Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе судьи Строчило С.В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Окружному управлению социального развития № Министерства социального развития <адрес> о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании назначить выплату ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по г.о. <адрес>, о признании за ним права на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту его фактического проживания по адресу: <адрес>, обязании ответчика назначить истцу выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 процентов с момента предоставления служебного жилого помещение по адресу: <адрес>. Свои требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по месту жительства по адресу воинской части: <адрес>, мкр. Никольска-Архангельский, <адрес>, владение 2, строение 131. ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части 3111 истцу было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес> заключён договор пользования служебным жилым помещением от ДД.ММ.ГГГГ №. Поскольку он фактически проживает по адресу: <адрес>, он может быть лишён предоставленного ему положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей только по причине отсутствия регистрации по месту жительства. В августе 2023 года истец обратился в Управление социальной защиты населения <адрес> с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем ему было отказано в компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50%. Причиной отказа в выплате ежемесячно денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг явилась регистрация по месту жительства в другом районе <адрес>. С данным отказом он не согласен, поскольку считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки вне зависимости от места регистрации жительства.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика – Управление социальной защиты населения по городскому округу Балашиха надлежащим ответчиком – Окружное управление социального развития № Министерство социального развития <адрес>.
Истец ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, ранее направил в адрес суда письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав истца, проверив и исследовав материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», статьёй 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов боевых действий.
Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг.
Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В силу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-16, 18 и 21 данного Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 ст. 23.2 мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>, устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым, в том числе, относятся ветераны боевых действий в соответствии со ст. 3 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с преамбулой данного Закона, он в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в <адрес>.
В соответствии со ст. 5 п. 11 от ДД.ММ.ГГГГ № ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>, ветераны боевых действий имеют право, в том числе, на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), обращение с твердыми коммунальными отходами).
Статьей 1.1 данного Закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес> утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 299/12.
В силу п. 2 Порядка меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по их оплате по месту жительства получателя.
Выплата компенсации носит заявительный характер. Компенсация назначается получателю с месяца наступления права на ее назначение, но не более чем за два месяца до подачи заявления в соответствии с п.20 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец является ветераном боевых действий (удостоверение серии № № от ДД.ММ.ГГГГ), зарегистрирован по адресу места жительства: <адрес>
Фактически проживает в служебном жилом помещении, предоставленном по договору найма специализированного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно п.1.1. договора указанное жилое помещение предоставлено также в пользование в целях временного проживания в нем, без регистрации жене истца – ФИО4
Данное жилое помещение является собственностью РФ, передано в оперативное управление войсковой части №
ФИО1 с управляющей компанией заключен договор управления многоквартирным домом. На имя истца открыт лицевой счет, на который начисляются коммунальные платежи, оплачиваемые истцом в полном объеме.
Данная квартира является фактическим местом жительства истца и его семьи, поскольку иного места жительства у ФИО1 не имеется.
В августе 2023 года истец обратился в управление социальной защиты населения <адрес> с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки как ветерану боевых действий, однако, в компенсации расходов на оплату истцу было отказано по причине регистрации по месту жительства в другом районе <адрес>.
В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Из представленных истцом документов следует, что истец и его семья постоянно проживают по адресу: <адрес>, <адрес>, и оплачивают коммунальные платежи в занимаемом ими жилом помещении.
То обстоятельство, что истец и члены его семьи не имеют постоянной регистрации по данному месту жительства, не является основанием для лишения истца предоставления гарантированных ему законом мер социальной поддержки. Истцом предоставлено достаточно объективных доказательств, свидетельствующих о его фактическом проживании совместно с членами семьи по адресу: <адрес> <адрес>.
Как указал Конституционный Суд РФ, на основании ранее высказанных в его постановлениях позициях, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным Федеральным Законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Регистрация является не единственным доказательством постоянного места жительства гражданина, которое может быть установлено на основании совокупности иных доказательств.
В связи с чем, суд находит подлежащим, признать за ФИО1 права на предоставление мер социальной поддержки как ветерану боевых действий в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, мкр. Кучино, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Нарушенное право ФИО1 возможно восстановить путем обязания ответчика Министерства социального развития <адрес> предоставить истцу меры социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к Окружному управлению социального развития № Министерства социального развития <адрес> о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании назначить выплату ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг – удовлетворить.
Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт гражданина РФ серии № №), право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах» по адресу: <адрес>, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Окружное управление социального развития № Министерства социального развития <адрес> предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (паспорт гражданина РФ серии № №) меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% по месту его фактического проживания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Балашихинский городской суд <адрес>.
Судья: Строчило С.В.
Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Строчило С.В.