ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 марта 2024 года
Боханский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бутуханова А.В., при секретаре ФИО4, с участием государственного обвинителя – пом.прокурора <адрес> ФИО5, представителя потерпевшего ФИО2, подсудимой ФИО1, защитника – адвоката ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке уголовное дело №1-31/2024 в отношении ФИО1, <данные изъяты>, ранее не судимой, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 являясь должностным лицом совершила действия, явно выходящие за пределы её служебных полномочий, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов администрации муниципального образования «Каменка», охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа главы администрации муниципального образования «<данные изъяты>») № ФИО1 временно назначена на должность начальника финансового отдела. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и МО «Каменка» в лице главы администрации заключен трудовой договор №-сроч ДД.ММ.ГГГГ (трудовой договор). ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа главы МО «<данные изъяты>» № ФИО1 назначена на должность начальника финансового отдела на постоянной основе, между ФИО1 и МО «<данные изъяты>» в лице главы администрации заключено дополнительное соглашение № о том, что срочный трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ №-сроч необходимо считать заключенным на неопределенный срок с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с главой № трудового договора начальник финансового отдела ФИО1 обязана:
- в соответствии с п.2.1 осуществлять полномочия в соответствии с должностной инструкцией;
- в соответствии с п.2.2. соблюдать права и законные интересы граждан и организаций;
- в соответствии с п.2.3 соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, Устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
- в соответствии с п.2.4 соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией;
- в соответствии с п.2.7 исполнять приказы, распоряжения и указания, вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий;
- в соответствии с п.2.8 беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе представленное ему для исполнения должностных обязанностей.
Кроме того, начальник финансового отдела ФИО1 имеет право:
- в соответствии с п.2.14 на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;
- в соответствии с п.2.16 на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);
- в соответствии п.3.6 главы № трудового договора начальник финансового отдела не вправе использовать в целях, не связанных с использованием должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
- в соответствии с п.8.1 главы № трудового договора в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательств по настоящему договору стороны несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В должностные обязанности ФИО1, в соответствии с должностным регламентом начальника финансового отдела администрации МО «<данные изъяты>», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ главой МО «Каменка», с которым ФИО1 лично ознакомлена (должностной регламент), входит:
- в соответствии с п.1.4 начальник финансового отдела МО «<данные изъяты>» имеет право первой подписи на платежных и финансовых документах. Является руководителем бюджетной инспекции финансового отдела;
- в соответствии с п.1.5 несет персональную ответственность за своевременное и достоверное представление отчетности;
- в соответствии с п.1.6 начальник финансового отдела должен знать законодательные и нормативные правовые акты, руководящие и методические материалы по организации бюджетного процесса; установленную отчетность по исполнению бюджета;
- в соответствии с п.1.7 начальник финансового отдела в своей деятельности руководствуется положением о финансовом отделе; настоящей должностной инструкцией; законами и нормативными правовыми актами, руководящими и методическими материалами по организации бюджетного процесса.
В соответствии с главой № должностного регламента начальник финансового отдела ФИО1 обязана:
- в соответствии с п.2.1.1 соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
- в соответствии с п.2.1.2 исполнять должностные обязанности в соответствии с настоящим должностным регламентом;
- в соответствии с п.2.1.4 соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- в соответствии с п.2.1.8 беречь муниципальное имущество, в том числе представленное ему для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с главой № должностного регламента начальник финансового отдела ФИО1 обязана:
- в соответствии с п.3.1 руководить бюджетной деятельностью финансового отдела;
- в соответствии с п.3.2 осуществлять координацию работы и участвует в составлении долговременных и краткосрочных прогнозов развития экономики муниципального образования и <адрес> совместно с другими структурными подразделениями администрации <адрес> и администрациями муниципальных образований;
- в соответствии с п.3.7 осуществлять контрольные мероприятия по целевому использованию бюджетных средств учреждениями и организациями муниципального образования в соответствии с принятыми бюджетами, по соблюдению бюджетного законодательства РФ и <адрес>;
- в соответствии с п.3.8 осуществлять взаимодействие финансового отдела администрации муниципального образования с органами федерального казначейства, правоохранительными, другими контрольными органами и банками в соответствии с утвержденными правилами и заключенными договорами (соглашениями);
- в соответствии с п.3.10 согласовывать вопросы по внесению изменений в финансовые планы и сводные сметы учреждений, предприятий и организаций, финансируемых из бюджета муниципальных образований.
В соответствии с главой № должностного регламента начальник финансового отдела ФИО1 имеет право:
- в соответствии с п.4.4 оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
- в соответствии с п.4.19 контролировать планирование, составление и расходование средств, получаемых от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями, финансируемыми из бюджета муниципального образования;
- в соответствии с п.4.24 осуществлять контроль за соблюдением финансовой дисциплины учреждениями и организациями муниципальной бюджетной сферы, целевым и экономным расходованием ими бюджетных средств.
В соответствии п.5.3 главы № должностного регламента, начальник финансового отдела ФИО1 несет ответственность за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим законодательством РФ.
Таким образом, ФИО1 занимающая должность начальника финансового отдела на постоянной основе, выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, то есть является должностным лицом.
В соответствии со ст.17 Положения об оплате труда муниципальных служащих администрации МО «<данные изъяты>», утвержденного решением <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оказание материальной помощи производится по заявлению муниципального служащего, а назначение единовременной премии – по распоряжению главы администрации МО «Каменка».
ФИО1, используя должностное положение начальника финансового отдела администрации МО «<данные изъяты>», в нарушение пп.2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.7, 2.8, 2.14, 2.16, 3.6, 8.1 трудового договора №-сроч от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору №-сроч, а также пп.1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4, 2.1.8, 3.1, 3.2, 3.7, 3.8, 3.10, 4.4, 4.19, 4.24, 5.3 должностного регламента, превышая свои должностные полномочия, явно выходя за их пределы, действуя умышленно, из корыстной заинтересованности, используя свое служебное положение и авторитет занимаемой должности, действуя вопреки интересам службы, посягая на регламентированную нормативно-правовыми актами деятельность администрации МО «<данные изъяты> с целью незаконного получения дополнительных выплат к заработной плате, в нарушение своих должностных полномочий, возложенных трудовым договором и дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору, должностным регламентом и Положением об оплате труда муниципальных служащих администрации МО «<данные изъяты>», согласно которого оказание материальной помощи производится по заявлению муниципального служащего, а назначение единовременной премии – по распоряжению главы администрации МО «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ в рабочее время, то есть в период времени с 09 до 18 часов, более точное время не установлено, находясь в кабинете финансового отдела в здании администрации МО «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, заведомо зная, что её действия повлекут существенное нарушение прав и законных интересов администрации МО «<данные изъяты>», выразившиеся в нарушении правовых и экономических основ деятельности администрации МО «<данные изъяты>», создании препятствий в удовлетворении администрацией МО «<данные изъяты>» своих финансовых потребностей, целевом и эффективном использовании денежных средств, в причинении имущественного ущерба администрации МО «<данные изъяты>», а также существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в подрыве авторитета и дискредитации администрации МО «<данные изъяты> перед общественностью, нарушении основных целей, задач, принципов, порядка деятельности администрации МО «<данные изъяты> призванных обеспечивать верховенство Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Устава муниципального образования МО «<данные изъяты>» и иных муниципальных правовых актов, а также заведомо зная об отсутствии распоряжения главы администрации МО «Каменка» о премировании муниципальных служащих, и что для производства начисления премии муниципальным служащим главному специалисту (главному бухгалтеру) Свидетель №1 необходимо распоряжение за подписью главы администрации МО <данные изъяты>», самостоятельно и незаконно издала распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании работников администрации», которое собственноручно подписала своей подписью вместо главы администрации МО «<данные изъяты>», после чего поставила печать администрации МО «<данные изъяты>».
Продолжая реализацию своего преступного умысла в вышеуказанное время и в вышеуказанном месте ФИО1 передала распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании работников администрации» главному специалисту (главному бухгалтеру) администрации МО <данные изъяты>» Свидетель №1, которая будучи неосведомленной о преступных намерениях ФИО1, находясь в служебной зависимости от последней, то есть являясь ей подконтрольным лицом, исполняя указание последней, в период времени с 09 до 18 часов ДД.ММ.ГГГГ, находясь в кабинете бухгалтерии в здании администрации МО «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, подготовила соответствующие платежные документы о начислении и перечислении выплаты денежных средств на банковские счета сотрудников администрации, а именно ФИО1, Свидетель №1, Свидетель №2, Свидетель №4 в виде премирования в общей сумме <данные изъяты> с вычетом налога на доходы физических лиц).
В результате превышения ФИО1 своих должностных полномочий, повлекших незаконное премирование самой себя и других муниципальных служащих, были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, выразившиеся в подрыве и дискредитации авторитета органа местного самоуправления – администрации МО «<данные изъяты>» и муниципальной службы в глазах общественности, нарушении основных целей, задач и принципов деятельности органов местного самоуправления администрации МО <данные изъяты>», правовых основ муниципальной службы, призванных обеспечить верховенство Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Устава муниципального образования МО <данные изъяты>» и иных муниципальных правовых актов, а также в причинении имущественного ущерба администрации МО «<данные изъяты> в общем размере <данные изъяты> рублей с вычетом налога на доходы физических лиц), выплаченных из бюджета муниципального образования «<данные изъяты>
В судебном заседании подсудимая ФИО1 вину в инкриминируемом преступлении признала полностью, в содеянном раскаялась, пояснила, что причиненный ущерб администрации МО «<данные изъяты>» возместила полностью. Показала суду, что при начислении заработной платы за сентябрь 2022 года, пришла выписка на электронную почту о том, что на счете администрации МО «<данные изъяты>» есть 1300000 рублей. На зарплату тогда нужно было 700000 рублей. Она подумала, что есть возможность премировать сотрудников администрации. Она подготовила распоряжение и хотела подписать у ФИО2, но на рабочем месте его в тот момент не было. В это время бухгалтер уже начисляла зарплату, тогда она поставила свою подпись и унесла ей. Она подумала, что позже переделает распоряжение, подпишет его у ФИО2 и забыла про это. Кредиторской задолженности у администрации на тот момент ни перед кем не было, все было оплачено. У них были дополнительные средства, потому что они продали земельный участок фермеру. Т.к. сотрудники администрации, когда уходят в отпуск продолжают выполнять свои должностные обязанности, она подумала, что за это надо премировать. Подписанное распоряжение она унесла Свидетель №1, та начислила премию, потом отдала ей заявку и она заказала эти деньги. Расчетно-платежные ведомости не подписывала. Платежные документы через казначейство подписываются электронной подписью. Эти расчетно-платежные документы были подписаны электронной подписью ФИО2, т.к. подпись находится в компьютере у бухгалтера. До того, как данное распоряжение было предано огласке, главе администрации о том, что вынесла распоряжение о премировании работников, она не говорила. Когда они начали работать с ФИО2, все было на доверии, в т.ч. финансовые вопросы. Впервые они выплатили премию сотрудникам администрации в конце 2021 года, в 2022 году у них было достаточно средств и они выплатили премии к 23 февраля мужчинам и на 8 марта женщинам, а также ко дню местного самоуправления. Решения о премировании принимались когда были деньги, она приходила к ФИО2, они вопрос согласовывали, она готовила распоряжения и глава подписывал. Решение о выплате премии она сама без согласования с главой МО не может принимать. В настоящее время она проживает одна. Кредитных обязательств и иждивенцев нет. Заработная плата составляет 80000 рублей. Ранее нареканий по финансовой дисциплине к ней не было. Явка с повинной написана ею по собственной инициативе, никто ее не заставлял и не принуждал. В данное время отношения в коллективе рабочие. Данная профессия у нее единственная. До выхода на пенсию осталось 4 года.
Оценивая признательные показания подсудимой, суд находит их достоверными, непротиворечивыми, они подтверждаются и согласуются с другими доказательствами, а также показаниями представителя потерпевшего и свидетелей, могут быть положены в основу обвинения. Оснований полагать, что подсудимая оговорила себя, давая признательные показания, у суда не имеется.
Виновность подсудимой в содеянном, кроме ее признательных показаний подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании следующих доказательств.
Представитель потерпевшего ФИО2 суду показал, что является главой администрации МО <данные изъяты>» с 2018 года. В октябре 2023 года специалист Свидетель №3 нашла распоряжение о премировании, которое было подписано ФИО1. По данному факту он обратился в ОБЭП, началось проведение проверки. Распоряжением за подписью ФИО1 выплатили всем служащим премиальные на общую сумму около 30000 рублей, за исключением Свидетель №3. На тот момент он был на работе. В тот период времени, возможно, финансовое положение позволяло выплатить им премиальные. Средства на выплату премий возможно выделить только из экономии на другие траты (электроэнергия и др.). ФИО1 нужно было просто подойти к нему и спросить, можно ли выплатить премиальные. ФИО1 работает начальником финансового отдела администрации МО «<данные изъяты>» с сентября 2018 года, принимал ее на работу предыдущий глава. В его отсутствие ФИО1 исполняла обязанности главы. Получение премий в администрации МО обычно раз в год – ко дню муниципального служащего. Финансовое положение не позволяет выплачивать чаще, т.к. МО полностью дотационное. Когда и кого премировать решают по ходатайству начальника финансового отдела, если у них финансовая возможность. Для выплаты премиальных необходимо вынесение распоряжения, которое подписывается главой МО. Далее оформляются платежные поручения, их составляет начальник финансового отдела вместе с бухгалтером Свидетель №1 В настоящее время причиненный МО ущерб возмещен. ФИО1 в настоящее время работает, взысканий ранее не имела. На тот момент у них были другие траты, на которые они бы определили эти деньги, т.к. в администрации всегда есть куда потратить деньги: на благоустройство и т.д. Кроме того, муниципальные служащие получают достойную заработную плату.
Свидетель Свидетель №5 суду показал, что исполняет обязанности начальника финансового отдела администрации МО «<адрес>». В его обязанности входит исполнение бюджета муниципального района. Премирование работников администрации производится только при наличии поступления сверхплановых доходов в бюджет района. Порядок начисления премий в сельских поселениях такой же, как и у них, на основании сверхплановых доходов. Например, от продажи или аренды земли, другого имущества. Этими деньгами распоряжается глава поселения.
Свидетель Свидетель №2 суду показала, что работает ведущим специалистом отдела делопроизводства и кадрам администрации МО «<данные изъяты>». На момент выдачи премии в 2022 году она исполняла обязанности главного специалиста по работе с населением. По факту премирования в 2022 году пояснила, что указанные денежные средства ей поступали на карту. Документом, который регулирует выплату премии, является Положение об оплате труда. Распоряжение о выплате премии она видела позже, когда собирала документы и подкалывала в папки. Кто данное распоряжение ей приносил, она не помнит. Распоряжение на премию обычно готовит ФИО1, этим занимаются глава и начальник финансового отдела. Далее премию оформляют через бухгалтерию, этим занимается главный бухгалтер – Свидетель №1 Она работает в администрации МО «<данные изъяты>» с 2014 года. Премии в администрации платят не часто, за какие-то срочные работы и в связи с праздником местного самоуправления. В 2022 году платили премию ко дню местного самоуправления. В сентябре 2022 года она получила премию - 1,5 ставки оклада. Сумма была около 10 000 рублей. Заработная плата ее на тот момент составляла 50000 рублей. Она не задавалась вопросом, что это за премия и за что ее выплатили. ФИО1 ей сказала, что это просто премия и все. Узнала о том, что эта премия выплачена незаконно в конце 2023 года от сотрудников полиции. Там выяснилось, что подписала распоряжение на премию ФИО1 Она имеет право подписывать распоряжения во время отпуска главы МО, но в тот день глава ФИО2 не был в отпуске, на ФИО1 не возлагали обязанности главы администрации МО.
Свидетель Свидетель №3 суду показала, что ранее работала в администрации МО «<данные изъяты>» специалистом по работе с населением. С 2019 по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в декретном отпуске, за нее работала Свидетель №2. В ее обязанности входило ведение архивного дела, ей нужно было составлять опись. Она пошла в архив, взяла папку с распоряжениями и постановлениями за 2022 год. Начала проверять, чтобы все было по дате и нумерации, увидела распоряжение по премии. Она подошла к главе, спросила в курсе он или нет, на что тот сказал, что не в курсе, с ним никто не согласовывал. Следующее распоряжение от этой даты было подписано главой, а распоряжение о премии было подписано ФИО1, ее подпись она знает визуально. Т.е. распоряжение было подписано ФИО1 за ФИО2. Премию они получали обычно ко дню местного самоуправления в апреле, так у них денег нет, чтобы получать премию. У муниципальных служащих достойная заработная плата и можно вообще не получать премию. Распределением премии занимается глава администрации, если есть деньги, т.е. издает распоряжение. На момент отпуска или больничного листа главы администрации, исполнение его обязанностей возлагалось на ФИО1. В день подписания распоряжения в 2022 году ФИО2 был на месте. Указанная премия была выдана Свидетель №2, Свидетель №4, Свидетель №1 и ФИО1. Общая сумма премии была около 40000 рублей. После того, как она отнесла главе распоряжение, он обратился в полицию, приехали сотрудники полиции и изъяли папку распоряжений. ФИО1 работает в администрации с 2018 года. Отношения в администрации между коллегами до выборов 2023 года были нормальные, потом сложилась негативная обстановка, ей пришлось уволиться.
Свидетель Свидетель №4 суду показала, что работает в администрации МО «<данные изъяты> с 2018 года. Главой МО «<данные изъяты>» является ФИО2 По поводу премии, на тот момент она даже ничего не поняла. Пришла на карту зарплата и все. Во время отпуска или болезни главы администрации, исполняет его обязанности ФИО1 Состав администрации МО «<данные изъяты>»: Бухгалтер – Свидетель №1, финансист – ФИО1, делопроизводитель – Свидетель №2 и она – ведущий специалист по земле и имуществу. Премию в администрации выдают нечасто. Кажется, они единственный раз получали ее. В конце 2023 года она узнала, что проводится проверка в отношении ФИО1 по факту незаконной выдачи премии. Получается, эту премию выплатили Свидетель №1, Свидетель №2, ФИО1 и ей. Отношения с ФИО1 и другими членами коллектива рабочие, неприязненных отношений нет.
Свидетель Свидетель №1 суду показала, что работает с 2006г. в администрации МО «<данные изъяты>», сначала начальником финансового отдела, затем до настоящего времени главным бухгалтером. В ее обязанности входит начисление зарплаты, перечисление отчетов, проверка налогов, сдача отчетов и баланса. По факту выплаты премии пояснила, что ей поступило распоряжение о начислении премии, она ее начислила и выдала. Премия была выдана ФИО1, Свидетель №2, Свидетель №4 и ей, в размере одного оклада, ей вышло около 7000 рублей. Распоряжение о выдаче премии должен подписывать глава администрации или лицо, его замещающее. На момент отсутствия главы, исполняет его обязанности ФИО1 Был ли в тот день глава на месте, она не помнит. ФИО1 не имеет права подписывать документы за главу администрации при отсутствии возложения на нее обязанностей. Премию в администрации выдают нечасто, из экономии. На тот момент у них были денежные средства. В 2023 году началась проверка, она подняла это распоряжение и узнала, что эта премия начислена незаконно.
Из оглашенных с согласия сторон показаний свидетеля Свидетель №6 следует, что он работает в МО МВД России «Боханский». ДД.ММ.ГГГГ ему от главы администрации МО «<данные изъяты>» ФИО2 стало известно, что в сентябре 2022 года муниципальным служащим была выплачена премия, однако тот данного распоряжения не выносил и не подписывал. ФИО2 предоставил на обозрение распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому была выплачена премия муниципальным служащим. ФИО2 ему пояснил, что подпись в распоряжение он не ставил, подпись была похожа на подпись начальника финансового отдела ФИО1 После чего он сделал сообщение в дежурную часть МО МВД России «Боханский». В ходе проверки установлено, что распоряжение издала ФИО1 и подписала его, после чего направила распоряжение в бухгалтерию на начисление и выплату премии. Материал был передан в следственный орган (т.2 л.д.55-57).
Оценивая достоверность показаний свидетелей, суд считает их достоверными, не противоречащими обстоятельствам дела, поскольку они согласуются между собой.
Вина подсудимой в совершении указанного преступления подтверждается также следующими объективными доказательствами.
Телефонным сообщением от ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть МО МВД России «Боханский» от ст.о/у ГЭБиПК МО МВД России «Боханский» Свидетель №6 о том, что начальник финансового отдела МО «<данные изъяты>» ФИО1 незаконно вынесла распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ей была выплачена премия по итогам работы в сумме <данные изъяты>. (т.1 л.д.10).
Рапортом об обнаружении признаков преступления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому начальник финансового отдела администрации МО «<данные изъяты>» ФИО1 незаконно вынесла распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ей была выплачена премия (т.1 л.д.9).
Протоколом явки с повинной ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, в которой ФИО1 призналась в совершенном ею преступлении (т.1 л.д.151-152).
Распоряжением муниципального образования «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании работников администрации», согласно которому постановлено премировать за качественное и оперативное выполнение особо важных и ответственных поручений, безупречную работу: начальника финансового отдела ФИО1 в размере 1,0 должностного оклада; главного специалиста (гл.бухгалтера) Свидетель №1 в размере 1,0 должностного оклада; главного специалиста (гл.специалиста по работе с населением) Свидетель №2 в размере 1,0 должностного оклада; ведущего специалиста по земле и имуществу Свидетель №4 в размере 1,0 должностного оклада; ведущего специалиста по делопроизводству и кадрам Свидетель №2 в размере 1,0 должностного оклада (т.1 л.д.137).
Приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 принята с ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника финансового отдела временно (т.1 л.д.116).
Приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 принята с ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника финансового отдела (т.1 л.д.117).
Трудовым договором №-сроч от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией МО «<данные изъяты> в лице главы администрации и ФИО1 на неопределенный срок (т.1 л.д.118-123).
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору №-сроч от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.126).
Должностным регламентом начальника финансового отдела администрации МО «<данные изъяты>», утвержденным главой администрации МО <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, с которым ФИО1 ознакомлена (т.1 л.д.132-136).
Справкой о свободном остатке средств бюджета за ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой свободный остаток средств бюджета, на конец дня составил 1387469,62 рублей (т.2 л.д.68-69).
Выпиской из лицевого счета администратора доходов бюджета от ДД.ММ.ГГГГ о поступлении денежных средств на счет администрации МО «<данные изъяты>» по платежному поручению в сумме 39 044 рублей (т.2 л.д.74).
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 перечислила денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей на счет администрации МО «<данные изъяты>» (т.2 л.д.75).
Протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осмотрен кабинет главного специалиста по работе с населением администрации МО «<данные изъяты>» Свидетель №3 В ходе осмотра изъяты: папка администрации МО «<данные изъяты>» Распоряжения с 1-201 по основной деятельности; Распоряжение (приказ) о предоставлении отпуска работнику № от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2; Распоряжение (приказ) о предоставлении отпуска работнику № от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2 (т.1 л.д.16-25).
Протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осмотрен кабинет № МО МВД России «Боханский». В ходе осмотра изъят ноутбук «Леново» у ФИО1 (т.1 л.д.143-150).
Протоколом осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого в кабинете № МО МВД России «Боханский» осмотрены: папка «Администрация МО <данные изъяты>» Распоряжения с 1-201 администрация муниципального образования по основной деятельности; Распоряжение (приказ) о предоставлении отпуска работнику № от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2; Распоряжение (приказ) о предоставлении отпуска работнику № от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО2 Указанные документы признаны и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств (т.1 л.д.156-159, 160).
Протоколом получения образцов для сравнительного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого у ФИО1 получены образцы почерка и подписей (т.1 л.д.180-181).
Протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой у ФИО2 изъяты: бухгалтерские документы по выплате премии работникам администрации МО «Каменка» согласно распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ; приказ о назначении на должность начальника финансового отдела ФИО1; трудовой договор с ФИО1; дополнительные соглашения к трудовому договору; должностная инструкция (регламент) ФИО1; автобиография ФИО1; договор о полной материальной ответственности (т.1 л.д.194-198).
Протоколом получения образцов для сравнительного исследования от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого у ФИО2 получены образцы почерка и подписей (т.1 л.д.203-204).
Протоколом осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осмотрены: распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ; копия платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; расчетно-платежная ведомость № за сентябрь 2022; приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу; приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу; трудовой договор №-сроч от ДД.ММ.ГГГГ; должностной регламент начальника финансового отдела от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительные соглашения №№,2,3,4,5 к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ; заявление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на работу; автобиография ФИО1, анкета ФИО1; согласие на обработку персональных данных ФИО1; копия справки о свободном остатке средств на ДД.ММ.ГГГГ; копия справки из лицевого счета № за ДД.ММ.ГГГГ; копия платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; договор о полной материальной ответственности №, изъятые в ходе выемки у ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ; образцы почерка ФИО2 и ФИО1 Указанные документы признаны и приобщены к делу в качестве вещественных доказательств (т.1 л.д.205-215, 216-217).
Протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой у Свидетель №1 изъяты бухгалтерские документы по выплате заработной платы муниципальным служащим МО «<данные изъяты>» за сентябрь 2022 года (т.1 л.д.219-222).
Протоколом осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осмотрены: платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, список на зачисление денежных средств на счета банковских карт № от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ, список на зачисление денежных средств на счета банковских карт № от ДД.ММ.ГГГГ, изъятые ДД.ММ.ГГГГ в ходе выемки у Свидетель №1; выписки по счетам дебетовых карт Свидетель №1, ФИО1, Свидетель №2, Свидетель №4 Указанные документы, признаны и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (т.1 л.д.226-229, 230).
Протоколом осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осмотрен ноутбук <данные изъяты>», изъятый ДД.ММ.ГГГГ. Указанный ноутбук признан и приобщен к уголовному делу в качестве вещественного доказательства (т.1 л.д.235-238, 239).
Протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой у Свидетель №1 изъяты: трудовой договор с Свидетель №4; трудовой договор с Свидетель №1; трудовой договор с Свидетель №2; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ; копии расчетно-платежных ведомостей за июль 2022, август 2022, сентябрь 2022, пояснительная справка (т.2 л.д.14-18).
Протоколом осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которому осмотрены трудовые договоры с Свидетель №4, Свидетель №1, Свидетель №2; платежные поручения № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ; копии расчетно-платежных ведомостей за июль, август, сентябрь 2022; пояснительная справка. Указанные документы признаны и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (т.2 л.д.19-21, 22).
Протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой у Свидетель №1 изъяты пояснительная справка и справка о составе семьи Свидетель №4 (т.2 л.д.32-36).
Протоколом осмотра документов от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осмотрены пояснительная справка и справка о составе семьи Свидетель №4 Указанные документы признаны и приобщены к уголовному делу в качестве вещественных доказательств (т.2 л.д.37-39, 40).
Протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осмотрено здание администрации МО «Каменка», в том числе кабинет начальника финансового отдела, по адресу: <адрес> (т.2 л.д.58-67).
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого:
1. Сумма начисленной премии по распоряжению МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальному служащему ФИО1 по должности начальника отдела администрации муниципального образования «<данные изъяты> в сентябре 2022г. составила 10 770,00руб., сумма начисленной «к выплате» премии составила 9370,00 руб.
2. Общая сумма начисленной премии по распоряжению МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным служащим администрации муниципального образования «<данные изъяты>» ФИО1, Свидетель №1, Свидетель №4, Свидетель №2 в сентябре 2022 составила в сумме 39043,00 руб., сумма начисленной «к выплате» премии составила 34348,00 руб., в том числе:
- сумма начисленной премии ФИО1 составила 10770,00 рублей, сумма начисленной «к выплате» премии составила 9370,00 рублей;
- сумма начисленной премии Свидетель №1 составила 8078,00 рублей, сумма начисленной «к выплате» премии составила 7028,00 рублей;
- сумма начисленной премии Свидетель №4 составила 8078,00 рублей, сумма начисленной «к выплате» премии составила 7408,00 рублей;
- сумма начисленной премии Свидетель №2 составила 12117,00 рублей, сумма начисленной «к выплате» премии составила 10542,00 рублей.
3. ФИО1, муниципальному служащему администрации муниципального образования «<данные изъяты>» начальнику финансового отдела, на счет № в сентябре 2022г. произведено перечисление премии по распоряжению МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9370,00 рублей.
4. Общая сумма перечисленной премии по распоряжению МО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальным служащим администрации муниципального образования «<данные изъяты>» ФИО1, Свидетель №1, Свидетель №4, Свидетель №2 в сентябре 2022г. составила в сумме 34348,00 руб., в том числе:
- ФИО1 муниципальному служащему администрации муниципального образования «<данные изъяты>» начальнику финансового отдела на счет № в сентябре 2022 произведено перечисление премии по распоряжению МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9370,00 рублей.
- Свидетель №1 муниципальному служащему администрации муниципального образования «<данные изъяты>» на счет № в сентябре 2022 произведено перечисление премии по распоряжению МО «Каменка» № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7028,00 рублей.
- Свидетель №4 муниципальному служащему администрации муниципального образования «<данные изъяты> на счет № в сентябре 2022 произведено перечисление премии по распоряжению МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7408,00 рублей.
- Свидетель №2 муниципальному служащему администрации муниципального образования «Каменка» на счет № в сентябре 2022 произведено перечисление премии по распоряжению МО <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 10 542,00 рублей (т.2 л.д.96-105).
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которого:
Подписи, расположенные в 2-х экземплярах Распоряжения о премировании работников администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципального образования «<данные изъяты>» Боханского муниципального района <адрес> Российской Федерации после печатного текста, выполнены самой ФИО1, а не ФИО2 (т.2 л.д.114-119).
Суд доверяет выводам экспертов, т.к. они научно обоснованы, даны компетентными лицами и не противоречат другим материалам дела.
Исследовав, проверив и оценив представленные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, суд находит их относимыми к делу, допустимыми, поскольку они получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, достоверными, а все собранные доказательства в совокупности достаточными для разрешения данного уголовного дела.
Суд квалифицирует действия ФИО1 по ч.1 ст.286 УК РФ – превышение должностных полномочий, то есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов администрации муниципального образования «<данные изъяты> охраняемых законом интересов общества и государства.
Судом достоверно установлено, что ФИО1, являясь должностным лицом - начальником финансового отдела администрации МО «<данные изъяты>», превышая свои должностные полномочия, явно выходя за их пределы, умышленно, из корыстной заинтересованности, действуя вопреки интересам службы, ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно и незаконно издала распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «О премировании работников администрации», которое собственноручно подписала своей подписью вместо главы администрации МО «<данные изъяты>», заверив печатью администрации МО «<данные изъяты> После чего передала указанное распоряжение главному специалисту (главному бухгалтеру) администрации МО «<данные изъяты> Свидетель №1, которая исполняя указание последней, подготовила платежные документы о начислении и перечислении выплаты денежных средств на банковские счета сотрудников администрации.
ФИО1 безусловно является должностным лицом, т.к. она являлась начальником финансового отдела администрации МО <данные изъяты>», выполняла организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в указанном органе местного самоуправления.
Именно в результате противоправных действий ФИО1, выразившихся в незаконном премировании самой себя и других муниципальных служащих, были существенно нарушены охраняемые законом интересы общества и государства, а также причинен имущественный ущерб администрации МО «<данные изъяты>», что находится в прямой причинной связи с допущенным указанным должностным лицом нарушением своих служебных полномочий.
Подсудимой ФИО1 в результате незаконного издания распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ были совершены активные действия, явно выходящие за пределы ее полномочий, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов администрации МО <данные изъяты>», общества и государства, при этом подсудимая не могла не осознавать, что действует за пределами возложенных на нее полномочий. Превышение подсудимой должностных полномочий, выразилось в совершении при исполнении служебных обязанностей действий, которые относятся к полномочиям вышестоящего должностного лица.
Психическое состояние подсудимой ФИО1 сомнений в ее вменяемости не вызывает. Каких-либо данных свидетельствующих о наличии психического заболевания у подсудимой, в материалах дела не содержится. Согласно справкам, имеющимся в деле, на учете у врача-психиатра подсудимая не состоит (л.д.136-142 т.2).
Поведение подсудимой в зале судебного заседания свидетельствует о том, что последняя правильно воспринимает и оценивает судебную ситуацию, в связи с чем, является вменяемой и подлежит уголовной ответственности.
УУП МО МВД РФ «Боханский» и по месту жительства ФИО1 характеризуется исключительно положительно (л.д.132, 134 т.2).
Согласно сведениям ИЦ ГУВД по <адрес> ФИО1 ранее не судима (л.д.130 т.2).
При определении вида и размера наказания суд учитывает обстоятельства дела, степень общественной опасности, тяжесть совершенного преступления, которое в соответствии со ст.15 ч.3 УК РФ относится к категории преступлений средней тяжести.
В соответствии со ст.61 УК РФ – признание вины и раскаяние в содеянном (ст.61 ч.2 УК РФ), явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, выразившееся в даче признательных показаний весь период следствия и в суде (ст.61 ч.1 п.«и» УК РФ), добровольное возмещение имущественного ущерба (ст.61 ч.1 п.«к» УК РФ) суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих наказание подсудимой.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой, судом не установлено.
Учитывая необходимость соответствия характера и степени общественной опасности преступления обстоятельствам его совершения и личности виновной, совокупность смягчающих наказание обстоятельств, и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также с учетом необходимости влияния назначаемого наказания на исправление ФИО1, руководствуясь принципом справедливости, суд пришел к выводу о том, что цели наказания, предусмотренные ст.43 УК РФ - восстановление социальной справедливости, исправление подсудимой и предупреждение совершения ею новых преступлений, могут быть достигнуты путем назначения наказания в виде штрафа в рамках санкции ст.286 ч.1 УК РФ.
Назначение ФИО1 других видов наказания, предусмотренных санкцией ст.286 ч.1 УК РФ, суд полагает нецелесообразным.
Судьбу вещественных доказательств необходимо разрешить в соответствии с требованиями ст.81 УПК РФ.
Гражданский иск по делу не заявлен.
В судебном заседании защиту интересов подсудимого осуществляла адвокат ФИО7 по назначению суда в течение 3 судодней.
Согласно п.5 ч.2 ст.131 УПК РФ к процессуальным издержкам относятся, в том числе суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия в уголовном судопроизводстве по назначению.
В силу требований ч.1 ст.132 УПК РФ процессуальные издержки взыскиваются с осужденных или возмещаются за счет средств федерального бюджета.
Суд полагает возможным взыскать процессуальные издержки с ФИО1, т.к. оснований для освобождения ее от возмещения издержек не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.296-300, 302-304, 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
ФИО1 признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.286 ч.1 УК РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении в отношении ФИО1 отменить по вступлении приговора в законную силу.
Вещественные доказательства: <данные изъяты> – хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств Боханского МСО СУ СК России по <адрес> – возвратить в администрацию МО «<данные изъяты>». <данные изъяты>» - считать возвращенным ФИО2
Взыскать с ФИО1 процессуальные издержки в сумме <данные изъяты> рублей в доход федерального бюджета.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в течение 15 дней со дня его вынесения в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления через Боханский районный суд.
Судья Боханского районного суда А.В.Бутуханов