К делу № 2-645/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 января 2023 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи – Ситникова С.Б.,
при секретаре судебного заседания Набоковой Б.А.,
с участием помощника прокурора г. Майкопа Хамукова К.А.,
представителя третьего лица – Администрации МО «Город Майкоп» - Берзегова Ш.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Майкопа в защиту интересов несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Средняя школа №» к Министерству образования и науки Республики Адыгея, МБОУ «Средняя школа №» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Майкопа обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Средняя школа №6» к Министерству образования и науки Республики Адыгея, МБОУ «Средняя школа №6» о возложении обязанности. В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства об образовании в деятельности общеобразовательных организаций, расположенных на территории МО «Город Майкоп». В ходе проведенной проверки установлено, что в образовательном учреждении лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков, отсутствуют.
Кроме того, согласно информации Министерства образования Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № выделение дополнительных бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Адыгея на приобретение мобильных лингафонных кабинетов для образовательных организаций муниципального образования «Город Майкоп», реализующих образовательную программу основного и общего образования в 2022 году не представляется возможным.
Вместе с тем, в связи с недостаточностью финансирования в образовательном учреждении отсутствует лингафонный кабинет, обеспечивающий изучение иностранных языков, что свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
Просил обязать министерство образования Республики Адыгея осуществить финансирование в целях приобретения МБОУ «Средняя школа №» оборудования для лингафонного кабинета. Обязать МБОУ «Средняя школа №» оборудовать лингафонный кабинет.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.
Представитель ответчика Министерство образования и науки Республики Адыгея, извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а так же считают, что финансирование приобретения лингафонного оборудования является компетенцией муниципального образования Республики Адыгея.
Ответчик МБОУ «Средняя школа № 6» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом. В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования прокурора г. Майкопа обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из представления заместителя прокурора <адрес> от 31.05.2022г. № об устранении нарушений требований федерального законодательства, в образовательном учреждении МБУО «Средняя школа №» отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Тем самым, в связи с недостаточностью финансирования отсутствие лингафонного кабинета, обеспечивающий изучение иностранных языков, свидетельствует о ненадлежащей организации учебного процесса и, как следствие, нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт), который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно положениям п. 24 Стандарта организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должна иметь лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Согласно информации Министерства образования Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № выделение дополнительных бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Адыгея на приобретение мобильных лингафонных кабинетов для образовательных организаций муниципального образования «<адрес>», реализующих образовательную программу основного и общего образования в 2022 году не представляется возможным.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 24 Стандарта организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
С учетом положений п. 3 ч. 1 ст. 8 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно под п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
Согласно п. 23 раздела III, Положения о министерстве образования Республики Адыгея, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство образования Республики Адыгея является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея, является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея и исполняет функции организатора по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, установленными Кабинетом Министров Республики Адыгея.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в общеобразовательном учреждении отсутствует лингафонный кабинет, то заявленные прокурором г. Майкопа исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Майкопа в защиту интересов несовершеннолетних обучающихся МБОУ «Средняя школа №6» к Министерству образования и науки Республики Адыгея, МБОУ «Средняя школа №6» о возложении обязанности - удовлетворить.
Обязать Министерство образования Республики Адыгея осуществить финансирование в целях приобретения МБОУ «Средняя школа № 6» оборудования для лингафонного кабинета.
Обязать МБОУ «Средняя школа № 6» оборудовать лингафонный кабинет.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.02.2023 года.
Председательствующий - подпись - С.Ю. Ситникова
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2022-009767-48
Подлинник находится в материалах дела №2-645/2023 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.