Дело № 2-1005/2022
УИД 50RS0044-01-2022-001009-85
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2022 года г.Серпухов Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Калашниковой Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Сабировой А.Т.,
с участием представителя истца адвоката Кононова А.Я., представителя ответчика Осиной Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1005/2022 по иску Акимовой Ольги Николаевны к Государственному учреждению - Главному Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации № 4 по г. Москве и Московской области о включении периода работы в стаж и назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец Акимова О.Н. обратилась в суд с иском, в котором просит включить период ее работы в Пущинском медицинском центре МО РАН в должности фельдшера с 12.04.1993 по 25.12.2000 (07 лет 08 мес. 13 дней) в специальный стаж работы, дающий право на назначение пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях», обязать ответчика назначить истцу пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 12 октября 2021 года.
Свои требования истец мотивирует тем, что 05 октября 2021 года истец обратилась в отдел обработки информации №5 Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями ГУ-ГУ ПФР №4 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением ГУ - УПФР №4 по г. Москве и Московской области от 24.11.2021 года <номер> ей было отказано в установлении данной пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа работы 30 лет. Свое решение ответчик мотивировал тем, что период работы Акимовой О.Н. с 12.04.1993 по 25.12.2000 в Пущинском медицинском центре МО РАН в должности фельдшера включить в специальный стаж невозможно, так как при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ№646 от 06.09.1991 г. и №781 от 29.10.2002 года - медицинский центр не поименован. В указанной части решение ГУ-УПФР №4 по г. Москве и Московской области истец считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Акимова О.Н. была принята на работу в Больницу с поликлиникой г. Пущино (больница с поликлиникой ПНЦ АН СССР в г. Пущино) на должность фельдшера с 16 апреля 1990 года. Больница с поликлиникой ПНЦ АН СССР реорганизована в Пущинский медицинский центр Медицинского объединения РАН 12.04.1993 года (приказ №38 от 09.10.1992 года МО РАН). ПМЦ МО РАН переименован в Больницу Пущинского научного центра РАН с 26.12.2000 года (Постановление Президиума РАН №297 от 26.12.2000 года). Истец полагает, что она работала в больнице города Пущино (не смотря на ее наименование в разное время) в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и имеет право на включение данного периода работы в специальный стаж работы, поэтому не включение периода ее работы в должности фельдшера в ПМЦ МО РАН с 12.04.1993 по 25.12.2000 (07 лет 08 мес. 13 дн.) в специальный стаж незаконно. Специальный стаж работы Акимовой О.Н. по подсчетам ответчика составляет 23 лет 09 месяцев 11 дней. Работа Акимовой О.Н. в Пущинском медицинском центре МО РАН в должности фельдшера с 12.04.1993 по 25.12.2000 составляет 07 лет 08 мес. 13 дней. Итого: 23 года 09 мес. 11 дней + 07 лет 08 мес. 13 дней=31 год 05 мес.24 дней. Следовательно, Акимова О.Н. имела необходимый стаж работы, связанный с лечебной деятельностью, более 30 лет. Специальный стаж истца при условии зачета спорного периода достигает 30 лет 12.04.2020. С указанной даты у истца возникло право на страховую пенсию по старости. С учетом данного положения закона при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году указанный выше срок в 24 месяца уменьшается на 6 месяцев и страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 18 месяцев со дня возникновения права на неё. Право на пенсию у Акимовой О.Н. по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» возникло 12.04.2020 года (30 лет): 2021.10.06 - 01 год 05 мес. 24 дн.
Истец Акимова О.Н. в судебное заседание не явилась, извещена, ее представитель адвокат Кононов А.Я. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ № 4 по г. Москве и Московской области Осина Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения (л.д. 35-36), в которых указала, что период работы с 12.04.1993 по 25.12.2000 в должности фельдшера в Пущинском медицинском центре МО РАН невозможно включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, так как при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населений в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения следует руководствоваться Правилами исчисления периодов работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, утвержденными Постановлениями Правительства РФ № 464 от 06.09.1991 г. и №781 от 29.10.2002 г. - медицинский центр не поименован. У Управления нет права самим расширять Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ, а так же и устанавливать тождественность учреждения не предусмотренных в данных Списках. За назначением досрочной пенсии по старости истец обратился 05.10.2021г., при наличии специального стажа с 23 г. 09 мес. 11 дн. На основании вышеизложенного право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. у Акимовой О.Н. отсутствует.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что 05.10.2021 Акимова О.Н. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением руководителя ГУ- Главного Управления пенсионного фонда РФ №4 по г.Москве и Московской области в назначении пенсии отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа (л.д. 9). Из приложения к решению <номер> от 24.11.2021 следует, что страховой стаж Акимовой О.Н. составляет 31 год 5 месяцев 8 дней, специальный – 23 года 09 месяцев 11 дней. Не был включен в специальный стаж период работы с 12.04.1993 по 25.12.2000 в Пущинском медицинском центре МО РАН (л.д. 9-12,37-43).
Согласно трудовой книжке АТ-VI № 1188266 Акимова О.Н. 16.04.1990 принята на должность фельдшера здравпункта СКБ БП, 01.05.1992 переведена на должность фельдшера клинического центра здоровья, 12.04.1993 Больница с поликлиникой переименована в Пущинский медицинский центр МО РАН, 26.12.2000 Пущинский медицинский центр МО РАН переименован в Больницу Пущинского научного центра РАН, 01.10.2002 истец переведена фельдшером кабинета аллерголога-иммунолога отделения иммунологии и медицинской профилактики с дневным стационаром, 01.02.2003 наименование отделения изменено – отделение аллергологии, иммунологии и медицинской профилактики, 03.03.2008 отделение переименовано в отделение иммунологии-аллергологии поликлиники для взрослых, 14.04.2008 Больница ПНЦ РАН переименована в БПНЦ РАН, 01.10.2010 Акимова О.Н. переведена на должность фельдшера отделения дневного стационара отделения аллергологии-иммунологии поликлиники для взрослых и детей, 01.01.2012 БПНЦ РАН переименована в ФГБУЗ Больница Пущинского научного центра РАН, 01.11.2016 истец переведена на должность медицинской сестры-процедурной отделения дневного стационара отделения аллергологии-иммунологии поликлиники, 06.02.2018 ФГБУЗ БПНЦ РАН переименована в ФГАУЗ «БПНЦ РАН», где истец продолжает работать до настоящего времени (л.д. 13-15).
Представлен устав ФГАУЗ БПНЦ РАН (л.д. 16-30).
Из справки от 06.10.2021, уточняющей характер работы, следует, что Акимова О.Н. работает в Больнице Пущинского научного центра Российской академии наук, с 16.04.1990 приняла на должность фельдшера здравпункта СКБ БП, с 01.05.1992 переведена на должность фельдшера клинического центра здоровья, с 01.10.2002 переведена на должность фельдшера кабинета аллерголога-иммунолога отделения иммунологии и медицинской профилактики с дневным стационаром, с 01.10.2010 переведена на должность фельдшера отделения дневного стационара отделения аллергологии-иммунологии поликлиники для взрослых и детей, с 01.11.2016 переведена на должность медицинской сестры процедурной отделения дневного стационара отделения аллергологии-иммунологии поликлиники. Работает на полную ставку, полный рабочий день (л.д. 61-62).
В акте документальной проверки сведений о стаже Акимовой О.Н. установлено, что истец работала в должности фельдшера: здравпункта с 16.04.1990 по 30.04.1992, клинического центра здоровья с 01.05.1992 по 11.04.1993 и с 26.12.2000 по 30.09.2003, кабинета аллерголога-иммунолога с 01.10.2002 по 31.01.2003, отделения аллергологии, иммунологии и медицинской профилактики поликлиники для взрослых с 01.02.2003 по 02.03.2008, отделения иммунологии-аллергологии поликлиники для взрослых с 03.03.2008 по 30.09.2010, медицинской сестры отделения аллергологии-иммунологии с 01.10.2010 по настоящее время постоянно на полную ставку. Подтвердить период работы Акимовой О.Н. в должности фельдшера Медицинского центра МО РАН для зачета в специальный стаж с 12.04.1993 по 25.12.2000, как медицинского работника не представляет возможным, так как Списками учреждений работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, медицинский центр не поименован (л.д. 56-60).
Учреждение Российской академии наук Больница Пущинского научного центра РАН неоднократно переименовывалось без изменения статуса, целей и задач (л.д. 62).
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица следует, что Акимова О.Н. зарегистрирована в системе обязательного страхования 20.11.1997 (л.д. 63-73).
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Данная правовая позиция подтверждена Конституционным Судом РФ и допускает возможность применения нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в спорные периоды деятельности истца.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих вида х работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Разрешая спор, суд, на основании представленных доказательств, характеризующих специфику условий труда, выполняемых должностных обязанностей, направления деятельности организаций, в которой выполнялась работа, приходит к выводу о включении спорного периода работы истца в специальный стаж, поскольку неправильное наименование лечебного учреждения в трудовой книжке не может ухудшить положение истца в части получения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Материалами дела установлено, что истец в спорный период работала в должности фельдшера в Пущинском медицинском центре МО РАН, который реализовывал лечебную деятельность. При этом, вся трудовая деятельность истца проходила в одном лечебном учреждении, однако, период работы с 12.04.1993 по 25.12.2000 был исключен из специального стажа, дающего право на назначении пенсии по старости.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, установлены пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", который сохраняет ранее установленные правила назначения такой пенсии.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).
В силу части 1.1 статьи 30 указанного Закона, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 к Федеральному закону предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости граждан, которые в 2019 году достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, наступает не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
При приобретении необходимого стажа в 2020 году, назначение пенсии отложено на 24 месяца.
При этом частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 6 месяцев (при стаже в 2019г.), на 1 год 6 месяцев (при стаже в 2020г.) со дня возникновения такого права.
При этом днем возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч. 1 ст. 8 и п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
С днем подачи заявления в пенсионный орган законодатель связывает лишь срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.
Принимая во внимание периоды работы, включенные ответчиком в специальный стаж истца, всего 23 года 09 мес. 11 дней, с учетом включения судом периода работы (7 лет 8 мес. 14 дней), специальный стаж истца на дату обращения с заявлением, 05.10.2021, составил 31 год 05 мес. 25 дней, то есть право у истца на пенсию возникло 12.04.2020, в связи с чем, пенсия может быть назначена Акимовой О.Н. с 12.10.2021.
При таких обстоятельствах, требования истца о назначении ей досрочной страховой пенсии с 12.10.2021 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Включить в специальный страховой стаж Акимовой Ольги Николаевны, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период работы в Пущинском медицинском центре МО РАН в должности фельдшера с 12.04.1993 по 25.12.2000.
Обязать Государственное учреждение – Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области в соответствии с подп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» назначить Акимовой Ольге Николаевне досрочную страховую пенсию по старости с 12 октября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Ю.А. Калашникова
Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2022 года