№ 2-482/2023 (УИД 58RS0017-01-2023-000629-47)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2023 года г. Кузнецк Пензенской области
Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Исаевой Т.Ф.,
при секретаре Ольховатской Ю.А.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Кузнецкого района Пензенской области Рыженковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело УИД 58RS0017-01-2023-000629-47 по исковому заявлению прокурора Кузнецкого района Пензенской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кузнецкого района Пензенской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Сказка» (далее - МБДОУ ДС «Сказка») с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области о понуждении к совершению определенных действий указав, что при проведении проверки по соблюдению требований законодательства об обеспечении безопасности и охраны здоровья в названном учреждении выявлены нарушения федерального законодательства, а именно: на 39 оконных блоках не оборудованы замки безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, положения ст. 41, 43 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п. 2, 15 ч. 3, ч.1, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28, п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 7, 12 ст. 2, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 6.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, прокурор Кузнецкого района Пензенской области просит обязать МБДОУ ДС «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области провести работы по укомплектованию 39 оконных блоков замками безопасности в здании детского сада в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Кузнецкого района Пензенской области Рыженкова Т.Н. исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила обязать МБДОУ ДС «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области провести работы по укомплектованию 39 оконных блоков замками безопасности в здании детского сада в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» в срок до 31.08.2023.
Представитель ответчика МБДОУ ДС «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и своевременно, в материалы дела заведующим детского сада Сотниковой О.В. представлено заявление о рассмотрении дела отсутствие представителей учреждения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдел образования Кузнецкого района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и своевременно.
Суд, изучив доводы искового заявления и выслушав объяснения участвующего по делу старшего помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, считая возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о судебном разбирательстве по делу, приходит к следующему.
Положениями статей 41 и 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом образовательной организации.
В соответствии с п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учетным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Положениями п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 того же Федерального закона предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
В п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ установлено, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 6 ст. 3 указанного Федерального закона под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Настоящие требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория) (п. 1).
Подпунктом «а» п. 17 Требований определено, что антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», в соответствии с п. 5.1.1 которого оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
В соответствии с п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99 изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокуратурой Кузнецкого района Пензенской области проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и охраны здоровья было выявлено, что в МДОУ ДС «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области 39 оконных блоков не оборудованы замки безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения посторонних на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
По требованию прокурора от 27.02.2023 № 21-01-2023/184-23-20560018 заведующим МБДОУ ДС «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области Сотниковой О.В. представлено сообщение от 28.02.2023 № 30, из которого следует, что здание детского сада 1986 года постройки, оконные блоки в количестве 39 штук деревянные, не укомплектованы замками безопасности, 3 оконных блока – пластиковые, установлены в 2021 году, имеют замки безопасности, собственником имущества и учредителем указанного образовательного учреждения является муниципальное образование Кузнецкий район Пензенской области (п. 2.1 Устава). На основании решения собрания представителей Кузнецкого района Пензенской области от 22.04.2011 № 785-73/2 «Об уполномоченных органах местного самоуправления Кузнецкого района Пензенской области, осуществляющих функции и полномочия учредителя» функции и полномочия учредителя учреждения выполняет отдел образования Кузнецкого района Пензенской области.
Актом проверки прокуратуры Кузнецкого района Пензенской области от 05.03.2023 также установлено нарушение вышеназванных требований действующего законодательства в МБДОУ ДС «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области.
До настоящего времени указанные нарушения ответчиком не устранены, доказательств обратного в порядке ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика либо иными участвующими по делу лицами суду не предоставлено. Установленные по делу обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
МБДОУ ДС «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности, что является нарушением действующего законодательства.
Таким образом, осуществление деятельности МБДОУ ДС «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области в отсутствие оконных блоков, оборудованных замками безопасности, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности. Бездействие руководства учреждения нарушает права и законные интересы учащихся, педагогического и технического персонала учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм и представленных истцом доказательств позволяет сделать вывод о том, что ответчиком нарушены требования антитеррористического законодательства в связи с чем, следует обязать МБДОУ ДС «Сказка» с. Анненково Кузнецкого района Пензенской области провести работы по укомплектованию 39 оконных блоков замками безопасности в здании детского сада в соответствии с требованиями «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия»
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом позиции прокурора в отсутствие иных опровергающих доводы иска доказательств, а также характера действий, которое требуется совершить ответчику для выполнения предусмотренных законом обязанностей, суд считает возможным установить срок для выполнения названных действий до 31 августа 2023 года.
При таких обстоятельствах иск прокурора Кузнецкого района Пензенской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 5803010781) ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ 39 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ 23166-99. ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░: