Судья: Пудовкина Е.С. адм. дело № 33а-10831/2023
УИД: 63RS0045-01-2023-002882-21
№ 2а-3906/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 сентября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Мыльниковой Н.В. и Сивохина Д.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Лечебное профилактическое учреждение областная соматическая больница УФСИН России по Самарской области», УФСИН России по Самарской области, ФСИН России на решение Промышленного районного суда Самарской области от 26 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России по доверенности Харенковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Высоцкой Е.А. против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области обратился в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Лечебное профилактическое учреждение областная соматическая больница УФСИН России по Самарской области (далее ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области), УФСИН России по Самарской области, ФСИН России о признании незаконным бездействие, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с привлечением специалиста ОНД и ПР г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области в марте 2023 г. проведена проверка исполнения администрацией ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в результате которой установлено, что администрацией ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области длительное время ненадлежащим образом исполняются требования уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении безопасности осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также законодательства о пожарной безопасности.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения, административный истец просил суд признать незаконным бездействие ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Обязать администрацию ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области в срок до 1 августа 2023 г. устранить следующие нарушения законодательства о пожарной безопасности: оборудовать двери электрощитовых помещений на 1 и 3 этажах здания женского терапевтического отделения (4-х этажное «здание терапии», кадастровый номер №), а также дверь между раздевалкой и входом в котельную в здании бани-прачечной (кадастровый номер №) в соответствии с требованиями пожарной безопасности (противопожарном режиме). Возложить на УФСИН России по Самарской области, ФСИН России обязанность обеспечить в срок до 1 августа 2023 г. материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.
Решением Промышленного районного суда Самарской области 26 июня 2023 г. административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. На ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области возложена обязанность в срок до 11 августа 2023 г. устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно, оборудовать двери электрощитовых помещений на 1 и 3 этажах здания женского терапевтического отделения (четырехэтажное «здание терапии», кадастровый номер №), а также дверь между раздевалкой и входом в котельную в здании бани-прачечной (кадастровый номер №) в соответствии с требованиями пожарной безопасности (противопожарном режиме). На УФСИН России по Самарской области, ФСИН России возложена обязанность обеспечить в срок до 11 августа 2023 г. материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности (л.д. 175-182).
В апелляционной жалобе ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России просили отменить решение суда, как незаконное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (л.д. 185-187).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечению доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Иные лица в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме. Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.
Судом установлено, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с привлечением специалиста ОНД и ПР г.о. Самара УНД и ПР ГУ МЧС России по Самарской области 21 сентября 2022 г. проведена проверка исполнения администрацией ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области требований Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в результате которой установлено, что администрацией ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области длительное время ненадлежащим образом исполняются требования уголовно-исполнительного законодательства об обеспечении безопасности осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также законодательства о пожарной безопасности.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иных нормативных актов в сфере пожарной безопасности, которые длительное время не устраняются, в том числе:
- в здании женского терапевтического отделения («здание терапии 4-х этажное) двери электрощитовых, расположенных на 1 и 3 этажах выполнены не в противопожарном режиме (фактически деревянные), чем нарушены требования части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, части 1 статьи 88 Закона о требованиях пожарной безопасности, пункта 4.1 СП 4.13130.2013;
- в здании бани-прачечной дверь между помещениями раздевалки и котельной выполнена не в противопожарном исполнении, чем нарушены требования части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, части 1 статьи 88 Закона о требованиях пожарной безопасности, пункта 4.1 СП 4.13130.2013.
По результатам проверки 29 ноября 2022 г. начальнику ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области внесено представление №№ с требованием устранить выявленные нарушения действующего законодательства, их причин и условий, им способствующих (л.д. 12-15).
Указанные нарушения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и иных нормативных актов в сфере пожарной безопасности ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области признало, рассмотрев 21 декабря 2022 г. на оперативном совещании у начальника ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области с участием Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области, однако администрацией ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области исчерпывающие меры по соблюдению требований законодательства не приняты, нарушения в полном объеме не устранены.
Разрешая административный исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела установлено, что до настоящего времени выявленные Самарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области нарушения в сфере пожарной безопасности ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области в полном объеме не устранены, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании. Таким образом, имеет место бездействие ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, и уточненные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Так, доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию бездействия со стороны административных ответчиков, поскольку ими предпринимались меры для устранения выявленных нарушений действующего законодательства. Так, по результатам рассмотрения представления, поступившего административному ответчику 1 декабря 2022 г., с целью принятия мер, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области 16 декабря 2022 г. в УСИФН России по Самарской области направлена заявка о необходимости выделения денежных средств на закупку дверей противопожарных в количестве 3 штук. Бюджетные денежные средства на лицевой счет ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области выделенные для устранения нарушений требований пожарной безопасности поступили 2 мая 2023 г. С целью устранения нарушения ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области заключен государственный контракт № № от 29 мая 2023 г. на поставку дверей противопожарный. 10 июля 2023 г. в рамках заключенного контракта двери поставлены. В настоящее время в учреждении обеспечивается безопасность в штатном режиме. Таким образом, ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области бездействие, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, не допущено.
Указанные доводы являются несостоятельными и не свидетельствуют о незаконности выводом суда первой инстанции, ввиду чего подлежат отклонению судебной коллегией.
Так, положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - это невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно статье 5 Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
В силу пункта 4.1 СП 4.13130.2013 объемно-планировочные и конструктивные решения, направленные на ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов защиты должны предусматривать: - применение для зданий, сооружений, пожарных отсеков и частей зданий (секций) несущих и ограждающих строительных конструкций с нормируемыми пожарно-техническими характеристиками, а также ограничение размеров зданий и площади пожарных отсеков в соответствии с требованиями СП 2.13130; - размещение объектов различных классов функциональной пожарной опасности в отдельных зданиях и сооружениях, удаленных друг от друга на нормируемые противопожарные расстояния (разрывы), либо в пожарных отсеках или частях зданий и сооружений, разделенных противопожарными преградами в соответствии с нормативными требованиями; - выделение в пределах здания, сооружения помещений различного функционального назначения, взрывопожароопасных и пожароопасных помещений ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами пожарной опасности или противопожарными преградами в случаях, оговоренных настоящим сводом правил, а также другими действующими нормативными требованиями, исходя из класса функциональной пожарной опасности объекта защиты; - устройство проходов, проездов, подъездов для пожарной техники и обеспечение деятельности пожарных подразделений по тушению пожара на объектах защиты.
В ходе рассмотрения дела, в том числе в апелляционной жалобе, административными ответчиками не оспаривалось, что с момента выявления нарушений законодательства о пожарной безопасности до момента вынесения обжалуемого судебного акта, выявленные нарушения в части отсутствия двери электрощитовых помещений на 1 и 3 этажах здания женского терапевтического отделения (4-х этажное «здание терапии», кадастровый номер №), а также двери между раздевалкой и входом в котельную в здании бани-прачечной (кадастровый номер №) в соответствии с требованиями пожарной безопасности (противопожарном режиме), устранены не были.
При этом, указанные нарушения существовали и до момента вынесения представления прокуратуры.
В силу норм действующего законодательства, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Несвоевременное устранение должностными лицами ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, ответственными за состоянием пожаробезопасности, вышеуказанных нарушений отрицательным образом сказывается на обеспечении личной безопасности осужденных и персонала учреждение, нарушает право осужденных, подследственных и подсудимых, находящихся на лечении, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ОСБ, на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного на территории исправительного учреждения.
Государство берет на себя обязанность обеспечивать защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области является лечебно-профилактическим учреждением уголовно-исполнительной системы, специально созданным для стационарного обследования, лечения и медицинской реабилитации подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исправительной системы.
Лечебно-профилактическое учреждение по своей организационно-правовой форме является некоммерческой организацией, имеет свою структуру и штатное расписание, наделено статусом самостоятельного юридического лица - участника бюджетного процесса.
Пунктом 2.1 Устава ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, утвержденного приказом ФСИН России от 12 апреля 2011 г. № 219 «Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области» установлено, что целями деятельности исправительного учреждения являются создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 5.8 Устава учреждения, источниками финансирования деятельности ОСБ являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по исполнению требований законодательства в сфере пожарной безопасности лежит на ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области.
Между тем, руководством ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области меры по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности начали предприниматься только после вынесения прокуратурой представления.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии бездействия со стороны административного ответчика ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области.
Следует отметить, отсутствие финансирования для своевременного устранения имеющихся нарушений не освобождает административного ответчика от возложенной законом обязанности своевременно их устранить.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на настоящий момент все нарушения устранены, также не свидетельствуют об отсутствии длительного бездействия со стороны ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области.
Таким образом, доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, направлены на иное толкование закона и иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены верно. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда Самарской области от 26 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Пудовкина Е.С. адм. дело № 33а-10831/2023
УИД: 63RS0045-01-2023-002882-21
№ 2а-3906/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
19 сентября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Мыльниковой Н.В. и Сивохина Д.А.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Лечебное профилактическое учреждение областная соматическая больница УФСИН России по Самарской области», УФСИН России по Самарской области, ФСИН России на решение Промышленного районного суда Самарской области от 26 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Роменской В.Н., объяснения представителя ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России по доверенности Харенковой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного истца Высоцкой Е.А. против доводов апелляционной жалобы, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда Самарской области от 26 июня 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКЛПУ ОСБ УФСИН России по Самарской области, УФСИН России по Самарской области, ФСИН России - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: