Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1646/2020 ~ М-1059/2020 от 31.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2020 года                                г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ласковской С.Н.,

при секретаре судебного заседания Зайцеве М.В.,

с участием:

прокурора Галкиной А.Н.,

представителя административного истца Сорокиной А.С.,

представителя административного ответчика Думы городского округа Самара Кузнецова П.А.,

представителя заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара Нагорной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1646/2020 по административному исковому заявлению Покачалова Александра Ивановича к Думе городского округа Самара о признании недействующим в части Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181,

УСТАНОВИЛ:

Покачалов А.И., с учетом уточнения требований, обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с момента вступления в силу решения суда Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме №5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельных участков с кадастровыми номерами .

В иске указал, что ему на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером , площадью 381 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , площадью 300 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, а также жилой дом с кадастровым номером , площадью 59,2 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>. Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 в редакции от 07.02.2012 г. № 181, утвержден Генеральный план городского округа Самара. Схемой № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры», входящей в состав Генерального плана, определено, что земельные участки с кадастровыми номерами: частично принадлежат территории общего пользования, кроме того, красная линия пересекает жилой дом с кадастровым номером , возведенный в 1959 году.

Административный истец полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят без учета фактически сложившегося землепользования, нарушает требования Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, схема № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана в части установления красных линий в границах принадлежащих Покачалову А.И. земельных участков с кадастровыми номерами: , жилого дома с кадастровым номером , нарушает его права и законные интересы, поскольку лишает истца возможности в полной мере осуществлять владение и пользование земельными участками, производить строительство зданий либо реконструкцию указанного жилого дома.

В судебном заседании представитель административного истца Покачалова А.И. – Сорокина А.С., действующая на основании доверенности административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представитель административного ответчика Думы городского округа Самара Кузнецов П.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой городского округа Самара с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учетом результатов публичных слушаний, в пределах своих полномочий. По информации Департамента градостроительства г.о. Самара, за которым в соответствии со ст. 28 Устава городского округа Самара закреплены полномочия по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), осуществляемой на территории городского округа Самара, спорные земельные участки расположены в границах красных линий Гранитного переулка. Красные линии впервые были отображены на схеме №1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539. Далее в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181 с основного чертежа красные линии были удалены и отображены на схеме №5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» (по настоящее время). Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации. В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В соответствии с пунктом 4.2.8 Приложения («Положение о территориальном планировании, карты и схемы») к Решению Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539, при разработке Генерального плана городского округа Самара использовалась ранее разработанная градостроительная документация: «Схема магистралей, городского и внешнего транспорта» по Генеральному плану г. Куйбышева, утвержденному в 1987 году, а также «Схема развития улично-дорожной сети по комплексной схеме транспорта» 1993 года. Таким образом, на момент принятия оспариваемого Генерального плана имелась действующая, с учетом статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", градостроительная документация, содержащая красные линии территории города Самары. Следовательно, красные линии на земельном участке административного истца установлены Генеральным планом г. Куйбышева, утвержденным Постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987 года № 226, то есть до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, до настоящего времени они не изменялись, в связи с чем, спорные красные линии не могут быть признаны произвольно установленными и не подлежащими учету при осуществлении землепользования и градостроительной деятельности. Статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что Градостроительный кодекс Российской Федерации применяется к отношениям по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства, возникшим после его введения в действие. В этой связи требования ГрК РФ, устанавливающие порядок разработки и утверждения красных линий, в том числе о необходимости утверждения красных линий в составе проекта планировки и проекта межевания, применяются только в отношении новых красных линий, устанавливаемых или изменяемых после 30.12.2014 года. Учитывая, что изменение границ красных линий в отношении земельного участка истца не планировалось (не планировалась реконструкция улицы), оснований для разработки проекта планировки на данной территории у органов местного самоуправления городского округа Самара не имелось. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт прав и законных интересов административного истца не нарушает, с заявлением о внесении изменений в нормативный правовой акт административный истец не обращался.

Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства г.о. Самара Нагорная С.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию представителя административного ответчика и полагала, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Представители Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Представитель Администрации городского округа Самара, Главы городского округа Самара представил письменные возражения, аналогичные возражениям административного ответчика по делу, в которых просил в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.

В письменных пояснениях Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области оставляет разрешение заявленных требований на усмотрение суда, указывая на то, что спорные земельные участки и жилой дом расположены за границами зоны размещения ул. Ташкентской и не входят в границы красных линий, установленных проектом планировки территории, утвержденным распоряжением Правительства Самарской области от 19.08.2015 № 667-р «Об утверждении проекта планировки территории в целях реконструкции автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул. Ташкентская (от проспекта Карла Маркса до ул. Георгия Димитрова), расположенной в границах городского округа Самара». В границах земельных участков с кадастровыми номерами не размещены и не планируются к размещению автомобилей дороги регионального или межмуниципального значения.

Заслушав объяснения представителей сторон и заинтересованных лиц, исследовав материалы настоящего дела, а также изучив материалы гражданского дела Кировского районного суда г. Самары №2-904/2014 по иску Сатониной В.В. к ТУ Росимущества по Самарской области о признании права собственности, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пунктом 1 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30.03.2015 года № 23-ГД "Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области").

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Установлено, что Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара с последующим внесением в него изменений решениями Думы городского округа Самара от 07.02. 2012 года № 181, от 06.09.2012 года № 252, от 25.07.2013 года № 350, от 24.04.2014 года № 421, от 20.09.2016 года № 124, от 05.12.2019 № 477. Среди прочего Генеральный план включает схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» с отображением красных линий застройки.

Документ официально опубликован в издании "Самарская Газета" № 59 (3852) от 03.04.2008 (карты и схемы), № 64 (3857) от 10.04.2008 года.

Изменения, внесенные Решением Думы городского округа Самара от 07.02.2012 года № 181 в части удаления красных линий застройки со схемы № 1 "Основной чертеж. Проектное решение" и нанесения их на схему № 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", опубликованы в "Самарской Газете" № 29 (4806) от 18.02.2012 года.

Указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и по процедуре его принятия не оспаривается.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования и по этим основаниям не обжалуется.

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно подпункту "б" пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения, а также границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административному истцу Покачалову А.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 381 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером , площадью 300 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес>.

На земельном участке с кадастровым номером находится жилой дом, 1959 года постройки, с кадастровым номером , площадью 59,2 кв. м.

Судом также установлено, что ранее земельный участок, предоставленный для дачи, находящийся в городе Самара, , площадью 0,0553 га, на основании свидетельства о праве собственности на землю за № 8957, выданного 16.11.1992 года городским комитетом по землеустройству и земельным ресурсам г. Самары и акта оценки установления нормативной цены земельного участка, выданного городским комитетом по землеустройству г. Самары 15.12.1994 г., принадлежал на праве собственности ФИО1.

Также ФИО1. на праве собственности на основании Регистрационного удостоверения, выданного Бюро технической инвентаризации г. Самары 10.01.1995 г. за № 167, и справки БТИ г. Самары от 11.01.1995 г. за № 1063, принадлежала дача, находящаяся в городе Самара, <адрес>, состоящая из данного одноэтажного дома, кирпичного, полезной площадью 32 кв. метров, служб и сооружений.

24.06.1994 года ФИО1. умер.

13.01.1995 года нотариусом г. Самары ФИО2 жене ФИО1. – ФИО3. выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок и дачу, указанные выше.

На основании Постановления Главы города Самары от 19.07.1995 г. № 948 «О переоформлении в собственность земельных участков ранее предоставленных гражданам г. Самара» земельный участок, площадью 680,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен ФИО3. в собственность под строительство индивидуального жилого дома.

18.03.2006 года ФИО3. умерла.

После смерти ФИО3. нотариусом г. Самары ФИО4. заведено наследственное дело, наследниками по завещанию являются дети умершей, ФИО5. и ФИО6. На имя ФИО5. выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на земельный участок, площадью 300,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу. 26.11.2012 года ФИО5. подарил своему сыну ФИО7. 1/2 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 300,0 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.

06.04.2013 года ФИО5. умер.

Нотариусом г.Самара ФИО8. заведено наследственное дело после смерти ФИО5., наследником является родная сестра умершего ФИО6. Сын умершего, ФИО7. отказался от причитающейся ему доли наследства в пользу ФИО6.

21.03.2014 года заочным решением Кировского районного суда г. Самары за ФИО6 признано право на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , в порядке наследования после смерти ФИО5, умершего 06.04.2013 года, а также право собственности на земельный участок, площадью 380,9 кв.м., расположенный по адресу: г.Самара, п.Яблонька, ул.Линейная, участок 1, в порядке наследования после смерти ФИО5, умершего 06.04.2013 года.

07.08.2018 года ФИО6., действующая от своего имени и имени ФИО7., продала Покачалову А.И. земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью 300 кв. м, с кадастровым номером , находящийся по адресу относительно ориентира: <адрес>, жилой дом, назначение: жилое здание, площадью 59,2 кв.м, этажность 1, инвентарный номер: нет, Литера: А, кадастровый номер , находящийся по адресу: <адрес> что подтверждается договором купли-продажи земельного участка и жилого дома.

Также, 07.08.2018 года ФИО6. продала Покачалову А.И. земельный участок категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью 381 кв. м, находящийся по адресу: <адрес>, с кадастровым номером что подтверждается договором купли-продажи.

Согласно Выпискам из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 20.07.2020 г., правообладателем земельного участка с кадастровым номером , площадью 381 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером , площадью 300 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу относительно ориентира: <адрес> а также жилого дома с кадастровым номером , площадью 59,2 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, - является Покачалов Александр Иванович.

Из указанных Выписок также следует, что дата постановки на учет земельного участка с кадастровым номером и присвоения ему кадастрового номера – 02.12.2005 г., ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрированы; дата постановки на учет земельного участка с кадастровым номером и присвоения ему кадастрового номера – 03.04.2007 г., ограничение прав и обременение объекта недвижимости: залог в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк России», дата присвоения кадастрового номера жилому дому – 09.08.2013 г., ранее присвоенный государственный учетный номер: условный номер 63-63-01/127/2007-836, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: залог в силу закона в пользу ПАО «Сбербанк России».

Вместе с тем, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара от 10.08.2020 г. часть земельных участков с кадастровыми номерами: , - расположена в границах красных линий и является территорией общего пользования. Граница территории общего пользования в районе указанного объекта установлена в соответствии со Схемой № 5 («Схемой границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры») Генерального плана г.о. Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г № 539.

Красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самары, утвержденного решением Думы г.о. Самары от 20.03.2008 года № 539, и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г.о. Самары в редакции решения Думы г.о. Самары от 07.02.2012 года № 181.

Представленная в материалы дела Схема № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» в числе условных обозначений содержит «красные линии застройки».

Как видно из выкопировки из ИСОГД городского округа Самары от 21.09.2020 г. в соответствии с Генеральным планом г.о. Самара (схема № 5) через земельные участки с кадастровыми номерами: , проходит линия, обозначенная красным цветом, что свидетельствует об отнесении указанным нормативным правовым актом части участков к территории общего пользования.

Кроме того, как видно из чертежа красных линий, выполненного МП г. Самары «Архитектурно-планировочное бюро», красная линия пересекает находящийся на спорном земельном участке жилой дом, возведенный в 1959 году.

Для целей градостроительной деятельности под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).

Как следует из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ, существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, обозначаются красными линиями.

Земельные участки в границах территорий общего пользования, по общему правилу, находятся в государственной или муниципальной собственности, как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, на комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 года № 1963-О).

Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации), подготовка которых осуществляется, в частности, для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности, по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения на момент принятия решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 года № 181, которым красные линии были исключены из схемы № 1 «Основной чертеж. Проектное решение» и нанесены на схему № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры», регламентировался Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года № 150, и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Госстроя России от 06.04.1998 года № 18-30 "О принятии и введении в действие РДС 30-201-98 "Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", которые применялись в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Как следует из системного толкования приведенных положений ГрК РФ и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (пункт четвертый раздела 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).

При этом из статьи 23 ГрК РФ не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана городского округа. Такое толкование учитывает и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.02.2016 года № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Действующий с 09.06.2017 года порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденный приказом Минстроя России от 25.04.2017 года № 742/пр, также предусматривает, что красные линии считаются установленными или отмененными со дня утверждения проекта планировки территории или в случае, предусмотренном пунктом 1.9 Порядка, со дня утверждения проекта межевания территории (пункт 1.7 Порядка).

Поскольку Генеральный план городского округа Самара в оспариваемой части принят после введения в действие Градостроительного кодекса РФ, то в силу ст. 9 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не может содержать положений ему противоречащих, в частности, о красных линиях. В связи с этим не могут быть признаны обоснованными ссылки административного ответчика на ст. 2 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191, содержание которой не предполагает отражение красных линий в Генеральном плане городского округа, а указывает лишь на возможность применения ранее утвержденной градостроительной документации, но только в части, не противоречащей ГрК РФ.

Утвержденные проекты планировки территории или проекты межевания территории суду не представлены.

Доказательства, подтверждающие, что красная линия, проходящая через земельные участки с кадастровыми номерами: , и расположенный на одном из них жилой дом, обозначает фактически существующую в настоящее время улицу либо автомобильную дорогу, отсутствуют.

С учетом изложенного выше, суд приходит к выводу, что требования административного истца об оспаривании Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельных участков с кадастровыми номерами: , заявлены обоснованно.

При этом, тот факт, что изначально красные линии были определены в составе Генерального плана г. Куйбышева (Самары), утвержденного постановлением Совета министров РСФСР от 01.06.1987 года № 226, а впоследствии также нанесены на план границ земельных участков, принадлежащих Покачалову А.И., утвержденного постановлением Главы города Самары от 22.06.2005 г. №1776, правового значения в рассматриваемом споре не имеет, а потому ссылки административного ответчика и заинтересованных лиц на указанные выше обстоятельства не могут быть приняты судом во внимание.

Доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что наличие красных линий в границах указанного выше земельного участка не влечет нарушения прав и охраняемых законом интересов Покачалова А.И., суд полагает несостоятельными, поскольку наличие красных линий лишает административного истца возможности в полной мере осуществлять владение и пользование земельными участками, производить реконструкцию имеющихся строений либо возводить новые строения.

Несостоятельны также доводы административного ответчика и заинтересованных лиц о том, что Покачаловым А.И. избран ненадлежащий способ защиты прав и законных интересов, поскольку право оспорить Генеральный план в судебном порядке предоставлено правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства пунктом 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом, Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлено, что реализация права на судебную защиту обусловлена предварительным обращением административных истцов в соответствующие органы. Более того, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлен обязательный досудебный порядок урегулирования споров для данной категории дел.

Поскольку оспариваемый Генеральный план длительное время применялся и с учетом его положений были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд признает его недействующим в части со дня вступления настоящего решения в законную силу.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым административные исковые требования Покачалова А.И. удовлетворить и признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 300 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес> и в границах земельного участка с кадастровым номером , площадью 381 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу относительно ориентира: <адрес>.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Самарская газета».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Покачалова Александра Ивановича - удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа Самара, утвержденный Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 года № 539 в редакции решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 г. №181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельных участков с кадастровыми номерами .

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Самарская газета» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья:                             С.Н. Ласковская

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 декабря 2020 года.

3а-1646/2020 ~ М-1059/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Покачалов А.И.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Дума городского округа Самара
Другие
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Глава городского округа Самара
Администрация городского округа Самара
Департамент градостроительства и архитектуры городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Ласковcкая С. Н.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
01.09.2020Передача материалов судье
02.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2020Подготовка дела (собеседование)
02.10.2020Подготовка дела (собеседование)
02.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Судебное заседание
16.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.03.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
06.04.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее