга-МК», калибр 7,62х39, , находящееся на хранении на складе главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> по адресу: <адрес>.

Обратить в собственность Российской Федерации и передать оружие «МР-153», калибр 12, , «ОП СКС», калибр 7,62х39, , «Сайга-МК», калибр 7,62х39, на утилизацию в отдел технического обеспечения вооружения главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.

Старший помощник прокурора в судебном заседании поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении.

Ответчики в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Отделения лицензионно-разрешительной работы по Белореченскому и Апшеронскому районам главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, письменных возражений на исковое заявление не представил.

Исходя из положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в виду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 35 указанного Закона, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Апшеронского района Краснодарского края проведена проверка соблюдения на территории муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края требований Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814.

В ходе указанной проверки установлено, что ВВВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся владельцем оружия «МР-153», калибр 12, , «ОП СКС», калибр 7,62х39, , «Сайга-МК», калибр 7,62х39, .

ДД.ММ.ГГГГ ВВВ умер (свидетельство о смерти ).

Наследником после смерти ВВВ являются дети: Глебова Мария Владимировна, Леонова Анна Владимировна.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с требованиями ст. 27 Ф3 «Об оружии», в связи с основаниями, предусмотренными ст. 13 указанного Ф3, разрешение на хранение и ношение гражданского оружия аннулировано в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 26 Ф3 «Об оружии».

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ оружие «МР-153», калибр 12, , «ОП СКС», калибр 7,62х39, № БР-2279, «Сайга-МК», калибр 7,62х39, было изъято.

Положениями ст. ст. 212, 214 Гражданского кодекса РФ установлено, что Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.

Статьей 226 Гражданского кодекса РФ установлено, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи.

Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

В соответствии с ч. 3 ст. 218 Гражданского кодекса РФ лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

На основании ст. 293 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь.

К одному из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» относится системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Огнестрельное оружие отнесено к объектам гражданских прав, которые в силу ст. 129 Гражданского кодекса РФ и положений ст. 6 и 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» ограничены в гражданском обороте, то есть, могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и использование оружия. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.

Согласно ч. 14 ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 года         № 150-ФЗ «Об оружии» гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения, при регистрации оружия, приобретенного в целях коллекционирования, - разрешение на его хранение, которое выдается бессрочно. Выдача разрешения на новый срок взамен ранее выданного или аннулированного либо взамен разрешения, срок действия которого истек, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Гражданин Российской Федерации вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства с заявлением о выдаче нового разрешения взамен ранее выданного в любое время, но не позднее чем за один месяц до дня окончания срока его действия.

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. В рамках контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации не проводится проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемый вид деятельности, указанный в п. 9 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проверка соблюдения указанных лицензионных требований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии»).

Пунктами 78 и 79 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» установлено, что изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством. Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.

Согласно пунктам 12 и 27 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», войска национальной гвардии наделены полномочиями по осуществлению приема от органов внутренних дел (полиции), хранению и уничтожению изъятых, добровольно сданных и найденных огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, основных частей огнестрельного оружия; исполнению решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что изъятое оружие длительный период времени находится на хранении на складе ГУ Росгвардии по <адрес>, в связи с чем, фактически бремя его содержания возложено на органы исполнительной власти, при этом ответчик самостоятельно не определил судьбу изъятого огнестрельного оружия, мер к его утилизации или продаже не принял.

Вышеуказанные обстоятельства, по мнению суда, влекут дополнительное расходование бюджетных средств ГУ Росгвардии по <адрес>, в связи с чем, право собственности на оружие, находящееся в ограниченном обороте, подлежит принудительному прекращению.

Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, при этом перечень мер, которые участники гражданского оборота могут предпринять, чтобы защитить свои права, не является исчерпывающим.

В соответствии с действующим законодательством право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Выбрав такой способ защиты права, как обращение в суд с иском о прекращении права собственности на оружие, признании его бесхозяйным и обращении в собственность Российской Федерации с целью последующей утилизации, прокурор счел его наиболее целесообразным и эффективным.

Объективных причин, по которым иск прокурора, не отвечает балансу интересов участников гражданских правоотношений и является ненадлежащей формой защиты, ответчиком не приведено.

Суд полагает, что прокурор, обращаясь с настоящим иском, действует в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации в целях устранения нарушений требований Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии».

Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив доказательства по делу в их совокупности, учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в полном объеме.

При таких обстоятельствах, учитывая, вышеизложенные обстоятельства, заявленные прокурором Апшеронского района исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 2 статьи 195 Гражданского кодекса процессуального Российской Федерации и согласно закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Апшеронского района – удовлетворить.

Признать бесхозяйным оружие модели «МР-153», калибр 12, , оружие модели «ОП СКС», калибр 7,62х39, , оружие модели «САЙГА-МК», калибр 7,62х39, , находящееся на хранении на складе Главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> по адресу: <адрес>.

Обратить в собственность Российской Федерации и передать оружие модели «МР-153», калибр 12, , оружие модели «ОП СКС», калибр 7,62х39, , оружие модели «САЙГА-МК», калибр 7,62х39, на утилизацию в отдел технического обеспечения вооружения главного управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд.

Судья Апшеронского районного суда                Р.А. Наумов

Мотивированное решение изготовлено 19 января 2024 г.

2-84/2024 (2-1812/2023;) ~ М-1907/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц
Ответчики
Леонова Анна Владимировна
Леонова Елена Валерьевна
Глебова Мария Владимировна
Другие
Отделение лицензионно-разрешительной работы (по Белореченскому , Горячеключевскому и Апшеронскому районам) Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю
Суд
Апшеронский районный суд Краснодарского края
Судья
Наумов Роман Александрович
Дело на странице суда
apsheronsk--krd.sudrf.ru
15.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2023Передача материалов судье
16.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
19.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее