Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-449/2023 ~ М-417/2023 от 02.03.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2023 г.

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Фатеевой Е.В.,

при секретаре Агеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в городе Кузнецке Пензенской области гражданское дело УИД 58RS0017-01-2023-000597-46 по заявлению Комитета по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области, с участием заинтересованного лица – администрации города Кузнецка Пензенской области, о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное сооружение,

УСТАНОВИЛ:

Комитет по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное сооружение, указывая при этом на то, что сооружение трубопроводного транспорта – водопровод, протяженностью 516 м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, с 24 ноября 2022 г. состоит на учете в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области как бесхозяйный объект.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст. 32 Устава города Кузнецка Пензенской области, принятого Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 26 ноября 2009 г. , Решение Собрания представителей г. Кузнецка от 18 мая 2006 г. «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом города Кузнецка», ст. 225 ГК РФ, Комитет по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области просит суд признать право собственности за муниципальным образованием город Кузнецк Пензенской области на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

Представитель Комитета по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – администрации города Кузнецка Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом и своевременно.

Суд, изучив доводы заявления, исследовав письменные материалы гражданского дела, считая возможным рассмотрение дела в отсутствие участвующих по делу лиц и их представителей, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Исходя из положения п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности может прекращаться лишь по основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего до 31 декабря 2016 г., к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся, в т.ч. принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей.

Аналогичное положение содержится и в пп. 7 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующего в измененной редакции с 1 января 2017 г.

В соответствии с п. 11 ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Приказом Министерства экономического развития РФ от 10 декабря 2015 г. № 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В силу п.п. 3-5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, действующего с 1 января 2017 г., на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п.п. 9 и 11 названного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение № 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

На основании п. 10 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.

В соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу п.п. 2-3 ст. 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, что следует из п. 2 ст. 125 ГК РФ.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 3, 4, 17, п. 1 ст. 3 Устава города Кузнецка Пензенской области, принятого Решением Собрания представителей г. Кузнецка от 26 ноября 2009 г. , к вопросам местного значения города Кузнецка относятся: в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кузнецка; организация в границах города Кузнецка электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; создание условий для обеспечения жителей города Кузнецка услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В силу п.п. 1 п. 1.4 ст. 38 Устава комитет по управлению имуществом города Кузнецка отнесен к иным органам местного самоуправления.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 32 Устава комитет по управлению имуществом города Кузнецка обладает, в том числе компетенцией осуществлять мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи, выморочное имущество, находящиеся на территории города Кузнецка, в соответствии с действующим законодательством.

Аналогичное положение закреплено и в подп. 3 п. 2.2 Положения о Комитете по управлению имуществом города Кузнецка, утвержденного решением Собрания представителей г. Кузнецка от 18 мая 2006 г. «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом города Кузнецка».

Судом установлено наличие соответствующих полномочий заявителя - Комитета по управлению имуществом города Кузнецка действовать от имени и в интересах муниципального образования города Кузнецк Пензенской области, в том числе в вопросе признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество.

В судебном заседании из материалов дела, в частности из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 25 ноября 2022 г., выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, следует, что объект недвижимого имущества – сооружение трубопроводного транспорта – водопровод, протяженностью 516 м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, 24 ноября 2022 г. принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества согласно записи регистрации .

Выявив наличие данного объекта на территории муниципального образования – город Кузнецк Пензенской области, Комитет по управлению имуществом города Кузнецка, действующий от имени и в интересах муниципального образования город Кузнецк Пензенской области, обратился с запросами в администрацию Кузнецкого района Пензенской области, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Департамент государственного имущества Пензенской области, в орган, осуществляющий инвентаризационный учет недвижимого имущества, Государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» о предоставлении сведений об отсутствии (наличии) в соответствующих реестрах государственного (муниципального), федерального имущества указанного сооружения.

Из ответов на запросы администрации Кузнецкого района Пензенской области, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области, Министерства государственного имущества Пензенской области, Государственного бюджетного учреждения Пензенской области «Государственная кадастровая оценка», следует, что спорный объект недвижимого имущества в реестрах муниципальной собственности Кузнецкого района Пензенской области не значится, государственного и федерального имущества не учитывается и отсутствует, сведений об его правообладателях не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что названный объект недвижимого имущества (сооружение) является бесхозяйным, поскольку не имеет собственника, право собственности на него, равно как и ограничения прав, правопритязаний или иных заявленных прав требований не зарегистрировано.

Со дня постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества — линейного объекта истекло более трех месяцев, в связи с чем, следует признать право муниципальной собственности на данный объект недвижимого имущества

Наличие каких-либо прав на указанный объект недвижимости иных лиц не установлено, доказательств обратного, в соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56-57, 59-60, 71 ГПК РФ, суду предоставлено не было.

Исходя из чего, суд считает возможным признать право муниципальной собственности муниципального образования город Кузнецк Пензенской области на указанное недвижимое имущество и удовлетворить заявление Комитета по управлению имуществом города Кузнецк Пензенской области.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Комитета по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области, с участием заинтересованного лица – администрации города Кузнецка Пензенской области, о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное сооружение удовлетворить.

Признать за муниципальным образованием город Кузнецк Пензенской области право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества:

- сооружение трубопроводного транспорта – водопровод, протяженностью 516 м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.В. Фатеева

2-449/2023 ~ М-417/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет по управлению имуществом города Кузнецка
Другие
администрация г.Кузнецка
МУП «Водоканал»
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Фатеева Е.В.
Дело на странице суда
kuznetsky--pnz.sudrf.ru
02.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2023Подготовка дела (собеседование)
28.03.2023Подготовка дела (собеседование)
28.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2023Дело оформлено
18.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее