Дело № 2-372/2023
64RS0048-01-2023-000209-96
Заочное решение
Именем Российской Федерации
13 марта 2023 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Левиной З.А., при секретаре судебного заседания Сакаевой А.С., с участием представителя истцов Уманца И.И. (доверенность от 25.10.2022г., 31.10.2022г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Город Саратов», администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» к жилищно-строительному кооперативу «Мечтатель» о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов,
установил:
администрация муниципального района «Город Саратов», администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» (далее по тексту – истцы) обратились в суд с указанным иском к жилищно-строительному кооперативу «Мечтатель» (далее - ЖСК «Мечтатель», ответчик) с требованиями о возложении на ответчика обязанности организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований истцами указано, что администрация Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородских территорий Фрунзенского района, в том числе по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В рамках своих полномочий истцом был выявлен факт отсутствия на территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, контейнерной площадки для сбора отходов, а также сборников для твердых коммунальных и крупногабаритных отходов.
Ответственность за устройство и надлежащее содержание места сбора твердых коммунальных отходов на территории многоквартирного дома лежит на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, находятся в управлении ЖСК «Мечтатель». ДД.ММ.ГГГГ администрацией Фрунзенского района г. Саратова в адрес ответчика была направлена претензия с требованием организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ место накопления твердых бытовых отходов для жителей указанного многоквартирного дома. До настоящего времени, требование ответчиком не исполнено, в связи с чем, подан настоящий иск.
Представитель истцов Уманец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, указал на обстоятельства аналогичные выше изложенным.
Ответчик ЖСК «Мечтатель» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступало.
Руководствуясь положениями ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом согласия представителя истцов на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, на основании доказательств, представленных представителем истца.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное право, в первую очередь, обеспечивается выполнением требований природоохранного законодательства.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона, отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, включая предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, которым собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
При этом собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 ЖК РФ несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу положений ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирными домами может осуществляться по выбору собственников помещений в многоквартирном доме жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Согласно п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из содержания положений ч. 1, ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, п. п. 10, 11, 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 (далее Правила), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, в числе прочего включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями (подп. д (2) п. 11 Правил).
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 11 (1) Правил).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013г. №290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 26 (1) указанного Перечня предусмотрено, что к числу работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме относятся работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 20.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Ответственность за содержание контейнерных площадок (в том числе за складирование ТКО в контейнеры, бункеры, техническое состояние контейнерных площадок, обеспечение свободного подъезда к контейнерным площадкам, своевременное приведение подъездных путей в нормальное эксплуатационное состояние) и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, несут лица, осуществляющие управление многоквартирным домом, собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом. Ответственность за содержание контейнерных площадок (в том числе за складирование ТКО в контейнеры, бункеры, техническое состояние контейнерных площадок, обеспечение свободного подъезда к контейнерным площадкам, своевременное приведение подъездных путей в нормальное эксплуатационное состояние) и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки, или уполномоченные ими лица.
Пунктом 4 Правил обустройства мест накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1039 от 31.08.2018 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», установлено, что в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма корой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что ЖСК «Мечтатель» оказывает услуги и выполняет работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Железнодорожная, д. 56/60.
Часть 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что в нарушение вышеприведенных правовых норм, надлежащим образом оборудованная контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов для находящихся в управлении ЖСК «Мечтатель» многоквартирного дома по адресу: <адрес>, отсутствует. При этом, на кооператив, как управляющую организацию, возложена обязанность по организации мест накопления твердых коммунальных отходов для МКД, находящихся в ее управлении, при этом доказательств исполнения указанной обязанности не представлено, места накопления твердых коммунальных отходов не организованы.
С 01.01.2019г. Федеральным законом от 31.12.2017г. №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в круг полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В частности, статья 8 Закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относит, помимо прочего, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, если такая обязанность лежит на других лицах. Соответственно, если собственники определили способ управления многоквартирным домом - управляющей организацией, то такая деятельность осуществляется управляющей организацией.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 3 Правил № места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил №).
Факт отсутствия надлежащим образом оборудованной контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов от находящегося в управлении ЖСК «Мечтатель» многоквартирного дома по адресу: <адрес> подтверждается собранными по делу доказательствами.
Как установлено в судебном заседании администрацией Фрунзенского района г. Саратова 21.11.2022 г. в адрес ответчика была направлена информация о возможности оформления прав на земельный участок для размещения места (площадки) накопления твердых бытовых отходов. Доказательств обращения с соответствующим заявлением о размещении площадки на земельном участке, не входящем в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, ответчиком не представлено, как и доказательств невозможности размещения площадки на придомовой территории.
В соответствии с ответом комитета по управлению имуществом города Саратова, земельный участок расположенный по адресу: <адрес> являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, расположенного в границах вышеуказанного земельного участка.
Согласно ответу комитета по жилищно-коммунальной хозяйству от 07.03.2023г. №, мест (площадок) накопления ТКО, предусмотренных для складирования ТКО гражданами, проживающими в многоквартирном доме по адресу: <адрес> реестре мест (площадок) накопления ТКО отсутствуют в связи с непринятием соответствующих мер со стороны организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом - ЖСК «Мечтатель».
На основании п.п. 3.8.1.,3.8.2.,3.8.3.,3.8.4. Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных Решением Саратовской городской Думы от 25.12.2018г. № 45-326, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов - специально оборудованные места (контейнерная площадка, площадка под крупногабаритные отходы и пр.), предназначенные для временного складирования отходов в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов необходимо размещать сведения о сроках удаления отходов, наименование организации, выполняющей данную работу, контакты лица, ответственного за работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов, и информацию, предостерегающую владельцев автотранспорта о недопустимости ограничения доступа для подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются уполномоченным структурным подразделением администрации города Саратова, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Уполномоченным органом на согласование создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, является структурное подразделение администрации города Саратова, наделенное полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова.
В местах (площадке) накопления твердых коммунальных отходов размещаются специализированные контейнеры и (или) бункеры накопления твердых коммунальных отходов.
Контейнеры и (или) бункеры накопления твердых коммунальных отходов должны быть в технически исправном состоянии, промаркированы и соответствовать требованиям СанПиН.
Внешний вид, а также тип ограждения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать архитектурно-художественным требованиям, установленным функциональным структурным подразделением администрации города Саратова по вопросам архитектуры.
В соответствии со ст.12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При указанных обстоятельствах, на основании требований ст. ст. 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среда», ст. ст. 36, 161 ЖК РФ, ст. ст. 2, 22 Федерального закона от 20.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства от 31.08.2018г. № 1039, п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 исковые требования администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» к ЖСК «Мечтатель» о возложении обязанности организовать и оборудовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В силу положений ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Поскольку для надлежащей организации, оборудования и обустройства контейнерной площадки для сбора ТБО необходимо время и соответствующие погодные условия, позволяющие проводить работы, связанные с обустройством контейнерной площадки суд, с учетом мнения явившихся сторон, полагает возможным установить в решении срок исполнения – в течение двух месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального района «Город Саратов», администрации Фрунзенского района муниципального образования «Город Саратов» к жилищно-строительному кооперативу «Мечтатель» о возложении обязанности организовать место (площадку) накопления твердых бытовых отходов удовлетворить.
Обязать жилищно-строительный кооператив «Мечтатель» в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда организовать место накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Срок изготовления мотивированного решения – 20 марта 2023 года.
Судья | З.А. Левина |