Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-674/2019 ~ М-449/2019 от 21.03.2019

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                                 <адрес>

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики

В составе председательствующего судьи Иванова С.В.

При секретаре Николаеве А.Г.

С участием пом. прокурора Барановой Т.Ю.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чебоксарского района к администрации Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района о признании бездействия по принятию мер о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения незаконным, обязании принять меры к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чебоксарского района обратился с исковым заявлением к администрации Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района о признании бездействия по принятию мер о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, расположенные на территории Сирмапосинского сельского поселения незаконным, обязании принять меры к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципального образования: ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на приток р. Рыкша в восточной окраине д. Ямборусово Чебоксарского район; ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на притоке р. Кукшум 0,5 км южнее д. Сирмапоси Чебоксарского района. Требования мотивированы тем, что указывая, что прокуратурой Чебоксарского района проведена проверка соблюдения законодательства о гидротехнических сооружениях, в ходе которого установлено, что на реках Рыкша и Кукшум Чувашской Республики имеется гидротехническое сооружение – плотина: ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на приток р. Рыкша в восточной окраине д. Ямборусово Чебоксарского район; ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на притоке р. Кукшум 0,5 км южнее д. Сирмапоси Чебоксарского района, которые в настоящее время не имеют собственника или эксплуатирующей организации. Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации (балансодержателя) гидротехнического сооружения приводит к неисполнению установленных законодательством требований по обеспечению безопасности данного гидротехнического сооружения, что создает опасность аварий и чрезвычайных ситуаций. Статус вышеуказанного гидротехнического сооружения, являющегося объектом, создающим повышенную опасность для населения, как бесхозяйного, требует принятия незамедлительных мер по передаче его в муниципальную собственность для обеспечения безопасной эксплуатации и предотвращения чрезвычайных ситуаций, гибели людей, уничтожения имущества, нанесения ущерба окружающей среде. Администрацией Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района меры по обращению в уполномоченный орган и регистрации плотин в качестве бесхозяйной и меры к принятию бесхозяйных гидротехнических сооружений в муниципальную собственность и последующему обеспечению их безопасной эксплуатации не принимаются, в результате чего ставиться под угрозу состояние окружающей среды, а также жизнь, здоровье и сохранность имущества неопределенного круга лиц, проживающих в районе гидротехнических сооружений - плотин на реке Рыкша и Кукшум, Чебоксарского района, Чувашской Республики. Со ссылкой на абз. 2, 3, 4 п.1 ст.3, ст. 8 и ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений », п.п. 8 и 23 п.1 ст.1414, ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 225 ГК РФ просит удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании истец пом. прокурора Баранова Т.Ю. исковые требования поддержала в полном объёме и вновь привела их суду

Ответчик администрация Сирмапосинского сельского поселения на судебное заседание своего представителя не направила, от них поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования признают.

Выслушав объяснения прокурора, рассмотрев признание иска представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон №131- ФЗ) полномочиями по решению вопросов местного значения обладает местная администрация.

В соответствии с пунктами 8 и 23 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно подпунктам 9 пункта 1 статьи 7 Устава Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Сирмапосинского сельского поселения.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений " (далее - Закон №117 - ФЗ) определено понятие гидротехнического сооружения, куда входят: здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 3 Закона №117 - ФЗ под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Собственником гидротехнического сооружения может быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением (абзац 4 статьи 3 названного ФЗ).

В соответствии со ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Из справки от 20 марта 2019 г., составленной старшим помощником прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Овчинниковым А.В., следует, что на территории Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района имеются гидротехнические сооружения, в отношении которых не приняты меры по обращению в уполномоченный орган и регистрации плотин в качестве бесхозяйных и меры к принятию бесхозяйных гидротехнических сооружений в муниципальную собственность и последующему обеспечению его безопасной эксплуатации - ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на приток р. Рыкша в восточной окраине д. Ямборусово Чебоксарского район; ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на притоке р. Кукшум 0,5 км южнее д. Сирмапоси Чебоксарского района.

В данном случае, установленные статьей 9 Закона №117-ФЗ меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

При таких обстоятельствах и учитывая, что спорные гидротехнические сооружения расположенные на территории Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарсокго района Чувашской Республики суд приходит к выводу, что необращение администрации Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, требования и.о. прокурора о признании незаконным бездействие администрации Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившееся в непринятии мер по обращению о постановке гидротехнического сооружения – ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на приток р. Рыкша в восточной окраине д. Ямборусово Чебоксарского район; ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на притоке р. Кукшум 0,5 км южнее д. Сирмапоси Чебоксарского района, на учет в качестве бесхозяйного в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике и не соответствующим требованиям статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений », пунктов 8 и 23 части статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 статьи 225 Гражданского Кодекса РФ, об обязании ответчика обратиться в территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике с заявлением о постановке гидротехнического сооружения - ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на приток р. Рыкша в восточной окраине д. Ямборусово Чебоксарского район; ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на притоке р. Кукшум 0,5 км южнее д. Сирмапоси Чебоксарского района, на учет в качестве бесхозяйного суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Оснований для признания бездействия администрации не соответствующим требованиям пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» не имеется, поскольку в нем определены лишь основные понятия, используемые в указанном Законе №117- ФЗ.

Ответчик в представленном заявлении признал исковые требования, в связи с чем, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание представителем ответчика иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц и удовлетворяет требования истца о признании бездействия по принятию мер о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения незаконным, обязании принять меры к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать бездействие Администрации Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики по принятию мер о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения, расположенные на территории Сирмапосинского сельского поселения незаконным.

Обязать Администрацию Сирмапосинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение трёх месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу принять меры к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество бесхозяйных гидротехнических сооружений, находящихся на территории муниципального образования:

- ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на приток р. Рыкша в восточной окраине д. Ямборусово Чебоксарского район;

- ГТС: водонапорное сооружение (плотина) на притоке р. Кукшум 0,5 км южнее д. Сирмапоси Чебоксарского района.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.

    Судья:                                                                                                    С.В. Иванов

Мотивированное решение изготовлено 24.042019г.

2-674/2019 ~ М-449/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Чебоксарского района ЧР
Ответчики
Администрация Сирмапосинского сельского поселения
Другие
Администрация Чебоксарского района
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
Судья
Иванов Сергей Вячеславович
Дело на сайте суда
cheboksarsky--chv.sudrf.ru
21.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.03.2019Передача материалов судье
22.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2019Судебное заседание
24.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее