Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1412/2022 ~ М-885/2022 от 07.04.2022

2 – 1412/2022

03RS0063-01-2022-001219-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 мая 2022 г. город Туймазы

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Дубовцева А.А.,

при секретаре Бургановой А.Ф.,

с участием помощника Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Мухаметова А.А.,

ответчика заведующего МАДОУ детский сад № 16 г. Туймазы – Багровой Н.В.,

представителя ответчика Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан – Насибуллина Т.Д., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению детский сад <адрес> муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности МАДОУ детский сад <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Туймазинский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился с вышеуказанным иском в суд исходя из следующего.

Межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> муниципального района <адрес>.

Проверкой реализации мероприятий антитеррористической безопасности учащихся и сотрудников МАДОУ детский сад <адрес> установлено, что в нарушение п. 25, 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ , должностными лицами организации не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны.

Так, согласно паспорту безопасности МАДОУ детский сад <адрес> относится к 3 категории, в ней предусмотрена лицензионная охрана - 1 сотрудник суточного наряда. Между тем, МАДОУ детский сад <адрес> охрана объекта не обеспечена, договоры на оказание охранных услуг не заключены.

Согласно паспорту безопасности, установлено, что в МАДОУ детский сад <адрес> одновременно могут пребывать более 200 человек, т.е. в результате террористического акта на данном объекте прогнозируемое количество пострадавших составит от 100 до 800 человек, тем самым образовательное учреждение подпадает под критерии установленные для объектов 3 категории.

Кроме того, по результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что физическая охрана учреждения - не имеется, и сделан вывод о необходимости обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Между тем, проверкой установлено, что организация охраны объекта не соответствует требованиям законодательства, сторож, осуществляющий охрану объекта не имеет лицензии на осуществление указанной деятельности, не обладает достаточными навыками, направленными на предотвращение возможного террористического акта. При этом фактически охрана осуществляется только в утреннее время и ночью, т.е. днем в период нахождения детей в МАДОУ детский сад <адрес> физическая охрана объекта не осуществляется.

Таким образом, существующая в МАДОУ детский сад <адрес> охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как лица, привлеченные к осуществлению охраны объекта, не может обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в детский сад.

Согласно уставу МАДОУ детский сад г.учредителем образовательной организации является Администрация муниципального района <адрес>.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

В нарушение указанных норм до настоящего времени в МАДОУ детский сад <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны. Указанные нарушения не отвечают требованиям безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, в том числе направленных на противодействие террористической деятельности.

На основании вышеизложенного просит обязать администрацию муниципального района <адрес> выделить денежные средства на заключение договора охраны МАДОУ детский сад <адрес>. Обязать МАДОУ детский сад <адрес> устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно, принять меры по заключению договора охраны со специализированной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

В судебном заседании помощник Туймазинского межрайонного прокурора РБ Мухаметов А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального района Туймазинский район РБ Насибуллин Т.Д. пояснил, что согласно представленному паспорту безопасности МАДОУ детский сад № 16 г. Туймазы следует, что ответчиком устраняются выявленные нарушения, срок исполнения установлен до 2022 г., но 12.04.2021 здание МАДОУ детский сад № 16 г. Туймазы закрыто на капитальный ремонт, образовательная деятельность организована в здании МАДОУ детский сад № 25 г. Туймазы. Сроки капитального ремонта не установлены, но открытие планируется в 2023 г. В связи с этим, в случае удовлетворения исковых требований установить срок до начала образовательной деятельности МАДОУ детский сад № 16 г. Туймазы, то есть до конца 2023 г.

Представитель ответчика заведующая МАДОУ детский сад № 16 г. Туймазы Багрова Н.В. поддержала позицию представителя администрации муниципального района Туймазинский район РБ Насибуллина Т.Д.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (п. 3 ст. 3 Конвенции).

Согласно п. «д» ст. 1 1 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений названного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.

Так согласно п. 23 "а" указанного Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Из системного толкования содержания Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 в целом следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в том числе организацией круглосуточной охраны (п. 20 "е") названного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 23 данного Постановления, являются дополнительными, предусмотренными в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (в т.ч. детских образовательных учреждений); необходимость их осуществления обусловлена требованиями к большей антитеррористической защищенности.

При этом в силу п. 17 указанного Постановления Правительства РФ антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1235 пункта 23 "а", признающего такое присутствие обязательным.

Из материалов дела следует, что Межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры республики от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> муниципального района <адрес>.

Проверкой реализации мероприятий антитеррористической безопасности учащихся и сотрудников МАДОУ детский сад <адрес> установлено, что в нарушение п. 25, 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ , должностными лицами организации не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны.

Так, согласно паспорту безопасности МАДОУ детский сад <адрес> относится к 3 категории, в ней предусмотрена лицензионная охрана - 1 сотрудник суточного наряда. Между тем, МАДОУ детский сад <адрес> охрана объекта не обеспечена, договоры на оказание охранных услуг не заключены.

Согласно паспорту безопасности, установлено, что в МАДОУ детский сад <адрес> одновременно могут пребывать более 200 человек, т.е. в результате террористического акта на данном объекте прогнозируемое количество пострадавших составит от 100 до 800 человек, тем самым образовательное учреждение подпадает под критерии установленные для объектов 3 категории.

Кроме того, по результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что физическая охрана учреждения - не имеется, и сделан вывод о необходимости обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Между тем, проверкой установлено, что организация охраны объекта не соответствует требованиям законодательства, сторож, осуществляющий охрану объекта не имеет лицензии на осуществление указанной деятельности, не обладает достаточными навыками, направленными на предотвращение возможного террористического акта. При этом фактически охрана осуществляется только в утреннее время и ночью, т.е. днем в период нахождения детей в МАДОУ детский сад <адрес> физическая охрана объекта не осуществляется.

Таким образом, существующая в МАДОУ детский сад <адрес> охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как лица, привлеченные к осуществлению охраны объекта, не может обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в детский сад.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

На основании ст. 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Утвержденная Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно уставу МАДОУ детский сад г.учредителем образовательной организации является Администрация муниципального района <адрес>.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

В нарушение указанных норм до настоящего времени в МАДОУ детский сад <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны. Указанные нарушения не отвечают требованиям безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, в том числе направленных на противодействие террористической деятельности.

В силу ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности граждан по месту жительства, в культурно-зрелищных учреждений, больницах, школах, детских садах и других местах массового пребывания людей.

При таких обстоятельствах и в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Принимая во внимание изложенное выше, исходя из того, что требования прокурора направлены на пресечение возможности возникновения указанных последствий, суд полагает необходимым требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

На основании ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд учитывает положения подп.9, подп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации закрепивших, что прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, все издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному образовательному учреждению детский сад № 16 города Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности МАДОУ детский сад № 16 города Туймазы, удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального района Туймазинский район выделить денежные средства на заключение договора охраны МАДОУ детский сад № 16 до 01 сентября 2022 г.

Обязать МАДОУ детский сад № 16 города Туймазы устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно, в течение месяца со дня получения денежных средств, принять меры по заключению договора охраны со специализированной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Дубовцев А.А.

2-1412/2022 ~ М-885/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
И.о. Туймазинского межрайонного прокурора РБ
Ответчики
Администрация муниципального района Туймазинский район РБ
МАДОУ детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район РБ
Суд
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан
Судья
Дубовцев А.А.
Дело на сайте суда
tuimazinsky--bkr.sudrf.ru
07.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2022Передача материалов судье
13.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2024Дело оформлено
01.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее