Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1062/2019 ~ М-649/2019 от 15.05.2019

Дело № 2-1062/2019

УИД 32RS0003-01-2019-001222-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 19 сентября 2019 года

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи

Вишняковой Е.А.,

при секретаре

Скрипиной Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Васильцова Н.С. к администрации Брянского района Брянской области о признании права на получение мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Истец Васильцов Н.С. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что от с 30 января 2009 года состоял на жилищном учете в Добруньской сельской администрации. Обратившись в администрацию Брянского района с заявлением о включении его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», как выехавший добровольно из зоны радиоактивного загрязнения в чистую зону, Васильцов Н.С. получил отказ №5-516А от 25 марта 2019.

Кроме того, постановлением Добрунской сельской администрации от 9 апреля 2019 года № 75 дата постановки на жилищный учет с 30 января 2009 года на 16 августа 2017 год.

Считая указанные решения незаконными, Васильцов Н.С. просил суд:

- признать его право составом семьи 4 человека (Васильцов Н.С., Васильцова О.К., Васильцова А.Н., Васильцова В.Н.) на получение мер социальной поддержки, предусмотренные п. 7 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобылиской АЭС»;

- признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Добрунской сельской администрации от 9 апреля 2019 года, в части изменения даты постановки Васильцова Н.С. на жилищный учет с 30 января 2009 года на 16 августа 2017 года;

- признать незаконным постановление Добрунской сельской администрации от 9 апреля 2019 года № 75 «О постановке на жилищный учет, внесении изменений в учетные данные, снятии с учета граждан, проживающих на территории Добрунского сельского поселения»;

- обязать Добрунскую сельскую администрацию восстановить Васильцова Н.С. составом семьи 4 человека (Васильцов Н.С., Васильцова О.К., Васильцова А.Н., Васильцова В.Н.) в очереди на улучшение жилищных условий по первоначальной дате постановки на учет – с 30 января 2009 года;

- признать незаконным пункт 3 протокола заседания комиссии администрации Брянского района по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан от 12 марта 2019 года № 2;

- обязать администрацию Брянского района признать Васильцова Н.С. составом 4 человека (Васильцов Н.С., Васильцова О.К., Васильцова А.Н., Васильцова В.Н.) участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Определением суда от 23 июля 2019 года прекращено производство по требованиям к Добрунской сельской администрации, а именно:

- признать незаконным протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Добрунской сельской администрации от 9 апреля 2019 года, в части изменения даты постановки Васильцова Н.С. на жилищный учет с 30 января 2009 года на 16 августа 2017 года;

- признать незаконным постановление Добруньской сельской администрации от 9 апреля 2019 года № 75 «О постановке на жилищный учет, внесении изменений в учетные данные, снятии с учета граждан, проживающих на территории Добрунского сельского поселения»;

- обязать Добрунскую сельскую администрацию восстановить Васильцова Н.С. составом семьи 4 человека (Васильцов Н.С., Васильцова О.К., Васильцова А.Н., Васильцова В.Н.) в очереди на улучшение жилищных условий по первоначальной дате постановки на учет – с 30 января 2009 года.

В процессе рассмотрения дела к участию в нем в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Департамент строительства Брянской области и Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, а также процессуальный статус Добрунской сельской администрации изменен с ответчика на третье лицо.

В судебное заседание стороны и третьи лица не явились о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом. Представитель ответчика администрации Брянского района Брянской области направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав в нем на наличие письменного отзыва с просьбой об отказе истцу в исковых требованиях.

Представитель третьего лица Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, и представитель истца Лелетко Е.А. также направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Частью 2 приведенной статьи установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Из указанных положений закона следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон РФ №1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона РФ № 1244-1 гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 названного Закона.

Пунктом 7 ч. 1 ст. 17 Закона РФ № 1244-1 предусмотрена мера социальной поддержки граждан в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.

Постановлением Правительства от 21 марта 2006 года № 153 (в редакции от 4 июля 2019 года) «Об утверждении правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением администрации Брянского района Брянской области от 26 января 2018 года № 42 утвержден Порядок реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на территории Брянского района, в соответствии с пунктом 5 которого установлено, что администрация Брянского района Брянской области формирует списки граждан-участников основного мероприятия по категориям граждан, в том числе, граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Судом установлено, что постановлением администрации Брянского района Брянской области № 180 от 6 марта 2019 года утвержден состав комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан согласно приложению № 1. Кроме того, утверждено Положение о созданной комиссии. Согласно п. 1.3 указанного Положения, задачей комиссии является рассмотрение вопросов улучшения жилищных условий за счет средств федерального и областного бюджетов, в том числе, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17, 22 Закона РФ № 1244-1.

Материалами дела подтверждено, что истец Васильцов Н.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.

Истцу 29 мая 2006 года выдано удостоверение Серии , в соответствии с которым, он относится к категории граждан, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение с периодами проживания с 26 апреля 1986 года по 18 марта 1997 года и с 14 декабря 2000 года по 26 октября 2001 года – <адрес>; с 19 марта 1997 года по 8 декабря 1998 года – <адрес>.

Постановлением Добрунской сельской администрации от 25 декабря 2018 года № 335 внесены изменения в учетные данные Васильцова Н.С., а именно: составом семьи Васильцова Н.С., состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, увеличен до 4х человек: истец, жена Васильцова О.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Васильцова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Васильцова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением Добрунской сельской администрации от 9 апреля 2019 года № 75 дата постановки Васильцова Н.С. на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях изменена на 16 августа 2017 года, в связи с покупкой и продажей 15 августа 2012 года квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 41,5 кв.м.

31 января 2019 года истец Васильцов Н.С. обратился в администрацию Брянского района Брянской области с заявлением о включении его и членов его семьи в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно выписке из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан № 2 от 12 марта 2019 года Васильцову Н.С. отказано в признании его участником основного мероприятия указанной госпрограммы как лицу, добровольно повторно переселившемуся в равнозначную зону радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Письмом администрации Брянского района от 25 марта 2019 года № 5-516А истцу отказано в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в соответствии с пп. А п. 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в связи с тем, что Васильцов Н.С. добровольно повторно переселился в равнозначную зону радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (с 26 апреля 1986 года по 18 марта 1997 года и с 14 декабря 2000 года по 26 октября 2001 года – <адрес>; с 19 марта 1997 года по 8 декабря 1998 года – <адрес>).

В связи с чем, истец и обратился в суд с настоящим иском.

Вместе с тем, суд не может признать указанное решение комиссии законным ввиду нижеследующего.

По сведениям Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области (исх. № 1707 от 20 февраля 2019 года) реестр утраченного имущества, за которое выплачена компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не содержит сведений о выплате Васильцову Н.С. и членам его семьи соответствующей компенсации.

Из ответа Департамента строительства Брянской области № Исх-5193-ДС от 28 августа 2019 года усматривается, что истцу Васильцову Н.С. мера социальной поддержки в виде государственного жилищного сертификата на территории Брянской области не предоставлялась.

Судом установлено, истец Васильцов Н.С., согласно справке Первомайской сельской администрации <адрес> от 9 сентября 2019 года № 701 был зарегистрирован в <адрес>) с 26 апреля 1986 года по 18 марта 1997 года и с 14 декабря 2000 года по 26 октября 2001 года.

Согласно справке ООО «Эксперт» от 18 сентября 2019 года истец Васильцов Н.С. был зарегистрирован в <адрес>, с 19 марта 1997 года по 8 декабря 1998 года.

Территория <адрес> в период проживания истца относилась к зоне с правом на отселение, согласно действовавшему на тот момент, распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-р, а <адрес>, согласно распоряжению Правительства от 28 декабря 1991 года № 237-р и постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастроф на Чернобыльской АЭС», относился к зоне проживания с правом на отселение.

В соответствии с разъяснениями, содержавшимися в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 года № 2 «О практике применения судами жилищного законодательства», при временном выезде гражданина по условиям и характеру работы, а также в связи с обучением (п. 2 ст. 60 ЖК РСФСР и соответствующие статьи ЖК других союзных республик) право пользования жилым помещением сохраняется за ним в течение всего времени выполнения данной работы или обучения и в том случае, когда потребовалась его выписка с места постоянного жительства при условии, что по месту новой прописки ему не было предоставлено в постоянное пользование другое жилое помещение.

Как пояснила в судебном заседании 13 августа 2019 года свидетель ФИО8, являющаяся секретарем комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, Васильцову Н.С. вменяется именно повторный въезд 14 декабря 2000 года, после службы в армии, в зону загрязнения. Переезд истца в 1997 году из <адрес>, будучи несовершеннолетним, комиссией не рассматривался как повторный въезд.

По данным военного билета сер. от 15 декабря 1998 года истец в декабре 1998 года был призван на военную службу, по прохождении которой уволен 11 декабря 2000 года.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент прохождения Васильцова Н.С. военной службы), призыв на военную службу являлся основанием для снятия гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства.

В связи с изложенным, оснований считать истца добровольно повторно переселившимся в равнозначную зону радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, у ответчика не имелось. Соответственно оспариваемое решение комиссии подлежит отмене судом, поскольку у Васильцова Н.С. имеется право на получение льготы по обеспечению жильем, как относящегося к категории граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Вместе с тем, данная льгота предоставляется лишь при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Как установлено судом, с 2009 года по настоящее время истец с семьей проживал и проживает в жилых помещениях на основании договоров найма жилого помещения, заключенных с его собственниками.

Согласно истребованным сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 6 августа 2019 года (уведомления , , , ) в собственности у членов семьи Васильцова Н.С. с 2012 года имущества не имеется, что также подтверждается имеющимися в материалах дела копиями договоров найма, заключенными с собственниками жилых помещений.

Таким образом, судом установлено, что истец с семьей в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится с гражданам добровольно выехавших из зоны с правом на отселение, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 настоящего Закона РФ № 1244-1, в связи с чем, у суда имеются основания для удовлетворения требований истца.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Васильцова Н.С. удовлетворить.

Признать незаконным пункт 3 решения комиссии по рассмотрению вопросов улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан, изложенное в протоколе заседания № 2 от 12 марта 2019 года, об отказе в признании Васильцова Н.С. участником основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Обязать администрацию Брянского района Брянской области включить Васильцова Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составом семьи из четырех человек: он, жена – Васильцова О.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – Васильцова В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – Васильцова А.Н., ДД.ММ.ГГГГ, в состав участников целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 19 сентября 2019 года.

Председательствующий Е.А. Вишнякова

2-1062/2019 ~ М-649/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильцов Николай Сергеевич
Ответчики
Добрунская сельская администрация
Администрация Брянского района
Другие
Васильцова Вероника Николаевна
Васильцова Оксана Константиновна
Васильцова Алина Николаевна
Суд
Брянский районный суд Брянской области
Судья
Вишнякова Е.А.
Дело на сайте суда
briansky--brj.sudrf.ru
15.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2019Передача материалов судье
17.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2019Подготовка дела (собеседование)
05.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2019Судебное заседание
13.08.2019Судебное заседание
03.09.2019Судебное заседание
19.09.2019Судебное заседание
19.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.10.2019Дело оформлено
06.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее