Дело № 2-936/2023
03RS0004-01-2022-004623-07
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 03 апреля 2023 года
Ленинский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Идиятовой Н.Р.,
при секретаре Кожевниковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Бетонгрупп» об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к ООО «Бетонгрупп» об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В обосновании своих требований Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан ссылается на то, что постановлением Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Бетонгрупп» привлечено к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ. Нарушение природоохранного законодательства выражено в неисполнении требований федерального законодательства, в части обязанности по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (или обоснование отсутствия такой необходимости). Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. В целях устранения нарушения ООО «Бетонгрупп» внесено и направлено в адрес представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №. Представление вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ. Названное представление должно быть исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №, не поступил. Представление в установленном законом порядке не обжаловано. ООО «Бетонгрупп» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие (код объекта №), расположенном по адресу: <адрес>, которому присвоена III категория по степени воздействия на окружающую среду. ООО «Бетонгрупп» не соблюдены требования действующего природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха. Противоправные действия ООО «Бетонгрупп» заключаются в том, что он не обеспечивает уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при НМУ в нарушение установленного порядка. Досудебный порядок урегулирования спора соблюден. На юридический адрес ООО «Бетонгрупп» направлена претензия от ДД.ММ.ГГГГ № с требованием разработать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и представить на согласование в уполномоченный орган (либо обосновать отсутствие необходимости) в 30-дневный срок с момента получения претензии. Претензия возращена отправителю ДД.ММ.ГГГГ. Нарушение природоохранного законодательства до настоящего времени продолжается. Просят обязать ООО «Бетонгрупп» в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу, разработать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и представить на согласование в уполномоченный орган (либо обосновать отсутствие необходимости).
ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение суда о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
В судебное заседание представитель истца Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не известил.
Ответчик ООО «Бетонгрупп», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не известил.
Суд, с учетом требований ст.167 ГПК РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Судом установлено, что постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главным специалистом-экспертом отдела госконтроля Уфимского территориального управления Минэкологии Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Бетонгрупп» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения.
Государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главным специалистом-экспертом отдела госконтроля Уфимского территориального управления Минэкологии РБ на основании протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст.8.1 КоАП РФ в отношении ООО «Бетонгрупп».
Нарушение природоохранного законодательства выражено в неисполнении требований федерального законодательства, в части обязанности по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (или обоснование отсутствия такой необходимости).
Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ представление вручено ответчику и данное представление должно быть исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако ответ на представление не поступил и в установленном законом порядке представление не обжаловано.
Основной вид деятельности ООО «Бетонгрупп» производство товарного бетона.
ООО «Бетонгрупп» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие (код объекта №), расположенном по адресу: <адрес> которому присвоена III категория по степени воздействия на окружающую среду, в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ на юридический адрес ООО «Бетонгрупп» была направлена претензия № с требованием разработать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и представить на согласование в уполномоченный орган (либо обосновать отсутствие необходимости) в 30-дневный срок с момента получения претензии, однако претензия возращена отправителю ДД.ММ.ГГГГ. Нарушение природоохранного законодательства до настоящего времени продолжается.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, - установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии с ч.3 ст.19 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.
Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.
Согласно п.2.1. постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждения Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Башкортостан» план мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатывают хозяйствующие субъекты, которые имеют источники выбросов на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от категории такого воздействия, определенной в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды.
На объектах I, II и III категорий разработка мероприятий осуществляется для всех источников выбросов, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды в соответствии со ст.22 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Мероприятия не проводятся на объектах IV категории.
В соответствии с п.2.2. постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Башкортостан» мероприятия должны быть разработаны в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Мероприятия разрабатывается на объектах I, II и III категорий в периоды НМУ первой, второй и третьей степеней опасности, исходя из условий, указанных в п.10 и 12 требований.
Согласно п.2.3 постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Башкортостан» мероприятия утверждаются руководителями хозяйствующих субъектов и подлежат согласованию с Минэкологией Республики Башкортостан.
В п.17 Требований в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности на ОНВ осуществляется контроль за соблюдением технологических регламентов работы всех производств, оборудования и установок, а также запрещаются остановки газопылеулавливающих сооружений для выполнения профилактических работ, запрещаются залповые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (кроме случаев, когда уже проводятся технологические операции, по подготовке к проведению залповых выбросов), проведение пусконаладочных работ и испытаний оборудования.
Согласно п.22 и 23 Требований установлено, что в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на ОНВ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ, в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ. При необходимости хозяйствующим субъектом дополнительно назначаются отдельные ответственные лица, отвечающие за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ (при наличии).
Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает: получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ; регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ; передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ; принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ; организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ; контроль за выполнением мероприятий в период НМУ; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Бетонгрупп», не соблюдены требования действующего природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком ООО «Бетонгрупп» не обеспечивается уменьшение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условий в нарушение установленного порядка, а потому исковые требования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к ООО «Бетонгрупп» об устранении нарушений природоохранного законодательства, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к обществу с ограниченной ответственностью «Бетонгрупп» об устранении нарушений природоохранного законодательства – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Бетонгрупп» (ИНН 0275900790, КПП 027501001,ОГРН 1150280011595) в 30-дневный срок с момента вступления решения в законную силу, разработать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и представить на согласование в уполномоченный орган либо обосновать отсутствие необходимости.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий