УИД 81RS0006-01-2023-000392-87 <данные изъяты>
Дело № 2-343/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 мая 2023 года г.Кудымкар
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Кировой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зыряновой Т.А.,
с участием истца Воробьева В.Н.,
представителя ответчика Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края Сальниковой Е.В.,
представителя третьего лица Министерства территориального развития Пермского края Чечиль О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кудымкар посредством многоточечной видеоконференц-связи с Кудымкарским городским судом Пермского края (псп. в селе Юрла) и Ленинским районным судом г.Перми гражданское дело по исковому заявлению Воробьева В.Н. к Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края, Министерству территориального развития Пермского края о признании Воробьева В.Н. имеющим правые основания для проживания в жилом помещении, подлежащим расселению,
у с т а н о в и л:
Воробьев В.Н. обратился в суд с иском (с учетом уточнения в соответствии со статьей 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края, Министерству территориального развития Пермского края о признании его имеющим правовые основания для проживания в жилом помещении общей площадью 44 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствующем в перечне жилых помещений, находящихся в жилых домах, расположенных в расселяемом населенном пункте <адрес>. Исковые требования мотивирует тем, что с 2022 года осуществляется переселение жителей поселка Чус Юрлинского района Пермского края в рамках муниципальной программы «Переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края на 2022-2023 гг. истец является собственником жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 44 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. 29 декабря 2022 года истец обратился в администрацию Юрлинского района Пермского края о включении жилого помещения в Перечень жилых помещений, находящихся в жилых домах, расположенных в труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержденный Приказом от 01.10.2021 года №СЭД-53-01.03-138 Министерства территориального развития Пермского края, для участия в муниципальной программе. Письмом от 27 января 2023 года администрация сообщила, что в связи с отсутствием документов, подтверждающих право пользования, жилое помещение истца не включено в заявку на предоставление субсидии, вследствии чего данное жилое помещение отсутствует в Постановлении Правительства Пермского края от 29 октября 2021 года №818-п «Об утверждении распределения субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края». Истцу разъяснено, что переселение жителей п.Чус осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 20 августа 2021 года №600-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края». Согласно пункту 4.1 Порядка Администрация предоставила заявку на предоставление субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования Пермского края на реализацию мероприятий по переселению жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края 21 сентября 2021 года с приложением ряда документов, в состав которых должны присутствовать опии документов, подтверждающих право переселяемых жителей на пользование жилым помещением, подлежащим расселению (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение, выписка из Единого государственного реестра недвижимости ит.п.) указанных в пункте 4.2.6. Вместе с тем, пунктом 5.4 Порядка предусмотрена возможность получения гражданами, жилые помещения которых не были включены органами местного самоуправления в перечень объектов, подлежащих расселению, на основании решения суда, вступившего в законную силу, о наличии жителей, имеющих правовые основания для проживания в жилом помещении, подлежащем расселению, отсутствующем в муниципальном правовом акте, указанном в абзаце первом пункта 4.2.3 настоящего Порядка. В связи с чем, просит признать его имеющим правовые основания для проживания в жилом помещении общей площадью 44 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствующем в перечне жилых помещений, находящихся в жилых домах, расположенных в расселяемом населенном пункте п. Чус Юрлинского района Пермского края.
28.04.2023 по ходатайству ответчика, с учетом мнения истца Воробьева В.Н., Министерство территориального развития Пермского края исключено из ответчиков и привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В судебном заседании истец Воробьев В.Н. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения. Пояснил, что на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 29.09.2009 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В связи с тем, что работы у супруги не было, она открыла по указанному адресу магазин, в связи с чем жилое помещение было переведено в нежилое помещение в 2010 году. С 2014 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>, совместно с тещей, был указан в качестве члена её семьи. На основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, переведено в жилое. На данный момент имеет регистрацию по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с отсутствием работы в п.Чус вынужден с супругой осуществлять трудовую деятельность за пределами <адрес>. Работает в ООО «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> длительными периодами, с предоставлением жилья работодателем в д.<адрес>. Супруга работает в почтальоном в <данные изъяты> Жилое помещение по адресу: <адрес>, является единственным, иного жилья не имеет. По адресу: <адрес>, исключен из договора социального найма как член семьи. Желает получит субсидию на переселение из п.Чус, поскольку имеет семью, в п.Чус условий в настоящее время для жизни не созданы. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края Сальникова Е.В. возражала относительно исковых требований. Пояснила, что со стороны Воробьева В.Н. усматривается злоупотребление правом. Ранее Воробьев В.Н. состоял в Перечне жилых помещений, находящихся в жилых домах, расположенных в расселяемом населенном пункте п.Чус Юрлинского района Пермского края за №2 в качестве члена семьи Ш* Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, согласно акта осмотра от 22.03.2023 является нежилым, дров не было, в помещении холодно. Истцом не доказан факт проживания. Перевод помещения из нежилого, ранее на протяжении 10 лет было здание магазина, в жилое и регистрация по указанному адресу осуществлены с целью получения социальной выплаты. Жилое помещение не используется по назначению. Супруга истца и истец работают в соседних населенных пунктах с п.Чус. Самостоятельно данный вопрос рассматривать с учетом нового порядка №771 не желают, оставляют разрешение указанного вопроса на усмотрение суда. Просит в иске отказать.
Представитель третьего лица Министерства территориального развития Пермского края Чечиль О.В. в судебном заседании возражала относительно исковых требований. Доводы ответчика поддержала. Дополнительно пояснила, что истец злоупотребляет своим правом, что недопустимо в соответствии со ст.10 ГК РФ. Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Истец на протяжении с 2009 по 2021 год использовал помещение как нежилое, содержал его как магазин. Состоял в перечне в качестве члена семьи Ш* Длительное время не проживает в указанном помещении. Просит в иске отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы иска, возражений, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Пермского края от 29.10.2021 N 818-п утверждено распределение субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий по переселению жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, в том числе, п.Чус Юрлинского муниципального округа Пермского края, 2022 - 15181,19276 тысяч рублей, 2023 - 56532,22336 тысяч рублей.
На момент подачи и рассмотрения заявки порядок ее подачи и рассмотрения регулировался Постановление Правительства Пермского края от 20.08.2021 N 600-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края» (далее – Порядок №600-п).
В соответствии с указанным порядком администрацией Юрлинского муниципального округа Пермского края сформирована и подана заявка для участия в конкурсном отборе в целях включения в Программу по переселению жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, которая признана победителем конкурсного отбора и Постановлением Правительства Пермского края от 29.10.2021 N 818-п "Об утверждении распределения субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий по переселению жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края" победителям конкурсного отбора произведено распределение субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, а также утвержден перечень объектов, подлежащих расселению, куда жилой дом по адресу <адрес> не включен.
В настоящее время Порядок предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на переселение жителей Пермского края из труднодоступных, отдаленных и малочисленных населенных пунктов Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 20.08.2021 N 600-п (Далее - Порядок №600), признано утратившим силу.
Согласно пункту 5.2.2. Постановления Правительства Пермского края от 07.09.2022 N 771-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий по переселению жителей Пермского края в целях создания условий для их комфортного проживания", начало действия документа - 08.09.2022, основанием образования дополнительной потребности на реализацию мероприятий является получение муниципальным образованием: документов и информации, подтверждающих, что общая площадь расселяемых жилых помещений больше общей площади, отраженной в заявке; документов и информации о наличии жителей, имеющих правовые основания для проживания в расселяемом жилом помещении, или расселяемом элементе планировочной структуры, или расселяемом населенном пункте, отсутствующих в муниципальном правовом акте об утверждении перечня расселяемых жилых помещений, указанном в пункте 4.22.3 настоящего Порядка (далее - отсутствующие жители). В этом случае муниципальное образование в течение 10 рабочих дней со дня внесения изменений в муниципальный правовой акт об утверждении перечня расселяемых жилых помещений, указанный в пункте 4.22.3 настоящего Порядка, путем включения отсутствующих жителей и жилых помещений (в случае их отсутствия) направляет его копию в Министерство с приложением копий подтверждающих документов.
В случае если переселение отсутствующих жителей невозможно осуществить в порядке, установленном пунктами 5.2.3-5.2.7 настоящего Порядка, за счет средств, образовавшихся в результате экономии, в связи с их недостаточностью, муниципальное образование может направить в Министерство дополнительную заявку для получения субсидии на очередной финансовый год и плановый период в срок, установленный в абзаце первом пункта 4.2 настоящего Порядка.
Таким образом, действующим нормативно-правовым регулированием предусмотрена возможность включения дополнительного жилого помещения в заявку органа местного самоуправления, уже признанной победителем конкурсного отбора, в случае образования дополнительной потребности, основанием для возникновения которой является получение муниципальным образованием документов и информации о наличии жителей, имеющих правовые основания для проживания в расселяемом жилом помещении, или расселяемом элементе планировочной структуры, или расселяемом населенном пункте, отсутствующих в муниципальном правовом акте об утверждении перечня расселяемых жилых помещений.
Следовательно, удовлетворение заявленных истцом требований возможно только при наличии совокупности доказанных обстоятельств, а именно отсутствие в заявке, признанной победителем конкурса на предоставление субсидии сведений о истце, как о лице, имеющем правовые основания на пользование жилым помещением, подлежащем расселению, а также наличие у истца права на пользование жилым помещением, подлежащим расселению.
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; иными способами, предусмотренными законом.
Воробьев В.Н. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение переведено в нежилое (магазин). Согласно заявлению Воробьева В.Н. помещение переведено из нежилого в жилое, что подтверждается постановлением администрации Юрлинского муниципального округа за №769.
Постановление Администрацией Юрлинского муниципального округа Пермского края №796 «Об утверждении перечня жилых помещений, находящихся в жилых домах, расположенных в расселяемом населенном пункте п.Чус Юрлинского района Пермского края» принято от 16.09.2021 года, в перечне за №2 значится Воробьев В.Н. совместно с Ш*, Ш*, Б* на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.
Постановлением «О внесении изменений в перечень жилых помещений, подлежащих к расселению, находящихся в жилых домах, расположенных в расселяемом населенном пункте п.Чус Юрлинского района Пермского края, утвержденный постановлением администрации Юрлинского муниципального округа Пермского края от 16.09.2021 №796» от 04.05.2023 №333 пункт 2 Перечня изменен, исключен Воробьев В.Н., согласно заявления Ш* об исключении из членов семьи в договоре социального найма Воробьева В.Н. и принятия дополнительного соглашения к договору социального найма жилого помещения от 11.04.2023.
Воробьев В.Н. является собственником жилого помещения, общей площадью 44 кв.м., с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
Согласно сведений с места работы Воробьева В.Н. следует, что он осуществляет трудовую деятельность в ООО «<данные изъяты>», о чем свидетельствуют также справки о доходах за 2021-2023 гг.
Работодателем указано на работу вахтовым методом в связи со значительным удалением от места проживания с предоставлением проживания на объекте по адресу: <адрес>.
Жена истца Воробьева Е.В. осуществляет трудовую деятельность в д.<адрес> в <данные изъяты>
Судом установлено, что Воробьев В.Н. имеет на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое расположено непосредственно в пределах п. Чус, не прекратило свое существование, как объект недвижимости, используется истцом, в том числе, для периодического проживания.
Доводы ответчика о том, что при обследовании жилого помещения в нем было холодно, отсутствовали дрова, в связи с чем сделаны выводы о том, что помещение нежилое, подлежат отклонению.
Из пояснительной записки следует, что круглогодичное транспортное сообщение с населенным пунктом отсутствует в весенне-осенний период.
Как следует из акта обследования, оно проведено 22.03.2023 года, в весенний период, кроме этого представлена справка ООО «<данные изъяты>» о том, что Воробьев В.Н. по личному заявлению отсутствовал на работе, как пояснил истец в судебном заседании, он брал отгул для обследования жилого помещения и составления соответствующего акта, в связи с чем не было времени протопить печь, так как нужно было ехать обратно на работу.
Учитывая тот факт, что постановлением Администрации Юрлинского муниципального округа № от 13.09.2021 помещение, находящееся по адресу: <адрес>, переведено в жилое, оснований для его признания нежилым по настоящее время не имеется.
Рассматривая довод о том, что Воробьев В.Н. по месту жительства постоянно или преимущественно не проживает, суд приходит к следующему.
Как следует из пояснительной записки, производственные, социальные, дошкольные и образовательные учреждения в поселке отсутствуют. В поселке зарегистрировано 147 человек.
Таким образом, Воробьев В.Н., являясь трудоспособным лицом, вынужден выезжать за пределы п.Чус с целью осуществления трудовой деятельности и обеспечения потребностей.
Частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище; никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст.17 Жилищного кодекса РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
В силу положений ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Воробьев В.Н., являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, имеет правовые основания для проживания в данном жилом помещении.
Иного жилья в собственности не имеет.
Каких-либо препятствий для расселения данного жилого помещения, в том числе, по причине его нахождения вне границ населенного пункта, подлежащего расселению, нет.
Таким образом, учитывая то, что истец отсутствует в Перечне жилых помещений, подлежащих к расселению, находящихся в жилых домах, расположенных в расселяемом населенном пункте п.Чус Юрлинского района Пермского края, следовательно, Воробьев В.Н. как собственник имеет правовые основания для проживания в жилом помещении общей площадью 44 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Воробьева В.Н. удовлетворить.
Признать Воробьева В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (паспорт №), имеющим правовые основания для проживания в жилом помещении общей площадью 44 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, отсутствующем в перечне жилых помещений, находящихся в жилых домах, расположенных в расселяемом населенном пункте п. Чус Юрлинского района Пермского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 22 мая 2023 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья Е.Н. Кирова