№ 2-39/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Казанское Казанского района Тюменской области |
26 февраля 2019 года |
Казанский районный суд Тюменской области
в составе председательствующего судьи Первушиной Н.В.,
при секретаре Волох Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Казанского района Шмидт В.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горелова Александра Анатольевича к Гореловой Кристине Максимовне о признании Гореловой Кристины Максимовны, К. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и принудительном снятии их с регистрационного учета по месту жительства по вышеуказанному адресу,
установил:
Горелов А.А. обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями. Свои требования мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В данной квартире с согласия бывшего собственника Р. была зарегистрирована проживающей по месту жительства и фактически проживала его бывшая жена Горелова К.М. и их совместный сын К. Брак между ним и Гореловой К.М. прекращен ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Горелова К.М. с сыном выехала из квартиры, забрала свои личные вещи и вещи сына, однако с регистрационного учета они не снялись. Ответчик Горелова К.М. бремени содержания квартиры не несет. Он неоднократно предлагал ответчику сняться с регистрационного учета, но она отказывается это сделать. Во внесудебном порядке разрешить вопрос о снятии Гореловой К.М. и несовершеннолетнего сына К. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>, не представляется возможным. В настоящее время он намерен продать данную квартиру, но регистрация ответчика и несовершеннолетнего сына препятствует заключению сделки. Просит признать Горелову К.М. и К. утратившими право пользования данным жилым помещением и снять их с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу.
Истец Горелов А.А., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении не заявлял, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 45).
Ответчик Горелова К.М., будучи своевременно и надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении не заявляла, в телефонограмме против рассмотрения дела в её отсутствие не возражала (л.д. 67).
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Отд МВД России по Казанскому району, будучи своевременно и надлежащим образом уведомленным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении не заявлял, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Отд МВД России по Казанскому району.
С учетом мнения помощника прокурора Казанского района Тюменской области Шмидт В.Я., в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав показания свидетелей А., Н., исследовав письменные материалы дела, с учетом заключения прокурора, полагавшего исковые требования Горелова А.А. удовлетворить частично ? в части признания Гореловой К.М. утратившей право пользования спорным жилым помещением и снятии её с регистрационного учета удовлетворить и отказать в удовлетворении исковых требований, заявленных в отношении несовершеннолетнего К., суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Горелова А.А. по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Истец Горелов А.А. по праву наследования является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию (л.д. 15), выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 16-18), информацией, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда (л.д. 36-39).
Из материалов дела в их совокупности следует что в данной квартире зарегистрированы проживающими по месту жительства Горелова К.М. – с ДД.ММ.ГГГГ и несовершеннолетний К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19, 79).
Однако фактически по данному адресу Горелова К.М. и несовершеннолетний К. не проживают, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги № лицевой счет № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14, 73), копиями лицевых счетов (л.д. 74-77), информацией Отд МВД России по Казанскому району от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 81), телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ, принятой от Гореловой К.М. (л.д. 67), пояснившей, что почтовую корреспонденцию ей следует направлять по адресу: <адрес> (л.д. 67), информацией Казанского РОСП от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой следует, что Горелова К.М. является взыскателем по исполнительному производству № о взыскании с Горелова А.А. алиментов на содержание несовершеннолетнего сына К., адрес места её проживания: <адрес> (л.д. 47), а также показаниями свидетелей А. и Н., пояснивших, что Горелова К.М. вселилась в квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи, как супруга Горелова А.А. ? внука бывшего собственника квартиры Р., и с согласия Р., проживала в квартире непродолжительное время, а ДД.ММ.ГГГГ вместе с сыном К. выехала из квартиры и больше в неё не вселялась.
Тот факт, что Горелова К.М. была вселена и зарегистрирована в данной квартире в качестве супруги истца Горелова А.А., с согласия бывшего собственника Р., не оспаривает и сам истец, указывая об этом в исковом заявлении.
Свидетельством о расторжении брака подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ брак между Гореловым А.А. и Гореловой К.М. был прекращен (л.д. 12).
Из материалов дела следует, каких-либо прав на квартиру она не имеет, бремени содержания квартиры несет (л.д. 20-25), никакого отношения к данной квартире не имеет, брак между нею и Гореловым А.А. расторгнут, членом семьи истца она не является, из показаний свидетелей следует, что Горелов А.А. создал новую семью, вещей её в доме не имеется.
В соответствии с п. 32 Постановления № 14 от 02.07.2009 г. Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» если отсутствие в жилом помещении нанимателя, членов семьи нанимателя либо бывших членов семьи нанимателя не носит временного характера, то заинтересованные лица вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства.
Таким образом, основанием для признания лица утратившим право пользования жилым помещением может являться его постоянное отсутствие в указанном помещении, связанное с наличием у него другого постоянного места жительства и не вызванное препятствием ему в пользовании жилым помещением, либо ущемлением иным образом его прав на пользование жилым помещением.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Судом установлено, что Горелова К.М. в квартире не проживает длительное время (более 2 лет), бремени содержания жилого помещения не несет, прав на квартиру не имеет, каких-либо действий, свидетельствующих о наличии у нее прав в отношении спорного жилого помещения, не совершала, имеет лишь регистрацию в жилом помещении. У суда не имеется оснований полагать, что её отсутствие в данном жилом помещении является вынужденным, временным. Сам по себе факт регистрации по месту жительства прав на жилое помещение не порождает, поскольку носит уведомительный характер. Каких-либо оснований полагать, что Горелова К.М. имеет какие-либо права в отношении квартиры, в которой она значится проживающей, судом не установлено.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Горелова К.М. утратила право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и других нормативных актах. Согласно указанным нормам местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2)
Закон «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регулирует данную сферу общественных отношений в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. С этой целью ч.1 ст. 3 данного Закона, а также п.1 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч.2 ст. 3 названного закона и п.4 указанных Правил).
В соответствии с п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое местожительство обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию с заявлением о регистрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ каждый гражданин обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Однако, ответчик Горелова К.М., имея регистрацию по адресу: <адрес>, фактически длительное время по данному адресу не проживает, её отъезд не носит временного характера, тем самым она нарушает вышеуказанные правовые нормы, поэтому с учетом принятого судом решения о признании её утратившей право пользования жилым помещением, которое является самостоятельным основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства, ответчик Горелова К.М. подлежат снятию с регистрационного учета по данному адресу.
Разрешая вопрос о признании утратившим право пользования жилым помещением несовершеннолетним К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, суд принимает во внимание следующее:
Свидетельством о рождении (серия №) подтверждается, что К. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются Горелов А.А. и Горелова К.М. (л.д. 13).
Согласно ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (ч. 1).
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2).
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными в п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, а также членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 63 СК РФ), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 ЖК РФ.
Малолетний К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрел право пользования спорной квартирой в соответствии с законом, так как его родителями было определено его место жительства ? квартира, расположенная по адресу: <адрес>, куда он был вселен с согласия бывшего собственника жилого помещения (Р.) и проживал в квартире совместно с родителями. Факт его проживания в спорной квартире подтверждается показаниями свидетелей, а также выпиской из похозяйственной книги (л.д. 74-77).
Из материалов дела следует, что отец ребенка ? Горелов А.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрирован в спорном жилом помещении по месту жительства (л.д. 9), согласно записям похозяйственных книг значится проживающим по данному адресу (л.д. 14, 72-77). Кроме того, он сам обозначил данное жилое помещение в качестве места своего жительства, указав об этом в исковом заявлении. Несовершеннолетний К. не имеет права собственности в отношении спорного жилого помещения, но в силу закона наделен иными имущественными правами ? в частности правом проживания в нем, поскольку его жилищные права производны также от прав отца на спорную площадь. В данном случае несовершеннолетний не проживает в спорной квартире по независящим от него обстоятельствам, а в силу возраста, поскольку, являясь малолетним, в силу возраста не может самостоятельно реализовать свои жилищные права и обязанности
Так как несовершеннолетний К. в силу своего малолетнего возраста не может самостоятельно реализовать свои жилищные права и обязанности, сам по себе факт проживания ребенка в настоящее время не по месту регистрации, а в другом жилом помещении с матерью, не может служить основанием для признания его утратившим право пользования жилым помещением.
При таких обстоятельствах оснований для признания несовершеннолетнего К. утратившим право пользования указанным жилым помещением, а, следовательно, снятия его с регистрационного учета по месту жительства по данному адресу не имеется, следовательно, исковые требования Горелова А.А. в этой части удовлетворению не подлежат.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, руководствуясь ст. 10, 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 1,3,4,16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, ст. ст. 56, 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые Горелова Александра Анатольевича о признании Гореловой Кристины Максимовны, К. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и принудительном снятии их с регистрационного учета по месту жительства по вышеуказанному адресу удовлетворить частично.
Признать Горелову Кристину Максимовну утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и снять её с регистрационного учета по данному адресу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Казанский районный суд Тюменской области.
Решение в окончательной форме изготовлено в печатном варианте 04 марта 2019 года.
Председательствующий судья: /подпись/
Подлинник решения подшит в гражданское дело № 2-39/2019 и хранится в Казанском районном суде Тюменской области.
Судья
Казанского районного суда Н.В. Первушина