Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1258/2023 ~ М-614/2023 от 07.04.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2023 года Самарский областной суд в составе:            

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При помощнике судьи Добиной Д.Д.,

С участием представителя административного истца Атембековой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1258/2023 по административному исковому заявлению Богомоловой Елены Сергеевны об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельных участков,

У С Т А Н О В И Л:

Богомолова Е.С. обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельных участков с последующим уточнением, просило суд установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 579 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> № 11, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 45 850 рублей,

установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 571 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> № 9, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 45 420 рублей,

установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 678 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 52 710 рублей,

установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 652 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 50 800 рублей.

Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат указанные земельные участки. Полагает, что кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчет об оценке ООО «АМД КОНСАЛТИНГ» от 17.03.2023 № 079/23..

На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения архивной кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке, просил административное исковое заявление удовлетворить.

Представитель административного истца по доверенности Атембекова Е.В. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниями.

Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, министерства имущественных отношений Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, Администрации г.п.Узюково муниципального района Ставропольский Самарской области, ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Лица, участвующие в деле, письменных возражений на административное исковое заявление в суд не предоставили.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Установлено, что Богомоловой Е.С. на праве собственности принадлежат:

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 579 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> № 11,

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 571 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> № 9,

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 678 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>,

земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 652 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 № 800 по состоянию на 01.01.2019 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 214410 рублей 20 копеек, земельного участка с кадастровым номером в размере 219848 рублей 28 копеек, земельного участка с кадастровым номером в размере 188641 рубль 27 копеек, земельного участка с кадастровым номером в размере 191006 рублей 31 копейка, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 утверждены результаты определения кадастровой стоимости всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков, расположенных на территории Самарской области, в том числе в отношении рассматриваемых земельных участков. Приказ вступил в законную силу с 01.01.2023.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку расчет земельного налога за пользование земельными участками производится исходя из оспариваемой архивной кадастровой стоимости, у административного истца имеется право на перерасчет земельного налога, с учетом конкретных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости земельных участков продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, суд считает возможным рассмотреть заявленные истцом требования по существу.

В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога.

Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка и обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ РФ от 03.07.2016 № 237-ФЗ, для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным. Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование требований представлен отчет об оценке ООО «АМД КОНСАЛТИНГ» от 17.03.2023 № 079/23, согласно которому по состоянию на 01.01.2019 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 45 850 рублей, земельного участка с кадастровым номером в размере 45 420 рублей, земельного участка с кадастровым номером 63:32:1803002:320 в размере 52 710 рублей, земельного участка с кадастровым номером 63:32:1803002:322 в размере 50 800 рублей.

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости земельных участков – 01.01.2019.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельных участков основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется.

Суд считает возможным принять отчет об оценке, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающих величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2019, подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд-7.04.2023, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Богомоловой Елены Сергеевны об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 579 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> № 11, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 45 850 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 571 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> № 9, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 45 420 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 678 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 52 710 рублей.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для ведения садоводства, площадью 652 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 в размере 50 800 рублей.

Дата подачи административного иска в суд 07.04.2023.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11.05.2023.

Судья:                                 М.А.Панкова

3а-1258/2023 ~ М-614/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Богомолова Е.С.
Ответчики
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
ГБУ СО "ЦКО"
Администрация муниципального района Ставропольский Самарской области
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Администрация городского поселения Узюково
Атембекова Е.В.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация административного искового заявления
10.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2023Судебное заседание
11.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее