Судебный акт #1 (Заочное решение) по делу № 2-881/2022 ~ М-724/2022 от 19.04.2022

Уникальный идентификатор дела

37RS0023-01-2022-000932-08

Дело №2-881/2022

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2022 года г. Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Громовой Ю.В.,

при секретаре Чекаловой В.А.,

с участием помощника Шуйского межрайонного прокурора Гарбер А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ивановского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Старенкову И.А., Сигаеву А.А. о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделки,

УСТАНОВИЛ:

Ивановский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Российской Федерации с указанным иском к Старенкову И.А., Сигаеву А.А., в котором просит признать недействительной сделку по получению дохода преступным путем в результате мелкого взяточничества в размере 3000 рублей, совершенную в период с 01.12.2020 г. по 15.01.2021 г. Старенковым И.А., с одной стороны, и Сигаевым А.А., с другой стороны, в силу ее ничтожности в связи с совершением с целью, противной основам правопорядка и нравственности; признать недействительной сделку по получению дохода преступным путем в результате мелкого взяточничества в размере 10000 рублей, совершенную в период с 15.05.2021 г. по 30.06.2021 г. Старенковым И.А.,с одной стороны, и Сигаевым А.А., с другой стороны, в силу ее ничтожности в связи с совершением с целью противной основам правопорядка и нравственности; применить последствия недействительности сделки, взыскать со Старенкова И.А. в доход Российской Федерации денежные средства в размере 13000 рублей.

Исковые требования мотивированы тем, что приговором судьи Ивановского районного суда Ивановской области от 07.02.2022 г. по уголовному делу № 1-64/2022, вступившим в законную силу 18.02.2022 г., Старенков И.А. привлечен к уголовной ответственности за совершение двух преступлений по ч. 1 ст. 291.2 УК РФ. Судом установлен, что Старенков И.А., являясь должностным лицом УФСИН России по Ивановской области, из корыстных побуждений дважды получил взятку лично в размере, не превышающем десять тысяч рублей от Сигаева А.А., действовавшего через третьих лиц: в период с 01.12.2020 г. по 15.01.2021 г. наличными денежными средствами лично в размере 3000 рублей; в период с 15.05.2021 г. по 30.06.2021 г. наличными денежными средствами лично в размере 10000 рублей. Всего Старенковым И.А. получены взятки на общую сумму 13000 рублей, которыми он распорядился по своему усмотрению. Вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу позволяет сделать вывод, что вышеуказанная гражданско-правовая сделка ее сторонами была совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности, поскольку нарушает основополагающие начала правопорядка в Российской Федерации, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои.

Представитель истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Гарбер А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчики Старенков И.А., Сигаев А.А.,надлежащим образом уведомленные о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.

Суд, изучив и оценив письменные доказательства, имеющиеся в деле, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что приговором Ивановского районного суда Ивановской области от 07 февраля 2022 года по делу № 1-64/2022Старенков И.А. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 291, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ.

Указанным приговором установлено, Старенков И.А., являясь....., из корыстных побуждений дважды получил взятку лично в размере, не превышающем десять тысяч рублей от Сигаева А.А., действовавшего через третьих лиц: в период с 01.12.2020 г. по 15.01.2021 г. наличными денежными средствами лично в размере 3000 рублей; в период с 15.05.2021 г. по 30.06.2021 г. наличными денежными средствами лично в размере 10000 рублей. Всего Старенковым И.А. получены взятки на общую сумму 13000 рублей, которыми он распорядился по своему усмотрению.

Согласно ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

В ходе разбирательства по уголовному делу в отношении Старенкова И.А. вопрос о конфискации денежных средств, полученных в виде взятки, в порядке п. «а» ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации не разрешался.

Получение взятки (ст. 290 УК РФ) по своей гражданско-правовой природе является сделкой по передаче денежной суммы или иного имущества в качестве встречного предоставления за совершение второй стороной фактических или юридических действий. Противоправность данного действия приводит к применению наказания в рамках уголовного судопроизводства. Между тем юридическая судьба такой сделки может быть разрешена в рамках гражданского процесса.

Положениями ст. 153 ГК РФ предусмотрено, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Статьей 169 ГК РФ установлено, что сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 8 июня 2004 г. № 226-О, статья 169 ГК РФ особо выделяет опасную для общества группу недействительных сделок – так называемые антисоциальные сделки, противоречащие основам правопорядка и нравственности, признает такие сделки ничтожными и определяет последствия их недействительности: при наличии умысла у обеих сторон такой сделки – в случае ее исполнения обеими сторонами – в доход Российской Федерации взыскивается все полученное по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного; при наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.

Сохранение в пользовании виновного лица денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения им преступления, потенциально способствовало бы такому общественно опасному и противоправному поведению, а потому противоречило бы достижению задач Уголовного кодекса Российской Федерации (часть первая статьи 2) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26.11.2018 г. № 2855-О). Предусмотренные ст. 167 ГК РФ последствия недействительных сделок не равнозначны штрафу как виду уголовного наказания, который согласно части первой статьи 46 УК РФ представляет собой денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных этим Кодексом. Соответственно, взыскание на основании взаимосвязанных положений статей 167 и 169 ГК РФ в доход Российской Федерации суммы, полученной в результате получения взятки, не является наказанием за совершенное преступление, а обусловлено недействительностью сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка или нравственности (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 г. № 3301-О).

Статья 169 ГК РФ определяет, что квалифицирующим признаком антисоциальной сделки является ее цель, то есть достижение такого результата, который не просто не отвечает закону или нормам морали, а противоречит – заведомо и очевидно для участников гражданского оборота – основам правопорядка и нравственности. Антисоциальность сделки, дающая суду право применять данную норму Гражданского кодекса Российской Федерации, выявляется в ходе судопроизводства с учетом всех фактических обстоятельств, характера допущенных сторонами нарушений и их последствий.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 169 ГК РФ направлена на поддержание основ правопорядка и нравственности и недопущение совершения соответствующих антисоциальных сделок (определения от 23.10.2014 г. №2460-О, от 24.11.2016 г. № 2444-О и др.) и позволяет судам в рамках их полномочий на основе фактических обстоятельств дела определять цель совершения сделки (определение от 25.10.2018 г. № 2572-О, определение от 20.12.2018 г. № 3301-О).

В силу ч.ч. 1,3 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Согласно положениям ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

В пункте 85 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно статье 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. В качестве сделок, совершенных с указанной целью, могут быть квалифицированы сделки, которые нарушают основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои. Для применения ст. 169 ГК РФ необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности, и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно. Сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, влечет общие последствия, установленные ст. 167 ГК РФ (двусторонняя реституция). В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

Получение Старенковым И.А. денежных средств в вышеуказанном размере за совершение действий, входящих в круг должностных полномочий ответчика в интересах взяткодателя, является ничтожной сделкой, поскольку указанная сделка совершена с целью заведомо противной основам правопорядка и нравственности, посягает на значимые охраняемые законом объекты и нарушает основополагающие начала российского правопорядка, принципы общественной, политической и экономической организации общества, его нравственные устои.

Судом установлено, что обе стороны сделки действовали умышленно, с целью, обозначенной в ст. 169 ГК РФ; сделка была исполнена; полученными денежными средствами ответчикСтаренков И.А. распорядился по собственному усмотрению, именно данное обстоятельство повлекло невозможность их изъятия в рамках уголовного дела, что не препятствует предъявлению прокурором подобного иска в рамках гражданского судопроизводства.

Принимая во внимание, что противоправность действий Старенкова И.А. в виде получения денежных средств в качестве взятки установлена вступившим в законную силу приговором суда, суд приходит к выводу о необходимости применения к спорным правоотношениям положений ст. 169 ГК РФ и, как следствие, обоснованности требований истца о взыскании с ответчикаСтаренкова И.А в доход Российской Федерации денежных средств в размере13000 рублей, полученных по ничтожной сделке.

Поскольку денежные средства по данной сделке переданы только одной стороной, последствием сделки является взыскание полученных ответчиком денежных средств в доход Российской Федерации.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Учитывая положения статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также то, что истцом заявлено и требование имущественного характера (о взыскании денежных средств), которое в соответствии с положениями статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежало оплате государственной пошлиной от цены иска, определяемой в данном случае взыскиваемой суммой, обоснованно взыскание с ответчиков судебных расходов на уплату государственной пошлины в размере 1120 руб.Данный подход соответствует общему подходу, содержащемуся в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2006) (ответ на 4 вопрос).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ивановского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерациио признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделкиудовлетворить.

Признать недействительной сделку по получению дохода преступным путем в результате взятки в размере 3000 рублей, совершенную Старенковым И.А. и Сигаевым А.А. в период с 01.12.2020 г. по 15.01.2021 г.

Признать недействительной сделку по получению дохода преступным путем в результате взятки в размере 10000 рублей, совершенную Старенковым И.А. и Сигаевым А.А. в период с 15.05.2021 г. по 30.06.2021 г.

Взыскать со Старенкова И.А. в доход Российской Федерации денежные средства в размере 13000 рублей (тринадцать тысяч) рублей.

Взыскать со Старенкова И.А. и Сигаева А.А. в равных долях в доход бюджета городского округа Шуя расходы по оплате государственной пошлины в размере 1120 (одна тысяча сто двадцать) рублей, то есть по 560 (пятьсот шестьдесят) рублей с каждого.

Ответчики вправе подать вШуйский городской суд Ивановской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Громова Ю.В.

2-881/2022 ~ М-724/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановский межрайпрокурор
Ответчики
Старенков Иван Анатольевич
Сигаев Александр Александрович
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Судья
Громова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
shuisky--iwn.sudrf.ru
19.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2022Передача материалов судье
22.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
27.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
14.02.2023Дело оформлено
14.02.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Заочное решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее