В окончательной форме решение суда принято 12 сентября 2023 года
Дело № 2-3279/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 11 сентября 2023 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С. при секретаре Постниковой Я.В., с участием представителя истца – Мединского Р.О., ответчика – Безнос Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Росгвардии по Республике Крым и городу Севастополю к Безнос Татьяне Константиновне о прекращении права собственности,
установил:
ГУ Росгвардии по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в суд с иском к возможным наследником ФИО-1 о прекращении их права собственности на гражданское оружие ИЖ-58МАЕ, калибра 12, № 14004 и разрешении истцу уничтожить оружие на основании пункта 12 части 1 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 227-ФЗ.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что в 2020 году, в связи со смертью ФИО-1, на склад МВД по РК на временное хранение было помещено вышеуказанное гражданское оружие, до вступления в права наследования. До настоящего времени наследниками владельца оружия не предпринято никаких действий, направленных на оформление разрешительного документа на право его хранения либо по отчуждению оружия. При этом хранение и содержание указанного оружия требует определенных материальных затрат, что влечет дополнительное расходование бюджетных средств.
Представитель истца в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить иск.
В ходе рассмотрения дела к его участию в качестве ответчика была привлечена наследник ФИО-1 – Безнос Татьяна Константиновна, которая исковые требования признала, пояснив, что в декабре 2020 года обратилась в УМВД России по городу Ялте с заявлением о принятии принадлежавшего ранее ее супругу оружия на утилизацию, просила прекратить ее право собственности на оружие.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО-1 являлся владельцем гражданского оружия – охотничьего гладкоствольного ружья ИЖ-58МАЕ, калибра 12, № 14004, срок действия разрешения с 13.02.2015 года по 13.02.2020 год.
<дата> ФИО-1 умер.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно материалов наследственного дела к имуществу ФИО-1, единственным наследником, принявшим в установленном порядке наследство после его смерти, является супруга Безнос Татьяна Константиновна.
Согласно квитанции № 103 от 24.04.2020 года, ружье ИЖ-58МАЕ, калибра 12, № 14004 было помещено наследником ФИО-1 на временное хранение в комнату хранения оружия на склад МВД по Республике Крым.
09 декабря 2020 года Безнос Т.К. обратилась в УМВД по городу Ялте с заявлением о принятии вышеуказанного гражданского оружия на утилизацию, в связи с неисправностью.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).
В силу п. 1 ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
На основании п. 3 ст. 238 ГК РФ, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Исходя из п. 1 ст. 129 ГК РФ, ст. ст. 6,13 Закона об оружии, гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений.
Согласно ст. 22 Закона об оружии, хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется гражданами Российской Федерации, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.
Как следует из материалов дела, срок лицензии наследодателя ФИО-1 на приобретение, хранение оружия истек 13 февраля 2020 года.
Безнос Т.К., как его наследник, с момента открытия 07.11.2019 года наследства каких-либо мер к получению лицензии на хранение оружия не предпринимала, а без лицензии на приобретение, хранение и ношение оружия оно не может быть в собственности.
Также ответчик не предпринимала мер к возврату изъятого оружия, а наоборот обратилась с заявлением в орган полиции для его утилизации, в связи с чем требование истца о прекращении права собственности на гражданское оружие подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Контроль за оборотом оружия, имеющегося на вооружении государственных военизированных организаций, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Как следует из заявления Безнос Т.К., гражданское оружие было ею добровольно передано в органы полиции для утилизации, в связи с его неисправностью, в связи с чем суд считает требования истца о предоставлении ему разрешения на уничтожение оружия подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
иск удовлетворить.
Прекратить право собственности Безнос Татьяны Константиновны, <дата> года рождения, уроженки <адрес> (паспорт <данные изъяты>) на гражданское оружие ИЖ-58 МАЕ, калибра 12, № В 14004.
Разрешить Главному управлению Росгвардии по Республике Крым и городу Севастополю уничтожить гражданское оружие ИЖ-58 МАЕ, калибра 12, № В 14004.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова