Судья Ясинская О.О. Дело № 7-12-272/2021
Р Е Ш Е Н И Е
г.Владивосток 2 апреля 2021 года
Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – адвоката Абгаряна Л.С. на постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Вьетнама ФИО1,
установил:
Постановлением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 марта 2021 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации с помещением в Центр временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Артему.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник ФИО1 – адвокат Абгарян Л.С. просит отменить постановление судьи, приводя доводы о том, что течение сроков добровольного выезда иностранных граждан за пределы Российской Федерации приостановлено на период до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения.
ФИО1, содержащийся в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Артему, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, ходатайств о своем участии в судебном заседании не заявлял, дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения защитника ФИО1 – адвоката Абгаряна Л.С., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 5 того же Федерального закона, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
На основании статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ... по адресу: <адрес>, было установлено, что гражданин Республики Вьетнам ФИО1, въехавший на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ по однократной визе, действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нарушил режим пребывания в Российской Федерации, а именно уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания и находился на территории Российской Федерации без документов, дающих право на пребывание в Российской Федерации.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением об установлении личности иностранного гражданина, распечаткой с базы данных ЦБДУИГ в отношении ФИО1, объяснением ФИО1, в котором он подтверждает факт нарушения срока пребывания на территории Российской Федерации, а также другими материалами дела, которым судьей районного суда была дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитника об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения обоснованными не являются.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 (в редакции от 2 января 2021 года) «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно приостановлено течение сроков действия виз и разрешений на временное проживание, у которых срок действия истекает в указанный период.
Между тем срок действия визы, разрешавшей ФИО1 находится на территории Российской Федерации, истек еще ДД.ММ.ГГГГ, таким образом вышеназванные положения на него не распространяются.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Вместе с тем имеются основания для изменения назначенного ФИО1 административного наказания, в части дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является обязательным.
Учитывая, что ранее в отношении ФИО1 принималось решение о его выдворении за пределы Российской Федерации, которое данным иностранным гражданином исполнено не было, а также характер и обстоятельства дела, выводы судьи о необходимости административного выдворения ФИО1 за пределы Российской Федерации являются обоснованными.
Однако при этом судьей районного суда не было учтено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
На основании подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 (в редакции от 2 января 2021 года) «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в период с 15 марта 2020 года по 15 июня 2021 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании) не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Поскольку ФИО1 не относится к предусмотренным вышеназванным Указом категориям иностранных граждан, в отношении которых может быть применено принудительное административное выдворение за пределы Российской Федерации, данный вид наказания в период до ДД.ММ.ГГГГ может быть назначен ему только в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
При этом срок добровольного выезда за пределы Российской Федерации подлежит определению в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 года № 274 (в редакции от 2 января 2021 года) и с учетом положений пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 года № 791 «О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Таким образом постановление судьи подлежит изменению в части вида административного выдворения.
Кроме того, поскольку в силу положений части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность содержания в специальном учреждении предусмотрена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергнутых административному наказанию в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, ФИО1 следует освободить из Центра временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Артему.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока от 26 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Вьетнам ФИО1 изменить.
Назначенное ФИО1 дополнительное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации заменить административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
ФИО1 из Центра временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Артему, расположенного по адресу: г. Артем, ул. Каширская, д. 21, освободить.
В остальной части постановление судьи в отношении гражданина Республики Вьетнам ФИО1 оставить без изменения, жалобу его защитника адвоката Абгаряна Л.С. – без удовлетворения.
Судья А.В. Фаленчи