ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
3 апреля 2023 г. г. Майкоп
Майкопский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Марголина А.В., при помощнике судьи Гуагове А.Р. и секретаре судебного заседания Засопиной О.Н., с участием государственных обвинителей – помощников военного прокурора Майкопского гарнизона майора юстиции Мацишина И.Н. и капитана юстиции Лозового В.В., защитника – адвоката Гиша М.А. и подсудимого Макарова В.А., рассмотрев уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части № <данные изъяты>
Макарова В.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, холостого, с июня 2022 г. проходящего военную службу по контракту, проживающего по адресу <адрес>,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ,
установил:
в 2 часа 22 ноября 2022 г. на автодороге около дома 174 по ул. Ленина в п. Северном г. Майкопа Республики Адыгея Макаров, будучи подвергнутым по постановлениям от 11 и 30 марта 2021 г. мировых судей судебных участков № 6 и № 8 г. Майкоп Республики Адыгея административным наказаниям за невыполнение законных требований инспекторов дорожно-патрульной службы (далее – ДПС) о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, управлял автомобилем «Ауди А7» (Audi A7) государственный регистрационный знак № и не выполнил законное требование инспектора ДПС о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В судебном заседании Макаров свою вину в инкриминируемом ему преступлении признал полностью и показал, что по постановлениям мировых судей он признан виновным в невыполнении законных требований инспекторов ДПС о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. С вечера 21 ноября 2022 г. он употреблял алкогольные напитки, после чего стал управлять принадлежащим ему автомобилем марки «АУДИ А7» государственный регистрационный знак №. Около 2 часов на автодороге в районе д. 174 по ул. Ленина в п. Северном г. Майкопа Республики Адыгея он остановил управляемый автомобиль по требованию инспектора ДПС и отказался от требования последнего пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 7 декабря 2022 г. он продал автомобиль «Ауди А7» П.Р.Е. и, поскольку последний убыл для выполнения специальных служебных задач, он 1 марта 2023 г. передал этот автомобиль родственникам П.Р.Е., в связи с чем после 1 марта 2023 г. не имел возможности владеть и пользоваться таким переданным автомобилем.
Виновность подсудимого, кроме его личного признания своей вины, подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.
Так, из копий вступивших в законную силу постановлений от 11 марта 2021 г. и 30 марта 2021 г. мировых судей судебных участков № 6 и № 8 г. Майкоп Республики Адыгея следует, что Макаров признан виновным в совершении двух административных правонарушений, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, то есть за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, и за каждое из таких деяний ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
Из справки начальника отделения по ИАЗ отдела ГАИ ОМВД России по г. Майкопу от 22 ноября 2022 г. (т. 1 л.д. 12) следует, что на основании указанных судебных постановлений срок лишения Макарова права управления транспортными средствами заканчивается 6 июля 2024 г.
Согласно показаниям свидетелей инспекторов ДПС <данные изъяты> К.В.С. и <данные изъяты> С.В.С., около 2 часов 22 ноября 2022 г. ими остановлен движущийся по ул. Ленина в п. Северном г. Майкопа автомобиль «Ауди А7» государственный регистрационный знак № под управлением Макарова, имеющего клинические признаки опьянения: запах алкоголя изо рта, неустойчивая поза и нарушение речи. При этом Макаров отказался от предложения пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения с применением алкометра и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Протоколом от 22 ноября 2022 г. № 01 АК № 045607 подтверждаются обстоятельства отстранения Макарова от управления транспортным средством «Ауди А7» государственный регистрационный знак №.
Из протокола от 22 ноября 2022 г. серии 01 АН № 064658 усматривается, что в связи с отказом Макарова от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и наличием указанных выше клинических признаков опьянения последний направлен инспектором ДПС на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения, от которого подсудимый в письменной форме отказался.
Такие доказательства суд находит относимыми, допустимыми и достоверными, в связи с чем кладёт их в основание приговора.
При этом, оценивая обоснованность предъявленного подсудимому обвинения, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Поскольку исполнение постановлений мировых судей судебных участков № 6 и № 8 г. Майкоп Республики Адыгея от 11 марта 2021 г. и 30 марта 2021 г. на 22 ноября 2022 г. не окончено, Макаров на основании ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ считается подвергнутым административному наказанию за невыполнение законных требований уполномоченных должностных лиц о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Согласно п. 3, 8 и 10 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475, достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица, не соответствующее обстановке поведение; направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит, в том числе, при наличии достаточных оснований полагать, что такой водитель находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; такое направление осуществляется должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, в присутствии двух понятых; о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол.
В соответствии с ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Поскольку такие требования законодательства соблюдены, обращенное к Макарову требование сотрудников полиции о прохождении медицинского освидетельствования является обоснованным, а процедура направления подсудимого на медицинское освидетельствование соблюдена.
Обстоятельства управления Макаровым автомобилем в указанных в обвинительном акте месте и времени подтверждается показаниями подсудимого, свидетелей К.В.С. и С.В.С., а также протоколом отстранения Макарова от управления транспортным средством.
Согласно ч. 2 примечания к ст. 264 УК РФ, для целей ст. 264.1 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признаётся лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Оценив указанные доказательства в совокупности, суд находит их достаточными для вывода о доказанности виновности Макарова, подвергнутого административным наказаниям за невыполнение законных требований уполномоченных должностных лиц о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в управлении транспортным средством в состоянии опьянения, в связи с чем квалифицирует содеянное по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ.
Оценивая личность подсудимого, суд принимает во внимание признание Макаровым своей вины и раскаяние его в содеянном.
Учитывая это, а также влияние назначаемого наказания на исправление подсудимого, суд полагает возможным назначить ему наиболее мягкое наказание в виде штрафа, размер которого на основании ч. 3 ст. 46 УК РФ определяет с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения подсудимого, являющегося военнослужащим и обеспечиваемого денежным довольствием.
Вместе с тем, при оценке личности подсудимого суд учитывает отрицательную его служебную характеристику.
При назначении предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 264.1 УК РФ дополнительного наказания суд приходит к выводу о необходимости лишения Макарова права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами.
Автомобиль «Ауди А7» государственный регистрационный знак № принадлежит Макарову, что подтверждается копией паспорта этого транспортного средства 23 РВ № 815337 (т. 1 л.д. 156) и карточкой учета транспортного средства (т. 1 л.д. 93).
Такой автомобиль признан вещественным доказательством по данному уголовному делу (т. 1 л.д. 174) и на основании п. «д» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ как использованный подсудимым при совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, подлежит конфискации - принудительному безвозмездному изъятию и обращению в собственность государства. При этом суд принимает во внимание, что указанный автомобиль не относится к предусмотренному ч. 4 ст. 115 УПК РФ и ч. 1 ст. 446 ГПК РФ имуществу, на которое не может быть обращено взыскание.
Поскольку указанный автомобиль передан на ответственное хранение подсудимому и на него наложен арест имущества, на основании ч. 3 ст. 115 УПК РФ такой арест подлежит оставлению без изменения до исполнения приговора в части конфискации автомобиля.
При этом представленный Макаровым в ходе судебного следствия договор от 7 декабря 2022 г. купли-продажи автомобиля «Ауди А7» П.Р.Е. на указанный вывод суда не влияет, поскольку согласно ч. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента её передачи. Указанным договором иной порядок перехода права собственности на автомобиль не предусмотрен.
Довод Макарова о том, что 1 марта 2023 г. он передал автомобиль родственникам П.Р.Е., выполняющего специальные служебные задачи, не свидетельствует о передаче вещи по договору купли-продажи её приобретателю, поскольку доказательств наличия у таких родственников юридических полномочий действовать от имени покупателя стороной защиты в суд не представила.
Кроме того, утверждение подсудимого о том, что после 1 марта 2023 г. он не имел возможности владеть и пользоваться таким переданным автомобилем, опровергается копиями протоколов от 8 марта 2023 г. об административном правонарушении, об отстранении от управления транспортным средством и о задержании транспортного средства, согласно которым Макаров 8 марта 2023 г. управлял автомобилем «Ауди А7» государственный регистрационный знак № и заявил сотрудникам полиции о принадлежности такого автомобиля именно ему.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что на момент постановления приговора собственником автомобиля «Ауди А7» государственный регистрационный знак № является Макаров.
Решая судьбу иных вещественных доказательств суд руководствуется положениями ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
В соответствии со ст. 131 и 132 УПК РФ процессуальные издержки по делу, связанные с выплатой вознаграждений защитнику по назначению за оказание юридической помощи на предварительном следствии и в суде, подлежат взысканию с подсудимого.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308 и 309 УПК РФ суд
приговорил:
признать Макарова В.А., подвергнутого административным наказаниям за невыполнение законных требований уполномоченных должностных лиц о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, виновным в управлении автомобилем в состоянии опьянения, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ, за которое назначить ему наказание в виде штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами на 2 (два) года.
Реквизиты для уплаты штрафа: Управление Федерального казначейства по Ростовской области (ВСУ СК России по ЮВО л. счёт 04581F39710), банк получателя Отделение г. Ростов-на-Дону Банка России / УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону, БИК 016015102, единый казначейский счет 40102810845370000050, казначейский счёт 03100643000000015800, ИНН 6162059986, КПП 616201001, ОКТМО 60701000, КБК 41711603127010000140.
Транспортное средство «Ауди А7» (Audi A7) государственный регистрационный знак № конфисковать в собственность государства, в связи с чем наложенный на этот автомобиль арест оставить без изменения до исполнения приговора в части его конфискации.
Взыскать с Макарова В.А. в доход федерального бюджета процессуальные издержки, связанные с оплатой на предварительном следствии и в суде услуг защитников по назначению в сумме 10920 (десять тысяч девятьсот двадцать) рублей.
По вступлении приговора в законную силу вещественное доказательство - компакт-диск с двумя видео-файлами- оставить при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Южного окружного военного суда через Майкопский гарнизонный военный суд в течение 15 суток со дня его постановления.
В случае направления уголовного дела в судебную коллегию по уголовным делам Южного окружного военного суда для рассмотрения в апелляционном порядке осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда апелляционной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, отказаться от защитника либо ходатайствовать перед судом апелляционной инстанции о назначении ему защитника.
Председательствующий А.В. Марголин