Судебный акт #2 (Решения) по делу № 2-274/2024 ~ 9-157/2024 от 04.03.2024

УИД № 41RS0003-01-2024-000226-14

Дело № 2-274/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск 27 мая 2024 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Ищенко А.В.,

при секретаре судебного заседания Мясищевой Е.Э.,

с участием

представителя истца –

старшего помощника прокурора ЗАТО г. Вилючинска Задирака Е.А.,

действующего по доверенности от 20.01.2024 года с полным объёмом прав,

представителя ответчика муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 9» Сусловой Н.Н.,

действующей по доверенности от 16 апреля 2024 года,

представителя ответчика – администрации ЗАТО Вилючинск Бурхавецкой Е.С.,

действующей по доверенности от 08 апреля 2024 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинск Смищука С.А., поданное в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 9», администрации Вилючинского городского округа о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористического законодательства,

установил:

Заместитель прокурора ЗАТО г. Вилючинск Смищук С.А., в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным представителем в судебном заседании, к ответчикам: муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя школа № 9» (далее МБОУ «СШ №9») и администрации Вилючинского городского округа, в котором просит возложить на администрацию Вилючинского городского округа обязанность в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить финансирование расходов МБОУ «СШ №9» по обеспечению установки в образовательном учреждении с тыльной стороны здания (расположение школьного стадиона) звуковых оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией либо звуковых оповещателей автономной системы (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а так же охранной сигнализации, а так же возложить на МБОУ «СШ №9» обязанность в течение 2 месяцев с момента поступления от администрации финансирования, за счет предоставленных денежных средств, обеспечить установку указанных оповещателей системы оповещения и охранной сигнализации.

В обоснование иска указал, что прокуратурой ЗАТО г. Вилючинск проведана проверка деятельности МБОУ «СШ №9» по соблюдению требований антитеррористического законодательства. Проверкой установлено, что в соответствии с паспортом безопасности МБДОУ «СШ № 9» присвоена 3 категория опасности объекта. Из акта проверки готовности МБОУ «СШ №9» к учебному году 2023-2024 от 8 августа 2023 года, утвержденного главой Вилючинского городского округа, следует, что учреждением не выполнены требования п.п. «д» п.24, пп «а» п.25 постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 года № 1006. Проверка показала, что выявленные нарушения не устранены, с тыльной стороны здания (расположение школьного стадиона) отсутствуют звуковые оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системы (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Отсутствие оповещателей не позволяет услышать лицам, находящимся на школьном стадионе, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Кроме того, образовательное учреждение не оснащено охранной сигнализацией в соответствии с п. «а» п.25 постановления Правительства. В связи с выявленными нарушениями закона директору МБОУ «СШ №9» 24 января 2024 года внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако остается на контроле прокуратуры города до фактического устранения выявленных нарушений закона. Кроме того, городской прокуратурой в отношении директора МБОУ «СШ №9» 29 января 2024 года возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ. 6 февраля 2024 года лицо привлечено к административной ответственности. Ввиду необеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, являющегося местом массового пребывания людей, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе условия охраны здоровья несовершеннолетних обучающихся, а также сотрудников школы, и образовательного процесса на безопасные условия жизнедеятельности, в связи с чем заместитель прокурора города обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Определением Вилючинского городского суда от 22 апреля 2024 года, отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Вилючинского городского округа.

В ходе судебного заседания старший помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Задирака Е.А., действующий по доверенности от 20.01.2024 года с полным объёмом прав, в связи с частичным добровольным выполнением ответчиками заявленных требований, заявил отказ от исковых требований в части возложения на администрацию Вилючинского городского округа обязанности в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить финансирование расходов МБОУ «СШ №9» по обеспечению установки в образовательном учреждении с тыльной стороны здания (расположение школьного стадиона) звуковых оповещателей системы оповещения и управления эвакуацией либо звуковых оповещателей автономной системы (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а так же возложить на МБОУ «СШ №9» обязанность в течение 2 месяцев с момента поступления от администрации Вилючинского городского округа указанного финансирования, за счет предоставленных денежных средств обеспечить установку указанных оповещателей системы оповещения. В остальной части заявленные исковые требования поддержал.

Определением Вилючинского городского суда от 22 мая 2024 года принят указанный отказ прокурора от исковых требований и производство по делу в данной части прекращено.

Представитель ответчика - МБОУ «Средняя школа № 9» в судебном заседании в части исковых требований об установке в образовательном учреждении пояснила, что самостоятельно Учреждение не в состоянии их исполнить в связи с отсутствием финансирования Учредителя на указанные цели. Поодержала письменное мнение на иск директора МБОУ «СШ №9» Танковид И.Е., в котором указано, что нарушения по обеспечению безопасности антитеррористической защищенности, предусмотренные пп.«д» п.24 Постановления будут устранены в полном объеме в срок до 6 июня 2024 года, а нарушения, предусмотренные пп. «а» п. 25 Постановления, будут устранены при наличии финансирования учреждения на проектно-сметную документацию охранной сигнализации, а затем на ее установку. В настоящее время, как сообщил отдел образования администрации Вилючинского городского округа, экономия ассигнований отсутствует.

Ответчик - отдел образования администрации Вилючинского городского округа о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. И.о. начальника отдела образования ФИО9 просила дело рассмотреть в отсутствие их представителя. В своем письменном мнении на исковые требования начальник отдела образования ФИО10 указывает, что неоднократно обращались к главе Вилючинского ВГО о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение выполнения требований надзорных органов, однако такие средства не выделялись в связи со сложным финансовым положением Вилючинского ВГО. Просит дело рассмотреть с учетом сложившейся ситуации.

Представитель ответчик - администрации Вилючинского городского округа Бурхавецкая Е.С., в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Вместе с тем пояснила, что в настоящее время в бюджете ЗАТО Вилючинск денежные средства на указанные цели по объективным причинам, отсутствуют. Для получения из средств краевого бюджета финансирования на цели указанные в иске, необходимо время не менее 6 месяцев.

На основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при указанной явке.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с пунктами 4, 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условияхможет одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно пункту «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасностиграждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу положений пункта 1 части 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент зданий и сооружений» для обеспечениязащиты от несанкционированного вторжения в здания, в здания с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В части 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 вышеназванной статьи).

Согласно пункту 8 части 1 ст. 41 вышеуказанного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ в пункте 4 части 2 ст. 5 установлено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Согласно п. 15 данных Требований, в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).

Срок завершения указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен превышать 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории).

Согласно подпунктам "а", "в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.

Подпунктом "а" пункта 25 Требований, предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, должны осуществляться мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, МБДОУ СШ № 9 в соответствии с пунктом 13 Требований присвоена третья категория опасности.

По результатам проверки исполнения законодательства об образовании в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения прокурором выявлено, что в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму указанный объект третьей категории опасности не оснащен в соответствии с предписаниями подпункта "а" пункта 25 Требований, охранной сигнализацией.

В период с 10 июля по 20 августа 2023 года в соответствии с постановлением администрации Вилючинского городского округа от 23 июня 2023 года межведомственной комиссией проведена проверка готовности муниципальных образовательных организаций в 2023-2024 учебному году, при проверке МБОУ «СШ № 9» на соблюдение мер антитеррористического законодательства установлено отсутствие охранной сигнализации (л.д. 116-129).

25 августа 2023 года между МБОУ «СШ № 9» и ООО «ВостокТрансБезопасность» заключен договор № МоС-35/23 на выполнение работ по установке дополнительного оборудования для системы СОУЭ на объекте расположенном по мкр.Центральный, д. 6 в г.Вилючинск. При этом исполнитель обязался оказать услуги в полном объеме в течение 50 рабочих дней с момента подписания договора (л.д. 21-25).

При этом стоимость разработки проектно-сметной документации на устройство охранной сигнализации составляет 120000 рублей (л.д. 26).

2 сентября 2023 года директор МБОУ «СШ №9» в адрес начальника отдела образования направил сообщение о заключении договора на выполнение работ по установке дополнительного оборудования для системы оповещения, а так же о том, что в бюджетную заявку на 2024 год направлено мероприятие «Разработка проектно-сметной документации на устройство охранной сигнализации для объекта МБОУ «СШ №9» на сумму 120000 рублей (л.д. 27).

14 ноября 2023 года в МБОУ «СШ №9» поступило сообщение отдела образования, содержащее перечень исключенных и сокращенных статей расходов, в том числе об отсутствии ассигнований для реализации мер антитеррористической защищенности объектов на 2024 год (л.д. 28-30).

24 января 2024 года в адрес директора МБОУ «СШ №9» направлено представление о безотлагательном рассмотрении представления и принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений законодательства, а именно с тыльной стороны здания учреждения (расположение школьного стадиона) отсутствуют звуковые оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией либо звуковых оповещателей автономной системы (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а так же отсутствует охранная сигнализация (л.д. 14-18).

6 февраля 2024 года в адрес прокуратуры от МБОУ «СШ №9» поступило сообщение о рассмотрении представления и возможности устранения нарушений только при наличии финансирования учреждения (л.д. 19-20).

13 февраля 2024 года директор школы обратился в отдел образования с просьбой о выделении дополнительных денежных средств необходимых для устранения нарушений

26 февраля 2024 года в отношении директора МБОУ СШ № 9 мировым судьей судебного участка № 25 Вилючинского судебного района Камчатского края вынесено постановление о признании должностного лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), и в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях ей объявлено предупреждение (л.д. 31-37).

27 марта 2024 года директор школы направил обращения начальнику управления архитектуры и городского хозяйства, а так же начальнику финансового управления с просьбой о согласовании расходования средств объекта МБОУ «СШ №9» в размере 120000 рублей на разработку проектно-сметной документации на устройство охранной сигнализации в рамках выполнения требований антитеррористического законодательства. Аналогичное обращение направленно 06.05.2024 года в адрес заместителя главы администрации ВГО начальника финансового управле6ния (л.д. 137, 138, 180).

Судом при рассмотрении дела установлено, что МБОУ «СШ №9», расположенное по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, мкр.Центральный, д. 6, является юридическим лицом, зарегистрированным в установленном порядке, созданным в форме бюджетного учреждения, является некоммерческой организацией и осуществляет на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради которых Учреждение создано, а именно в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края в сфере образования, для чего реализует программы начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительных общеразвивающих программ. Учредителем Учреждения является администрация ВГО, собственником имущества учреждения является Вилючинский городской округ, от имени которого соответствующие полномочия осуществляет Учредитель. Отдел образования осуществляет функции и полномочия Учредителя Учреждения в соответствии с правовыми актами администрации Вилючинского городского округа.

Из Устава МБОУ «Средняя школа № 9» также следует, что учреждение, в том числе вправе осуществлять платные образовательные услуги, доход от оказания которых используется в соответствии с уставными целями. Финансовое обеспечение выполнение муниципального задания учреждением осуществляется в виде субсидий из местного бюджета. Финансово-хозяйственная деятельность Учреждения осуществляется в соответствии с утвержденным объемом субсидий, планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения (п. 2.7.1, 2.7.2, 6.1, 6.9 Устава МБОУ «Средняя школа № 9»).

Как следует из п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

В соответствии пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

25 августа 2023 года между МБОУ «СШ №9» и ООО «ВостокТрансБезопасность» заключен договор № МоС-35/23 на выполнение работ по установке дополнительного оборудования для системы СОУЭ. Стоимость разработки проектно-сметной документации составляет 120000 рублей. Директором школы предпринимались меры для исполнения требований антитеррористического законодательства, которые выполнить не представилось возможным в связи с отсутствием надлежащего финансирования. На момент рассмотрения заявленных требований, нарушения в части установления охранной сигнализации не устранены.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что не обеспечение комплексной безопасности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, являющегося местом массового пребывания людей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе условия охраны здоровья несовершеннолетних обучающихся, а также сотрудников школы в период их нахождения в образовательной организации, следовательно исковые требования подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что образовательным учреждением не обеспечивается в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Разрешая вопрос о возложении обязанности по выполнению указанных требований законодательства и нормативных правовых актов в области антитеррористической защищенности на каждого конкретного ответчика, суд принимает во внимание следующие нормы действующего законодательства.

В силу ст. 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в том числе: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Данное также согласуется и с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (введенным Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ в редакции Федерального закона от 01 мая 2019 года № 87-ФЗ), в соответствии с которой к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа. Аналогичные положения закреплены и в Уставе Вилючинского городского округа (ст.ст. 7, 9).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (пункт 3 части 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

На основании статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее «БК РФ») определено, что бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

По правилам части 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимися у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом согласно пункту 42 указанной Концепции противодействия терроризму, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В силу ст.ст. 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом приведенных выше положений, суд приходит к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления как субъектов антитеррористической деятельности, обеспечивающих финансирование муниципальных образовательных учреждений, являющихся учредителем и собственником имущества.

Сведений о выделении образовательному учреждению МБОУ «Средняя школа № 9» на день рассмотрения настоящего дела из бюджета муниципального образования достаточных денежных средств для проведения предусмотренных пп. «а» п. 25 Требований № 1006 мероприятий, в материалах дела не имеется.

Отсутствуют и сведения о наличии у МБОУ «Средняя школа № 9» самостоятельной финансовой возможности оплатить услуги по установке охранной сигнализации, за счет поступающих в учреждение денежных средств из внебюджетных источников.

В связи с чем, на администрацию Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска Камчатского края, как на Учредителя МБОУ «СШ №9», должна быть возложена обязанность финансового обеспечения проведения указанных мероприятий, путем выделения денежных средств отделу образования Вилючинского городского округа для МБОУ «СШ № 9» для устранения нарушений антитеррористического законодательства в части установления в МБОУ «СШ №9» охранной сигнализации, поскольку, как установлено в судебном заседании, иного источника дохода МБОУ «СШ №9» не имеет.

Статьей 206 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1).

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (часть 2).

Принимая решение, обязывающее ответчиков совершить определенные действия, не связанные с передачей истцу имущества или денежных сумм, которые могут быть совершены только ответчиками, суд приходит к выводу о необходимости установления реального срока, в течение которого решение суда должно и может быть исполнено, а именно – администрации Вилючинского городского округа и отделу образования администрации Вилючинского городского округа обеспечить финансирование расходов МБОУ «СШ №9» в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а МБОУ «СШ №9» обеспечить установку охранной сигнализации в течение трех месяцев с момента поступления финансирования из отдела образования администрации ВГО, поскольку срок предложенный прокурором – один месяц со дня вступления решения в законную силу для изыскания финансирования на цели указанные в иске и два месяца на установку охраной сигнализации, суд считает заранее неисполнимым.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При этом взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет, которым в силу п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ является местный бюджет.

Органы местного самоуправления, выступающие, в том числе по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), на основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Поскольку исковые требования подлежат удовлетворению, истец от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд освобожден, как и ответчики Администрация Вилючинского городского округа и отдел образования администрации Вилючинского городского округа, в связи с чем с МБОУ «СШ №9»в доход местного бюджета в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление заместителя прокурора ЗАТО г. Вилючинск Смищука С.А. удовлетворить.

Возложить на администрацию Вилючинского городского округа (ОГРН1024101224828, ИНН4102002396) обязанность в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить финансирование расходов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 9» для установки в образовательном учреждении охранной сигнализации, путем выделения необходимых для указанной цели денежных средств отделу образования администрации Вилючинского городского округа (ОГРН 1024101223024, ИНН4102003600).

Возложить на отдел образования администрации Вилючинского городского округа (ОГРН 1024101223024, ИНН4102003600) обязанность при поступлении из администрации Вилючинского городского округа денежных средств на расходы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 9» по установке в образовательном учреждении охранной сигнализации, незамедлительно обеспечить муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9» (ОГРН 1024101223189, ИНН 4102003946) финансовыми средствами для оплаты необходимых работ по установке в образовательном учреждении охранной сигнализации.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9» (ОГРН 1024101223189, ИНН 4102003946) в течение трех месяцев с даты поступления из отдела образования администрации Вилючинского городского округа финансовых средств для оплаты необходимых работ по установке в образовательном учреждении охранной сигнализации, обеспечить установку в образовательном учреждении охранной сигнализации.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 9» (ОГРН 1024101223189, ИНН 4102003946) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 28 мая 2024 года.

Председательствующий

2-274/2024 ~ 9-157/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
старший помощник прокурора ЗАТО г. Вилючинска Задирака Е.А.
заместитель прокурора ЗАТО г.Вилючинска Смищук С.А.
Ответчики
администрация ВГО
отдел образования администрации ВГО
МБОУ "Средняя школа № 9"
Суд
Вилючинский городской суд Камчатского края
Судья
Ищенко Александр Владимирович
Дело на сайте суда
viluchinsky--kam.sudrf.ru
04.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.03.2024Передача материалов судье
11.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.04.2024Судебное заседание
22.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #2 (Решения)
Судебный акт #1 (Определения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее