Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-250/2021 ~ М-209/2021 от 25.06.2021

Дело № 2-250/2021

УИД 21RS0007-01-2021-000304-20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<дата> <адрес>

Козловский районный суд Чувашской Республики

в составе председательствующего судьи Филиппова А.Н.,

помощника судьи ФИО2,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием

старшего помощника прокурора <адрес> ФИО1 Республики ФИО5,

представителя ответчика - администрации <адрес> ФИО1 Республики - ФИО6,

представителя третьего лица - Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела ФИО1 Республики - ФИО7,

представителя третьего лица - администрации Аттиковского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики - ФИО8,

представителя третьего лица - МБОУ Тюрлеминская СОШ <адрес> ФИО1 Республики - ФИО9,

рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козловского района Чувашской Республики о возложении обязанности разработать проект установки и содержания информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия, организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия, разработать научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия и произвести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия,

установил:

Прокурор Козловского района Чувашской Республики обратился в Козловский районный суд Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением с учетом его уточнения к администрации Козловского района Чувашской Республики о возложении обязанности разработать проект установки и содержания информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия, организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия, разработать научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия и произвести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия.

Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Козловского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия.

Установлено, что в муниципальной собственности Козловского района Чувашской Республики находится объект культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

Проверкой установлено, в нарушение требований действующего законодательства, на указанном объекте культурного наследия отсутствуют информационные надписи и обозначения.

Кроме того, данный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требуется его ремонт.

Непринятие ответчиком необходимых мер по содержанию вышеуказанного объекта культурного наследия в надлежащем состоянии препятствует реализации мероприятий по использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Ссылаясь на нормы законодательства, с учетом уточнения искового заявления, истец просит возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект установки и содержания информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

Возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня согласования проекта установки и содержания информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на указанном объекте культурного наследия.

Возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, с прохождением историко – культурной и государственной строительной экспертиз.

Возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики в течение 12 месяцев с момента разработки научно-проектной документации на ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, с прохождением историко – культурной и государственной строительной экспертиз, произвести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в соответствии с данной научно-проектной документацией.

В судебном заседании старший помощник прокурора Козловского района Чувашской Республики ФИО5 заявленные требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме по приведенным в исковом заявлении основаниям, просил удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Козловского района Чувашской Республики ФИО6 исковые требования не признала в полном объеме. При этом пояснила, что действительно в настоящее время в собственности <адрес> ФИО1 Республики находится объект культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенный по адресу: ФИО1 Республика, <адрес>. Вышеуказанный объект культурного наследия, включенный в реестр, в настоящее время не предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления какому-либо унитарному предприятию или учреждению. Фактически данное здание не используется. Необходимость проведения ремонтно-реставрационных работ, а также установки информационных надписей и обозначений на данном объекте культурного наследия, ею не оспаривается. Однако в связи с отсутствием в бюджете Козловского района Чувашской Республики необходимых денежных средств на эти цели, ответчиком не могут быть исполнены требования прокурора.

Представитель третьего лица - Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики - ФИО7 исковое заявление с учетом его уточнения поддержал в полном объеме по приведенным в нем основаниям.

Представитель третьего лица - администрации Аттиковского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики - ФИО8 также исковое заявление с учетом его уточнения поддержала в полном объеме по приведенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что вышеуказанный объект культурного наследия в собственности Аттиковского сельского поселения <адрес> ФИО1 Республики никогда не находился. Собранием депутатов Аттиковского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики решение о его принятии в собственность муниципального образования не принималось.

Представитель третьего лица - МБОУ Тюрлеминская СОШ Козловского района Чувашской Республики - ФИО9 решение по делу оставила на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что ранее, а именно до 2006 года вышеуказанное здание находилось в пользовании школы, однако в 2006 году было возвращено собственнику - Козловскому району Чувашской Республики.

Третье лицо - Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Государственный центр по охране культурного наследия» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, извещено надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило. В адрес суда представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя третьего лица.

Выслушав участвующих лиц, исследовав представленные письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Из единого реестра предприятий и имущества муниципальной собственности Козловского района следует, что здание школы в <адрес> с кадастровым номером 21:12:000000:1308 находится в муниципальной собственности Козловского района Чувашской Республики.

Из выписки из ЕГРН следует, что собственником здания школы в <адрес> с кадастровым номером 21:12:000000:1308 является муниципальное образование - Козловский район Чувашской Республики.

Из реестра объектов культурного наследия, расположенных на территории Козловского района Чувашской Республики, следует, что правообладателем объекта культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, является администрация <адрес> ФИО1 Республики. На данном объекте культурного наследия отсутствует соответствующая информационная надпись. Кроме того, данный объект культурного наследия подлежит капитальному ремонту. Данный объект поставлен на государственную охрану на основании Постановления Совета Министров Чувашской Республики от 29 октября 1993 года №372 «О дополнении списка памятников истории и культуры местного (Чувашской Республики) значения, подлежащих государственной охране».

В данном реестре также отмечается, что здание школы находится в оперативном управлении МОУ «Тюрлеминская СОШ».

Вместе с тем, как указывалось ранее, представитель МБОУ Тюрлеминская СОШ Козловского района Чувашской Республики - ФИО9 пояснила, что ранее, а именно до 2006 года вышеуказанное здание находилось в пользовании школы, однако в 2006 году было возвращено собственнику - Козловскому району Чувашской Республики. В свою очередь, представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО1 Республики ФИО6 пояснила, что действительно в настоящее время в собственности Козловского района Чувашской Республики находится объект культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенный по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Вышеуказанный объект культурного наследия, включенный в реестр, в настоящее время не предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления какому-либо унитарному предприятию или учреждению. Фактически данное здание не используется.

Следовательно, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что собственником данного объекта является муниципальное образование - Козловский район Чувашской Республики. В настоящее время данный объект не предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления какому-либо унитарному предприятию или учреждению.

Из акта визуального обследования технического состояния объекта культурного наследия от 18 января 2019 года, проведенного комиссией специалистов БУ «Госцентр по охране культурного наследия» Минкультуры Чувашии, следует, что вышеуказанный объект культурного наследия нуждается в полномасштабных реставрационных работах, так как не эксплуатируется уже более 10 лет.

Из акта обследования, утвержденного приказом Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики от 08 февраля 2019 года №41, следует, что вышеуказанный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии.

Из акта осмотра вышеуказанного объекта культурного наследия от 14 сентября 2021 года №26-р, составленного главным специалистом-экспертом отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела ФИО1 Республики ФИО7, подписанного без замечаний старшим помощником прокурора <адрес> ФИО5 и представителем ответчика ФИО6, следует, что объект культурного наследия содержится в ненадлежащем состоянии с нарушением требований, установленных статьями 27 и 47.3 Федерального закона от <дата> №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что администрация Козловского района Чувашской Республики является действующим юридическим лицом.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Частью 1 ст. 33 Федерального закона предусмотрено, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно ст. 27 Федерального закона, на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 11 ст. 47.6 Федерального закона, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В соответствии с п. 1 ст. 47.3 Федерального закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно ч. 2 ст. 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Судом установлено, что собственником объекта культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенном по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, является муниципальное образование – Козловский район Чувашской Республики. Данный объект культурного наследия, включенный в реестр, не был предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления какому-либо унитарному предприятию или учреждению. В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства на данном объекте культурного наследия не установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Кроме того, данный объект культурного наследия находится в ненадлежащем техническом состоянии.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

<адрес> ФИО1 Республики является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.

Таким образом, в данном случае исполнение предусмотренной законом обязанности по надлежащему содержанию вышеуказанного объекта культурного наследия возложено на администрацию Козловского района Чувашской Республики.

Доводы стороны ответчика о том, что в бюджете Козловского района не предусмотрены денежные средства на содержание вышеуказанного объекта культурного наследия, в данном случае не являются основанием для освобождения собственника от предусмотренной законом обязанности по надлежащему содержанию вышеуказанного объекта культурного наследия.

Непринятие ответчиком необходимых мер по содержанию вышеуказанного объекта культурного наследия в надлежащем состоянии препятствует реализации мероприятий по использованию, популяризации и государственной охране объекта культурного наследия, а также приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Исходя из комплекса мероприятий, необходимых для устранения имеющихся нарушений законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, суд считает, что испрашиваемый по каждому требованию срок для исполнения решения суда является разумным, не нарушает права ответчика на планирование соответствующих расходов.

В соответствии с п.п. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц; государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, стороны по делу освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Козловского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козловского района Чувашской Республики о возложении обязанности разработать проект установки и содержания информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия, организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия, разработать научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия и произвести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект установки и содержания информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.

Возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики в течение 6 месяцев со дня согласования проекта установки и содержания информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, организовать изготовление и установку информационных надписей и обозначений на указанном объекте культурного наследия.

Возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать научно-проектную документацию на ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: ФИО1 Республика, <адрес>, с прохождением историко – культурной и государственной строительной экспертиз.

Возложить обязанность на администрацию Козловского района Чувашской Республики в течение 12 месяцев с момента разработки научно-проектной документации на ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, с прохождением историко – культурной и государственной строительной экспертиз, произвести ремонтно-реставрационные работы на объекте культурного наследия «Здание средней школы, где работал заслуженный учитель РСФСР ФИО4, конец XIX в.», расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, в соответствии с данной научно-проектной документацией.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Козловский районный суд Чувашской Республики.

Судья А.Н. Филиппов

Мотивированное решение составлено 19 ноября 2021 года.

2-250/2021 ~ М-209/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
администрация Козловского района
Другие
Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
МБОУ Тюрлеминская СОШ Козловского района Чувашской Республики
БУ ЧР "Государственный центр по охране объектов культурного наследия" Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики
Аттиковское сельское поселение Козловского района
Суд
Козловский районный суд Чувашской Республики
Судья
Филиппов Александр Николаевич
Дело на странице суда
kozlovsky--chv.sudrf.ru
25.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.06.2021Передача материалов судье
28.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.07.2021Судебное заседание
04.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Судебное заседание
28.09.2021Судебное заседание
21.10.2021Судебное заседание
09.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2021Дело оформлено
21.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее