дело № 12-140/2022
25RS0030-01-2022-002054-63
РЕШЕНИЕ
пгт. Славянка 18 ноября 2022 года
Судья Хасанского районного суда Приморского края Гурская А.Н., рассмотрев жалобу директора МКУ «Социальное партнерство» Славянского городского поселения Кушнаревой Натальи Васильевны на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора МКУ «Социальное партнерство» Славянского городского поселения Кушнаревой Натальи Васильевны,
установил:
постановлением государственной инспекции труда в Приморском крае № от 21.09.2022г. директор МКУ «Социальное партнерство» Славянского городского поселения Кушнарева Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 12 000 руб.
На данное постановление представителем Кушнаревой Н.В. – Чайковской М.Е. подана жалоба, в которой она просит его отменить, признать Кушнареву Н.В. невиновной по данной статье, либо изменить наказание на предупреждение. В обоснование жалобы указано, что заместителем прокурора Хасанского района при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении сделан необоснованный вывод о том, что заключенные с Заравняевой Н.П. и Акилбековым Ж.Х. договора на выполнение работ (оказание услуг) фактически имеют признаки трудовых договоров. Доказательств того, что указанные лица подчинялись действующему у работодателя графику работы и выполнение работы осуществлялось под контролем и в интересах МКУ «Социальное партнерство» не имеется.
В судебном заседании Кушнарева Н.В. и ее представитель Чайковская М.Е. на жалобе настаивали, по основаниям изложенным в ней.
Представитель инспекции труда в Приморском крае в судебное заседание не прибыл, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще уведомлены, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель прокуратуры Хасанского района Смоленков Э.О. с доводами жалобы не согласился, представил письменный отзыв.
Выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Работник имеет право, в том числе на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, и иными федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Статья 15 Трудового кодекса РФ трудовыми отношениями признает отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого им в соответствии с настоящим Кодексом.
Понятие трудового договора приводится в ст. 56 Трудового кодекса РФ, а порядок и сроки его заключения - в ст. 67 данного Кодекса.
При этом данная норма не допускает заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из представленных материалов административного дела прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения трудового законодательства МКУ «Социальное партнерство» в ходе которой, установлены нарушения закона, а именно выявлены факты заключения с гражданами гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, фактически подпадающих под признаки трудовых.
Кушнаревой Н.В. занимающей должность директора МКУ «Социальное партнерство» заключались с гражданами привлекаемыми к работе, договоры на оказание услуг, фактически регулирующие трудовые отношения.
Так, 11.01.2021 года МКУ «Социальное партнерство» был заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) № 2 с Заравняевой Н.П. на срок с 11.01.2021 по 31.12.2021, предметом которого является оказание услуг по уборке помещений и территории Сельского клуба п. Нерпа. 10.01.2022 заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) № 2 с Заравняевой Н.П. на срок с 10.01.2022 по 31.01.2022, предметом которого также является оказание услуг по уборке помещений и территории Сельского клуба п. Нерпа. 01.02.2022 между теми же сторонами заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) № 4 на срок с 01.02.2022 по 28.02.2022, предметом которого также является оказание услуг по уборке помещений и территории Сельского клуба п. Нерпа. Ежемесячно с указанным лицом составлялись и подписывались акты выполненных работ, после чего производилась оплата по договору. 01.03.2022 года с Заравняевой Н.П. заключен трудовой договор № 3/2022, согласно котором последняя принята с указанной даты на должность уборщицы.
Также аналогичные договора заключались с Акилбековым Ж.Х., а именно 09.01.2021 года между МКУ «Социальное партнерство» и Акилбековым Ж.Х. заключен договор на выполнение работ (оказание услуг) № 1 на срок с 09.01.2021 по 31.12.2021, предметом которого является выполнение работ подсобного рабочего. Ежемесячно с указанным лицом составлялись и подписывались акты выполненных работ, после чего производилась оплата по договору. 10.01.2022 на период с 10.01.2022 по 31.01.2022, 01.02.2022 на период с 01.02.2022 года по 28.02.2022г. заключены аналогичные договора, предметом которых является выполнение работ подсобного рабочего. С Акилбековым Ж.Х. ежемесячно составлялись и подписывались акты выполненных работ, после чего производилась оплата по договору.
01.03.2022 с Акилбековым Ж.Х. заключен трудовой договор № 2/2022, согласно котором последний принят с указанной даты на должность подсобного рабочего в МКУ «Социальное партнерство» муниципального образования Славянское городское поселение.
Указанные обстоятельства не оспариваются, подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательствами, в том числе: выпиской из ЕГРЮЛ от 23.08.2022 года, договорами на оказание услуг заключенными с Заравняевой Н.П. и Акилбековым Ж.Х., актами о приеме работ, выполненных по договору на оказание услуг, штатное расписание.
Фактически между Заравняевой Н.П. и Акилбековым Ж.Х., выполнявшим работу по определенной должности и МКУ « Социальное партнерство», несмотря на указанные договоры на оказание услуг, возникли трудовые отношения как между работником и работодателем.
Данное обстоятельство с учетом ст. 2.4 КоАП РФ, примечания к ней послужило основанием для возбуждения в отношении директора МКУ «Социальное партнерство» Кушнаревой Н.В., занимавшей указанную должность в юридически значимый период, дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и привлечения ее к административной ответственности по данной норме.
Доводы жалобы фактически направлены на переоценку установленных должностным лицом Государственной трудовой инспекции в Приморском крае обстоятельств и не влияют на правильные выводы должностного лица о наличии в действиях Кушнаревой Н.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
В данном случае Кушнарева Н.В. являясь директором МКУ «Социальное партнерство», не приняла все зависящие от себя меры к соблюдению требований трудового законодательства в целях обеспечения прав работников.
Постановление о привлечении Кушнаревой Н.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности.
Правильность выводов должностного лица административного органа о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Назначая Кушнаревой Н.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей, должностное лицо не мотивировал необходимость назначения наказания в виде штрафа при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Из материалов дела видно, Кушнарева Н.В. совершила правонарушение впервые, ранее к административной ответственности не привлекалась.
Поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, с учетом личности правонарушителя, указанных в жалобе доводов, учитывая, что Кушнарева Н.В. впервые привлекается к административной ответственности, угроза причинения вреда по делу отсутствует, считаю, что, применительно к положениям статьи 4.1.1 КоАП РФ имеются основания для изменения постановления в части назначенного административного наказания путем замены административного штрафа в размере 12 000 рублей на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░ 21.09.2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4 ░░. 5.27 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░