Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-79/2023 ~ М-48/2023 от 04.04.2023

Дело 2-79/2023

УИД: 22RS0030-01-2023-000064-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2023 года                                                                                            с. Курья

Курьинский районный суд Алтайского края в составе председательствующего - судьи Шапошниковой Е.А.,

при секретаре Васиной О.В.,

с участием помощника прокурора Курьинского района Алтайского края Шапорева В.А.,

представителя ответчика: Михалева Ю.Н.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Курьинского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию «Курьинское коммунальное хозяйство» об обязании провести комплекс необходимых мероприятий по недопущению загрязнения окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

         Прокурор Курьинского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному казенному предприятию «Курьинское коммунальное хозяйство» об обязании провести комплекс необходимых мероприятий по недопущению загрязнения окружающей среды. В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ предметом деятельности МКП «Курьинское коммунальное хозяйство», является производство пара и горячей воды (тепловой энергии). Предприятие, осуществляя деятельность по теплоснабжению на территории Курьинского района, эксплуатирует 3 котельных, находящихся у него на праве оперативного управления, расположенные в <адрес>, <адрес>, оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, в силу того, что в результате сжигания угля образуются загрязняющие вещества, включенные в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (азота диоксид, оксид азота, зола твердого топлива, пыль каменного угля, углерода оксид).

           При этом МКП «Курьинское коммунальное хозяйство» не исполняет требования природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: проектов санитарно-защитных зон котельных не имеется (не разработаны); не разработаны и не установлены предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора предприятия выносилось представление. Согласно ответу директора, данное представление прокурора признано обоснованным, но меры по устранению выявленных нарушений не приняты, из-за отсутствия денежных средств.

            Несоблюдение перечисленных требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду.

Просил обязать МКП «Курьинское коммунальное хозяйство» разработать проект санитарно-защитных зон котельных, эксплуатируемых предприятием для осуществления теплоснабжения на территории Курьинского района, разработать предельно допустимые выбросы и предельно-допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, установить для ответчика срок исполнения решения суда в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании истец – помощник прокурора Курьинского района Алтайского края В.А.Шапорев поддержал исковые требования, по основаниям изложенным в иске, суду пояснил, что котельные предприятия относятся к 3 категории опасности, поэтому требования заявлены обоснованно. Учредителю Администрации Курьинского района известно что предприятие не платежеспособно, в связи с чем ими ведется работа по выделению финансовых средств для проведения мероприятий заявленных в иске. С целью соблюдения экологического законодательства срок для исполнения решения суда считают разумным.

Представитель ответчика – муниципального казенного предприятия «Курьинское коммунальное хозяйство» Михалев Ю.Н. исковые требования признал, суду пояснил, что мероприятия необходимы, но без помощи Администрации района их выполнить не реально. Необходимы денежные средства в размере 680000 рублей. До реорганизации данного предприятия, обслуживающие котельные относились к 3 категории опасности, характер их работы не изменился, однако в настоящее время в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, они не включены.

Представитель третьего лица администрации Курьинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, будучи извещенными надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания, возражений не представили.

Дело, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мнения лиц, участвующих в деле, рассматривается судом при сложившейся явке.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает возможным удовлетворить исковые требования, исходя из следующего.

Охрана окружающей среды является выражением публичного интереса в сохранении и восстановлении природных ресурсов и благоприятной среды обитания человека, представляет собой деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц, в том числе направленную на предотвращение негативного воздействия от их хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").

Статьей 44 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ закреплено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и других организмов, устойчивого функционирования естественных экологических систем (п. 1). В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны (п. 3).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» исключение негативного воздействия на окружающую среду источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

Кроме того, право каждого на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В соответствии с п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Согласно п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

При этом на основании п. 3.1 указанного СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

В соответствии с примечанием № 1 к п. 7.1.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для котельных тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топливе, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнений атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

     В судебном заседании установлено, что МКП «Курьинское коммунальное хозяйство» по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным предприятием, что является разновидностью унитарных предприятий (абзац 2 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", абзац 3 пункта 1 статьи 113 ГК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ, между Администрацией Курьинского района Алтайского края в лице главы администрации Купина А.А. и муниципального казенного предприятия «Курьинское коммунальное хозяйство» в лице директора Рюхова Е.Н. заключен договор оперативного управления (л.д.24-32).

В соответствии с условиями договора имущество, переданное на праве оперативного управления является муниципальной собственностью, хозяйство владеет, пользуется и распоряжается имуществом в соответствии с назначением имущества, целью и видами деятельности МКП, предусмотренными уставом, с ограничениями, установленными действующим законодательством и настоящим договором.

Постановлением Администрации Курьинского района от ДД.ММ.ГГГГ о передаче в оперативное управление муниципального имущества МКП «Курьинское коммунальное хозяйство» в соответствии с актом приема-передачи муниципального имущества передано имущество, в том числе котельная , котельная , котельная (л.д.23,33-39)

Согласно уставу МКП «Курьинское коммунальное хозяйство», предприятие обладает правами юридического лица,осуществляет в установленном законодательством порядке виды деятельности, в том числе производство и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д.20-24). Учредителем предприятия является муниципальное образование Курьинский район (п.1.4 Устава МКП).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МКП «Курьинское коммунальное хозяйство» является вид деятельности – производство пара и горячей воды (тепловой энергии).

Как следует из пояснения сторон, МКП «Курьинское коммунальное хозяйство» заявку на постановку на государственный учет указанных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в порядке установленном ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ, не направило.

В судебном заседании установлено, что в процессе осуществления МКП «Курьинское коммунальное хозяйство» хозяйственной деятельности образуются отходы производства потребления I-IV класса опасности: - мусор производственных помещений; - отход «Золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная»; - отход «смет с территории» и другие отходы.

В соответствии с положением части 1 статьи 14 Федерального закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст.14 Федерального закона № 89-ФЗ подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификатор отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный ст. 20 Федерального закона № 89-ФЗ, не требуется.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 указанной статьи).

МКП «Курьинское коммунальное хозяйство» в нарушение вышеуказанных требований паспорта на отходы I - IV классов опасности не представлены.

По данному факту прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МКП «Курьинское коммунальное хозяйство» выносилось представление (л.д.4).

Вступившим в законную силу постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным должностным лицом Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края – государственным инспектором Алтайского края в области охраны окружающей среды Быковской Т.Ю., директора МКП « Курьинское коммунальное хозяйство» за несоблюдение экогоческих требований предприятием, Михалев Ю.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.(л.д. 9-12).

Согласно ответу директора МКП от ДД.ММ.ГГГГ Михалева Ю.Н., указанные в представлении нарушения предприятие устранить не имеет возможности из-за отсутствия денежных средств.

В судебном заседании установлено, что котельные до настоящего времени, продолжают действовать, хозяйственная деятельность по производству тепловой энергии в котельных ведется.

В связи с чем, установление вокруг котельных санитарно-защитной зоны является публичной обязанностью пользователя котельных, осуществляющего хозяйственную деятельность, связанную с вредным воздействием на окружающую среду и здоровье человека.

Однако в нарушение требований действующего законодательства, проект санитарно-защитной зоны для указанных объектов повышенной опасности не разработан, не разработаны и не установлены предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Указанные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.

Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны котельных создает угрозу правам неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, поскольку при отсутствии данного проекта не представляется возможным надлежащим образом организовать мероприятия по ограничению вредного воздействия объекта на окружающую среду и население.

Оценив изложенные выше обстоятельства и доказательства в их совокупности, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных на ответчика обязанностей, особенностей условий необходимых работ, проведение которых может занять определенное количество времени, суд приходит к выводу о необходимости установить ответчику срок для исполнения решения суда – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, что является разумным и достаточным.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

При разрешении вопроса о размере государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в случае удовлетворения иска прокурора, поданного в интересах других лиц, необходимо исходить из субъективного состава лиц, в интересах которого прокурором подано заявление в суд.

Прокурор Курьинского района обратился в суд с требованиями неимущественного характера в защиту прав и законных интересов неопределенного круга (физических) лиц.

В связи с полным удовлетворением исковых требований с ответчика МКП «Курьинское коммунальное хозяйство», не освобожденного от уплаты госпошлины, на основании ст.103 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы – сумма государственной пошлины в пользу бюджета – муниципального образования Курьинский район Алтайского края в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194–198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Курьинского района Алтайского края удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное предприятие «Курьинское коммунальное хозяйство» разработать проект санитарно-защитных зон котельных, эксплуатируемых предприятием для осуществления теплоснабжения на территории Курьинского района;разработать предельно допустимые выбросы и предельно-допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципального казенного предприятия «Курьинское коммунальное хозяйство» в доход бюджета Курьинского района Алтайского края государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи жалобы через Курьинский районный суд.

          Мотивированное решение изготовлено 26 мая 2023 года

          Судья:                                                                                 Е.А. Шапошникова

2-79/2023 ~ М-48/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Курьинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МКП "Курьинское коммунальное хозяйство"
Другие
Администрация Курьинского района Алтайского края
Суд
Курьинский районный суд Алтайского края
Судья
Шапошникова Елена Алексеевна
Дело на сайте суда
kyrinsky--alt.sudrf.ru
04.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2023Дело оформлено
29.07.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее