Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-263/2023 ~ М-212/2023 от 18.04.2023

дело № 2-263/2023

УИД 19RS0010-01-2023-000280-15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июня 2023 г. Ширинский районный суд с. Шира        

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,

при секретаре судебного заседания Капчигашевой В.Э.,

с участием помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Фирсова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании иск прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Черноозерный сельсовет Ширинского района Республики Хакасия о возложении обязанности устранения нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления I и ІІ класса опасности, -

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ширинского района Республики Хакасия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Черноозерный сельсовет Ширинского района Республики Хакасия о возложении обязанности устранения нарушений законодательства об обращении с отходами производства и потребления I и ІІ класса опасности, а именно организовать место сбора отходов I и ІІ класса опасности и заключить договор с федеральным оператор на оказание услуг по обращению с отходами I и ІІ класса опасности.

В обоснование заявленных требований указано, что в нарушении ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» администрацией Черноозерный сельствет не заключен договор с федеральным оператором по обращению с отходами I и ІІ класса опасности, не организованы места накопления отходов I и ІІ класса опасности.

Представление прокурора об устранении нарушений законодательства в этой части органом местного самоуправления исполнено не было, что следует из ответа от 30 января 2023 г.

В ходе рассмотрения дела прокурором были увеличены заявленные требования, в частности, по-мимо вышеуказанного, прокурор полагал необходимым возложить на вышеуказанный орган местного самоуправления обязанность обеспечить информирование потребителей об организации мест сбора отходов I и ІІ класса опасности и об их расположении.

Определением судьи от 05 мая 2023 г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Хакасия, Енисейское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия.

Енисейское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, будучи уведомлено о времени и месте рассмотрения заявленных исковых требований, своего представителя в судебное заседание не направило, каких-либо ходатайств названным лицом заявлено не было.

Представители иных вышеуказанных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии каждого из них, направив отзывы на исковое заявление прокурора.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, ссылаясь на нормативные положения Закона об отходах производства и потребления и на Закон Республики Хакасия от 07 ноября 2014 г. № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия», полагает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению (л.д. 62-63).

Кроме того, Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия по запросу суда представлена информация следующего содержания: Правительством Республики Хакасия 22 февраля 2022 г. подписано соглашение с Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный экологический оператор» (далее – по тексту ФГУП «ФЭО») о сотрудничестве в части создания условий по безопасному обращению с отходами ? и ІІ класса опасности и ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Республике Хакасия.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Республики Хакасия, проинформированы о необходимой обязательной регистрации в Федеральной государственной системе учета и контроля за обращением с отходами I и ІІ класса опасности (ФГИС ОПВК) с последующим внесением данных и заключением договоров в области обращения с названными отходами.

Согласно п. 5 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2314, органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест (л.д. 23).

Из отзыва руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Хакасия следует, что хозяйствующие субъекты, у которых образуются отходы I и ІІ класса опасности, не вправе отказаться от заключения договора с федеральным оператором на оказание услуг по обращению с названными отходами, за исключением самостоятельного обращения с ними, при наличии в собственности объектов обезвреживания и (или) размещения данных отходов. Отходообразователи проходят регистрацию в Федеральной государственной системе учета и контроля за обращением с отходами I и ІІ класса опасности (ФГИС ОПВК) с последующим внесением данных и заключением договоров в области обращения с названными отходами.

Представитель Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» (далее – по тексту ФГУП «ФЭО») в своем отзыве указал, что администрация муниципального образования Черноозерного сельсовета Ширинского района Республики Хакасия зарегистрирована в ФГИС ОПВК. Информация о местах накопления, нормативах и лимитах отходов I и ІІ классов опасности ответчиком не указана, договор на оказанию услуг по обращению с названными отходами не заключен, лицензия на обращение с отходами I и ІІ классов опасности и объектов обезвреживания и (или) размещения данных отходов у администрации названного органа местного самоуправления отсутствует. Тем самым, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Представитель администрации Черноозерного сельсовета Ширинского района, в судебное заседание не явился, заранее ходатайствуя о рассмотрении дела в его отсутствие, не представив возражений относительно требований прокурора.

Прокурор, участвуя в судебном заседании, заявленный иск поддержал, в том числе относительно сроков исполнения судебного решения, считая, что у органа местного самоуправление было достаточно времени для решения названных вопросов.

Выслушав прокурора, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) содержит определение понятия «отходы производства и потребления». Под ними понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Согласно ст. 4.1 Закона об отходах в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности, среди них I класс - чрезвычайно опасные отходы, II класс - высокоопасные отходы.

Вопреки мнению прокурора, положениями ст. 8 Закона об отходах регламентированы полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а не с отходами ? и ІІ классов опасности.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО», являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации.

В 2020 г. ФГУП «РосРАО» переименовано в Федеральным государственным унитарным предприятием «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО», федеральный оператор).

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 14.1 Закона об отходах с 01 марта 2022 г. федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Согласно п. 1 ст. 14.4 Закона об отходах индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности (далее - отходообразователи), осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, в иных случаях отходообразователи передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Из содержания п. 3 ст. 14.4 Закона об отходах следует, что отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, при этом отказ от заключения такого договора не допускается.

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно п. 1 ст. 13 Закона об отходах, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Положение о ФГИС ОПВК, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. № 1346 «б утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности»(далее - Положение о ФГИС ОПВК) устанавливает порядок создания, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются, в том числе, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 15 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что информация для включения в систему представляется поставщиками посредством направления электронных документов с использованием ФГИС ОПВК.

Согласно п. 6 ст. 14.3 Закона об отходах индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в ФГИС ОПВК с учетом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.

Несмотря на то, что орган местного самоуправления не является юридическим лицом, в процессе хозяйственной деятельности которого образуются отходы производства и потребления, в том числе I и II классов опасности, вопрос об организации мест накопления данных отходов, а также информирование потребителей об их расположении, отнесен к названному органу.

Так, Закон об отходах не распространяется на действия физического лица, несмотря на то, что отходы I и II классов опасности у населения образуются (осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы). В силу положений ст.ст. 14.2-14.4 Закона об отходах. У населения нет ни каких обязательств перед федеральным оператором, поскольку граждане не являются поставщиками информации об образующихся отходах I и II классов опасности; не обязаны координировать свои действия в отношении отходов I и II классов опасности с федеральной схемой обращения с указанными отходами; не обязаны заключать договор с федеральным оператором на обращение с отходами I и II классов опасности и оплачивать его услуги.

При этом население как потребитель услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами не должно складировать в контейнерах для ТКО осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, поскольку это может привести к нарушению режима работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.

К потребителям осветительных устройств и электрических ламп, содержащих в своем составе ртуть и (или) её соединения (ртутьсодержащие лампа) относятся физические лица, для которых Правилами обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2314, предусмотрен особый порядок обращения с названными отходами.

В частности, места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп определяются собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах или по их поручению управляющими компаниями в местах, являющего общим имуществом собственников многоквартирного жилого дома (п. 4 Правил) либо организуются органами местного самоуправления, в том числе и в случаях, когда сами собственники или управляющие компании не имеют возможности определить такое место, кроме того, органы местного самоуправления информируют потребителей о расположении таких мест (п. 5 Правил).

На территории Черноозерного сельсовета отсутствуют многоквартирые жилые дома, соответственно, управляющие компании не осуществляют свою деятельность.

Тем самым, в силу вышеуказанных нормативных положений на администрацию Черноозерного сельсовета Ширинского района возложена обязанность по организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, которые относятся к отходам I класса опасности.

Отработанные батареи и аккумуляторы относятся к отходам II класса опасности, места накопления которых в данном случае обязаны организовать органы местного самоуправления, проинформировав об этом потребителей.

После заполнения отходами места накопления орган местного самоуправления должен подать заявку на вывоз отходов через ФГИС ОПВК и осуществить передачу отходов ФГУП «ФЭО».

В силу вышеизложенного, администрация Черноозерного сельсовета Ширинского района обязана заключить договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, поскольку у неё отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности.

Доказательств того, что на территории муниципального образования Черноозерный сельсовет Ширинского района организованы места накопления отходов I и II классов опасности и население проинформировано об их расположении не представлено. Названным органом местного самоуправления организованы лишь места накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 36, 38-39).

Следовательно, заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Возможность осуществить названные полномочия у администрации Черноозерный сельсовет имеются, поскольку в ФГИС ОПВК данный орган местного самоуправления зарегистрирован 18 мая 2023 г.

Рассматривая требование прокурора об установлении сроков исполнения обязанностей, суд приходит к выводу, что названный срок до 01 сентября 2023 г. и 01 октября 2023 г., является недостаточным, поскольку прокурором в данном случае не принят во внимание процесс бюджетного финансирования.

При формировании проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период органам местного самоуправления надлежит предусматривать финансовое обеспечение расходов на реализацию определенного рода мероприятий.

В силу требований ч. 1 ст. 185 БК РФ администрация органа местного самоуправления вносит проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Тем самым, орган местного самоуправления имеет возможность предусмотреть дополнительные расходы на исполнение возложенной на неё судом обязанности при формировании бюджета на очередной финансовый год.

Названные обязанности при отсутствии финансирования в текущем финансовом году, что следует из информации Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (л.д. 23), не могут быть выполнены в сроки, указанные в иске прокурора, что приведет к неисполнимости судебного решения.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым установить исполнения обязанностей администрацией органа местного самоуправления по обращению с отходами I и II классов опасности до 01 марта 2024 г., которые по мнению суда является достаточным для решения вопросов о финансировании мероприятия по исполнению обязанностей, возложенных судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Черноозерный сельсовет Ширинского района Республики Хакасия в срок до 01 марта 2024 г. организовать место сбора отходов I и ІІ класса опасности и обеспечить информирование потребителей о его расположении.

Обязать администрацию муниципального образования Черноозерный сельсовет Ширинского района Республики Хакасия в срок до 01 марта 2024 г. заключить договор с ФГУП «Федеральный экологический оператор» на оказание услуг по обращению с отходами I и ІІ класса опасности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия путем подачи апелляционной жалобы через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, изготовленного с учетом выходных дней 19 июня 2023 г.

Председательствующий Марков Е.А.

2-263/2023 ~ М-212/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
Администрация Черноозерного сельсовета
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Республике Хакасия (Роспотребнадзор по РХ)
Енисейское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
ФГПУ "Федеральный экологический оператор"
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Марков Е.А.
Дело на сайте суда
sharinsky--hak.sudrf.ru
18.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2023Передача материалов судье
19.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2023Подготовка дела (собеседование)
22.05.2023Подготовка дела (собеседование)
22.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2023Дело оформлено
02.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее