Судья: Болочагин В.Ю. Дело № 33а-14713/2019
УИД: 63RS0039-01-2019-004286-40
Дело № 2а-4715/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 декабря 2019 г. г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Клюева С.Б., Шабаевой Е.И.,
при секретаре – Ивановой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Моисеева О.В. на решение Ленинского районного суда г.Самара от 26 сентября 2019г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Моисеева Олега Валерьевича, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара - Нагорной С.С. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Моисеев О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании бездействия, указав в обоснование, что является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу <адрес>, на его обращения от 16 мая 2019г. и 31 мая 2019г. о формировании земельного участка под данным многоквартирным домом Департамент градостроительства г.о. Самара отвечал, что проект планировки и межевания территории с 2017г. готовит ООО «<данные изъяты>», указанная документация не согласована и не утверждена, информацией о сроках проведения работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом не располагает. Моисеев О.В. полагает, что ответы департамента свидетельствуют о фактическом отказе сформировать и поставить на кадастровый учёт земельный участок под многоквартирным домом, а также считает, что бездействием административного ответчика нарушены его права и законные интересы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства Моисеев О.В. с учетом уточнений просил суд признать незаконными бездействие Департамента градостроительства г.о. Самара и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить допущенные нарушения его прав путём формирования и постановки на кадастровый учёт земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
Судом постановлено решение, которым Моисееву О.В. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Моисеев О.В. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права.
В заседании судебной коллегии Моисеев О.В. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара – Нагорная С.С. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как следует из части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
По смыслу закона, поскольку местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка, то именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по заявлению собственников помещений в таковом, с учетом всех этих обстоятельств. Возможность передачи своей обязанности в указанной части на собственников помещений в таком доме действующим законодательством не предусмотрена.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе произвольно отказаться от исполнения возложенных на них в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" публично-правовых обязанностей, поскольку переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан исключительно с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Из системного анализа положений пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом.
По смыслу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Материалами дела подтверждается, что Моисеев О.В. является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу <адрес> (л.д. 8).
16 мая 2019г. Моисев О.В. обратился с заявлением на имя Главы г.о. Самара о формировании земельного участка, на котором расположен вышеуказанный многоквартирный дом с прилегающей территорией (л.д. 11).
22 мая 2019г. административный ответчик направил административному истцу ответ на обращение № в котором сообщил, что в отношении территории, занимаемой многоквартирным домом № по <адрес>, принято решение о подготовке документации по планировке территории, оформленное распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГг. № №. На день подготовки ответа документация по планировке территории органами местного самоуправления не согласована и не утверждена (л.д. 12).
Из материалов дела также следует, что Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГг. № № ООО «<данные изъяты>» разрешена подготовка документации по планировке указанной территории (проекта планировки и проекта межевания), установлен годичный срок для подготовки документации (л.д. 52).
Из материалов дела усматривается, что в установленный срок документация по планировке территории разработана и представлена ООО «<данные изъяты>» в Департамент градостроительства г.о. Самара, однако Департаментом градостроительства г.о. Самара в соответствии с установленным порядком подготовлено мотивированное заключение от ДД.ММ.ГГГГг. об отклонении документации и направлении её на доработку, в адрес разработчика направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГг. № с указанием замечаний, сформированных по результатам рассмотрения указанной документации (л.д. 72-84).
Исправленная документация представлена в Департамент градостроительства г.о. Самара в декабре 2018 г., однако письмом от 16 января 2019г. № документация вновь возвращена на доработку с указанием конкретных замечаний.
В третий раз Департамент градостроительства г.о. Самара направил разработчикам замечания к скорректированной документации письмом от 21 мая 2019г. № (л.д. 69-71).
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что замечания административного ответчика к разработанной документации во всех трёх случаях носили не формальный характер, направлены на устранение несоответствия документации действующим градостроительным нормам, в связи с чем факт бездействия, выразившегося в непринятии мер к формированию земельного участка под многоквартирным домом, по мнению суда не нашёл своего подтверждения в ходе разбирательства дела. Также суд указал на то, что нарушение сроков рассмотрения обращений Моисеева О.В. административным ответчиком не допущено.
Судебная коллегия находит такие выводы ошибочными, поскольку судом первой инстанции оставлено без внимания, что срок действия Распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 14 декабря 2017г. № РД-2606 о разрешении ООО «<данные изъяты>» подготовки документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) в границах улиц <данные изъяты> городского округа Самара закончился 14 декабря 2018г. Иных распоряжений касающихся подготовки документации по планировке вышеуказанной территории Департаментом градостроительства городского округа Самара не принималось, в том числе и по продлению срока действия ранее изданного распоряжения.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вместе с тем, каких-либо доказательств того, что земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом, в установленном законом порядке сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, административным ответчиком не представлено.
Также административным ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих принятие, после обращения административного истца с заявлением от 16 мая 2019г., надлежащих мер, направленных на формирование земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом.
При этом судебная коллегия отмечает, что административным истцом заявлены требования о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер к формированию земельного участка под многоквартирным домом, а не по факту не рассмотрения его обращений.
Поскольку, формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. №12-П).
Проект межевания относится к документации по планировке территории, решение о подготовке которой по общим правилам принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 2 части 4 статьи 41, часть 1 статьи 45 Градостроительный кодекс Российской Федерации).
Следовательно, именно на административном ответчике лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом, при этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.
Учитывая, что подготовка проекта планировки территории зависит от воли публичного органа и полномочия по его утверждению возложены на департамент, то административный истец не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа об утверждении проекта планировки территории.
В силу изложенных выше обстоятельств и норм права департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
При указанных обстоятельствах, судом допущены нарушения норм материального права, что является основанием для отмены судебного решения.
Принимая во внимание, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер к формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу <адрес>, что нарушает права и законные интересы административного истца, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных им требований, в связи с чем на административного ответчика подлежит возложению обязанность сформировать земельный участок под вышеуказанным многоквартирным домом, а также совершить необходимые и достаточные действия для проведения государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого названным домом, представив необходимые документы для проведения государственного кадастрового учета в орган кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 26 сентября 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Моисеева О.В. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента градостроительства городского округа Самара, выразившееся в непринятии мер к формированию земельного участка, под многоквартирным домом по адресу <адрес> обязать Департамент градостроительства городского округа Самара устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, путем формирования земельного участка и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом по адресу <адрес>.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –