Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-327/2024 ~ М-341/2024 от 18.06.2024

Дело (УИД) 58RS0022-01-2024-000660-93

Производство № 2 – 327/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2024 года                                                                 р. п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Поляковой Е.Ю.,

при секретаре судебных заседаний Сергеевой А.А.,

с участием помощника прокурора Мокшанского района Пензенской области Федотовой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о принятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мокшанского района Пензенской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с названным иском к админисрации Чернозерского сельсовета Мокшанског района Пензенской области, указав, что прокуратурой Мокшанского района проведена проверка" соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности администрацией Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что на территории Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области находятся следующие объекты недвижимости:

- коровник - в 1296 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склад — в 1295 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- диспетчерская - в 185 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- зерносклад - в 214 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склад (2) - в 187 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- гараж - в 112 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании информации, поступившей из администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района, указанное выше имущество, ранее принадлежащее ООО «Алексеевское» и нереализованное им, в настоящий момент не являются собственностью какого-либо юридического лица, а также не входят в состав муниципального имущества, о чем свидетельствует также реестр муниципальной собственности. Однако, в нарушение норм законодательства о муниципальной собственности администрацией Чернозерского сельсовета Мокшанского района регистрация права на данные объекты не производилась, недвижимое имущество является бесхозяйным, собственник объекта не установлен, в реестре муниципальной собственности не значится. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные объекты недвижимости, уклонение органа местного самоуправления от учета бесхозяйного имущества может привести к невозможности пополнения местного бюджета за счет дополнительных доходов. В связи с выявленными нарушениями закона прокурором района 07.11.2023 в адрес главы администрации Чернозерского сельсовета внесено представление, однако, указанные в нем нарушения закона не устранены администрацией до настоящего времени. Со ссылкой на положения ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, п. 5 ч1 ст. 50, п. 3 ч. 1 ст. 85 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ просит суд обязать администрацию Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества:

- коровник - в 1296 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склад - в 1295 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- диспетчерская - в 185 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- зерносклад - в 214 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склад (2) - в 187 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- гараж - в 112 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Истец в лице помощника прокурора Мокшанского района Пензенской области Федотова Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд обязать администрацию Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества, поименованного в исковом заявлении, путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, с соблюдением требований действующего законодательства, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что исковые требования администрация признает в полном объеме.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно Порядку принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденному приказом Росреестра от 15.03.2023 №П/0086, зарегистрированного в Минюсте России 17.08.2023 №74831 на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались (п. 3). Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (п.5). Принятие на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется путем внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ (п. 13).

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.

Судом установлено, что прокуратурой Мокшанского района Пензенской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства о муниципальной собственности. Проверкой установлено, что на территории Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области расположены объекты недвижимого имущества, собственник или эксплуатирующая организация которого неизвестны:

- коровник - в 1296 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склад - в 1295 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- диспетчерская - в 185 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- зерносклад - в 214 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склад (2) - в 187 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- гараж - в 112 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Данное обстоятельство подтверждается уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области от 18 июля 2024 года, согласно которым сведения о спорных объектах недвижимости отсутствуют, а также сообщением ГБУ Пензенской области «Государственная кадастровая оценка» от 17 июля 2024 года, согласно которому отсутствуют сведения о правообладателях на спорные объекты недвижимости, а также техническая документация на них.

В муниципальной, федеральной собственности спорное имущество не значится, что следует из ответов администрации Мокшанского района Пензенской области от 13 июня 2024 года, Министерства госимущества Пензенской области от 24 июня 2024 года, МТУ Росимущества в Республике Мордовия, Республике Марий Эл, Чувашской Республике и Пензенской области от 19 июня 2024 года.

В связи с выявленными нарушениями, прокурором Мокшанского района Пензенской области в адрес главы администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области 7 ноября 2023 года направлено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено. Из ответа администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области от 24 апреля 2024 года следует, что в настоящее время не представлялется возможным регистрация права по спорным объектам недвижимого имущества в связи с отсутствием денежных средств.

Таким образом, действенных мер со стороны органа местного самоуправления - администрацией Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области для оформления указанного недвижимого имущества в муниципальную собственность не принимается.

Учитывая, что собственник или эксплуатирующая организация в отношении:

- коровника, находящегося в 1296 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склада, находящегося в 1295 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- диспетчерской, находящейся в 185 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- зерносклада, находящегося в 214 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склада (2), находящегося в 187 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- гаража, находящегося в 112 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

неизвестны, то не обращение администрации Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в регистрирующий орган с заявлением о принятии спорного недвижимого имущества на учет как бесхозяйного свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть о незаконном бездействии администрации.

При установленных обстоятельствах, учитывая, что обозначенное в исковом заявлении недвижимое имущество имеет признаки бесхозяйного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суд, в частности, устанавливает срок исполнения решения.

Срок, обозначенный прокурором для выполнения соответствующей обязанности, в три месяца с момента вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Мокшанского района Пензенской области удовлетворить.

Обязать администрацию Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области (ОГРН 1115809001373) принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества:

- коровника, находящегося в 1296 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склада, находящегося в 1295 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- диспетчерской, находящейся в 185 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- зерносклада, находящегося в 214 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- склада (2), находящегося в 187 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

- гаража, находящегося в 112 метрах по направлению на северо-запад, относительно ориентира - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>;

путем направления заявления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, с соблюдением требований действующего законодательства, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-327/2024 ~ М-341/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Мокшанского района Пензенской области
Ответчики
Администрация Чернозерского сельсовета Мокшанского района Пензенской области
Суд
Мокшанский районный суд Пензенской области
Судья
Полякова Елена Юрьевна
Дело на сайте суда
mokshansky--pnz.sudrf.ru
18.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2024Передача материалов судье
20.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2024Подготовка дела (собеседование)
03.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее