Дело №
75RS0№-75
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 9 марта 2022 года
Кыринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Пановой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3,
с участием представителя истца- заместителя прокурора <адрес> забайкальского края ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Государственному учреждению здравоохранения «Кыринская центральная районная больница», Министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения лекарственными препаратами для лечения имеющегося заболевания, в ходе которой установлено, что ФИО2 состоит на учете «Д» в ГУЗ «Кыринская ЦРБ» с диагнозом сахарный диабет 2 типа, до настоящего времени лекарственными средствами, предназначенными для лечения имеющегося у неё заболевания не обеспечивается. В 2021 году ФИО2 не обеспечивалась лекарственными препаратом галвус-50, тест- полосками и глюкометром. Как следует из информации ГУЗ «Кыринская ЦРБ» недополучение медицинских изделий связано с недостатком финансирования. Дополнительная заявка на тест- полоски в Министерство здравоохранения по <адрес> не подавалась. Несмотря на наличие медицинских показаний, ФИО2 лекарственным препаратом галвус-50, тест- полосками для глюкометра и глюкометром не обеспечена, рецепты для получения галвус-50, тест-полосок, глюкометра не выписаны. Таким образом, ГУЗ «Кыринская ЦРБ» и Министерством здравоохранения <адрес> допущены нарушения прав ФИО2 на обеспечение лекарственным препаратом галвус-50 и средствами диагностики- тест- полосками для определения уровня глюкозы в крови и глюкометром. Базовым нормативно правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» сахарный диабет включен в перечень социально значимых заболеваний. Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление всех необходимых лекарственных средств, этиловый спирт, инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, согласно которому гипогликемические препараты входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы государственной власти субъектов РФ наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. На территории <адрес> действуют положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико- социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан». В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство здравоохранения <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по принятию нормативных актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской ФИО1 полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан. К полномочиям Министерства здравоохранения Положением, в том числе отнесены организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством <адрес> для определенных категорий граждан; организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом. Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой. Диагностированное у ФИО2 заболевание относится к социально значимым, право последней на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом № 323-ФЗ, Законом №-ЗЗК, в связи с чем заявитель вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями. В целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав, учитывая, что в текущем году ФИО2 не обеспечивалась необходимыми лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, необходимо возложить на Министерство здравоохранения <адрес> обязанность организовать ежемесячное обеспечение материального истца в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными препаратами для лечения диабета. К обязанностям Министерства пунктом 3 Положения о порядке организации работы Министерства здравоохранения <адрес> по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан <адрес>, утвержденного приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в том числе отнесены: определение финансовой квоты в размере программ ОНЛП, РЛО, Программе обеспечения больных «орфанными» заболеваниями для каждой медицинской организации из текущего финансирования; доводит до сведения медицинских организаций в размере программ ОНЛП, РЛО о финансовой квоте, формах, сроках и условиях подготовки заявки. Просит возложить на ГУЗ «Кыринская центральная районная больница», Министерство здравоохранения <адрес> обязанность организовать ежемесячное в течении 2022 года обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом- галвус-50, средствами диагностики- тест полосками для определения уровня глюкозы в крови и глюкометром в соответствии с медицинскими показаниями.
В ходе рассмотрения дела судом процессуальный истец прокурор <адрес> и материальный истец ФИО2 отказались от части заявленных требований, а именно о возложении обязанности на Государственное учреждение здравоохранения «Кыринская центральная районная больница», Министерство здравоохранения <адрес> организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение ФИО2 глюкометром, производство по делу в данной части было прекращено. Просил возложить на государственное учреждение здравоохранения «Кыринская центральная районная больница», Министерство здравоохранения <адрес> обязанность организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. лекарственными средствами для лечения диабета и тест-полосками, для исследования уровня глюкозы крови в необходимом объеме и в соответствии с медицинскими показаниями.
Заместитель прокурора ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, с учетом уточнений, просил удовлетворить в полном объеме. В обоснование требований, привел доводы, изложенные в исковом заявлении с учетом уточнений.
Представитель ответчика ГУЗ "Кыринская ЦРБ" по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явилась, в суд представила заявление о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие, указав, что исковые требование прокурора признает в части обеспечения ФИО2 тест- полосками.
В предыдущих судебных заседаниях суду показала, что обеспечение граждан указанной категории лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отпускаются бесплатно, по рецептам врача. Выписка рецептов производится при обращении пациентов на прием врача. Заявки направляют постоянно, в соответствие количеством находящихся граждан на учете, с учетом медицинских показаний. В настоящее время заявки на 2022 год ГУЗ «Кыринская ЦРБ» в Министерство здравоохранения <адрес> направлены, одобрены. Кроме того пояснила, что в обязанности лечащего врача и медицинских сестер входит оповещать лиц, которые находятся под диспансерным наблюдением в ГУЗ и которым положено бесплатное лекарственное и медицинское обеспечение о наличии лекарственных препаратов и средств диагностики.
Представитель ответчика Министерство здравоохранения <адрес>, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, в суд своих представителей не направили, причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявляли, что не препятствует рассмотрению дела по существу.
В отзыве на исковое заявление Министерство здравоохранения <адрес> указало, что обеспечение бесплатными лекарственными препаратами граждан, имеющих право на региональную льготу, осуществляется в пределах выделенных Министерству здравоохранения <адрес> бюджетных ассигнований на очередной финансовый год. В условиях недостаточного финансирования за счет средств регионального бюджета, в первую очередь проводится закуп инсулинов, отсутствие которых может угрожать жизни пациентов. Таблетированные сахароснижающие лекарственные препараты и медицинские изделия закупаются в объеме менее 50% от потребности. В 2021 году отмечался дефицит таблетированных сахароснижающих лекарственных препаратов и тест- полосок. В среднем, региональные льготники обеспечены тест- полосками на 40 %. Министерством направлены в Министерство финансов <адрес> расчеты по дефициту Территориальной программы государственных гарантий за счет средств бюджета на 2021 год. В связи с недостаточным финансированием Министерства здравоохранения <адрес> просят исковое заявление оставить без удовлетворения.
В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явилась материальный истец ФИО2, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала, суду пояснила, что у нее имеется глюкоментр марки Accu cheс activе, тест-полоски к нему на протяжении нескольких лет, в том числе в 2021 году она в ГУЗ «Кыринская ЦРБ» не получала, лекарственный препарат Галвус- 50, который назначен ей врачом также не получала, частично ей был выдан лекарственный препарат метформин в 2021 году, к врачу в ГУЗ «Кыринская ЦРБ» не обращалась, но узнавала о наличии средств диагностики и лекарственных препаратов через фельдшера, рецепты на получение лекарственного препарата метформин также получала через фельдшера. Являться самостоятельно в ГУЗ «Кыринская ЦРБ» не имеет возможности в связи с удаленностью проживания от лечебного учреждения.
Судом в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц - участников процесса, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав пояснения явившихся сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к нижеследующему.
Частью 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствие с п. 2 ст. 9 Закон № 323-ФЗ органы государственной власти, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации (далее по тексту - Закон № 323-ФЗ).
В силу ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Ч.1, 2 ст. 19 Закона № 323-ФЗ определено, что к числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья. Указанный принцип в соответствии со ст. 8 Закона № 323-ФЗ обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
П. 5 ст. 10 Закона № 323-ФЗ определено, что право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Ст. 29 Закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями ч. 1, 2 ст. 37 Закона № 323-ФЗ установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; а также с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний).
В силу п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Из положений ст. 81 Закона № 323-ФЗ следует, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 43 Закона № 323-ФЗ перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет (код по МКБ-10: Е 10-Е 14) включен в Перечень социально значимых заболеваний.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. К числу таких заболеваний отнесен диабет, для лечения которого предусмотрено предоставление всех необходимых лекарственных средств, этиловый спирт (100 грамм в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Во исполнение указанных положений Закона № 323-ФЗ и в целях реализации вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации на территории <адрес> действуют положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗЗK "О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан" (далее по тексту - Закон №-ЗЗK).
В силу ст. 2 Закона №-ЗЗK, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным Давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным <адрес> в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
На основании ст. 5 Закона №-ЗЗK, установленные данным законом меры Социальной поддержки являются расходными обязательствами <адрес>.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской ФИО1 полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сфере охраны здоровья граждан.
К полномочиям Министерства Положением в том числе отнесены организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством <адрес> для определенных категорий граждан; организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с законом.
К обязанностям Министерства пунктом 3 Положения о порядке организации работы Министерства здравоохранения <адрес> по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан <адрес>, утвержденного приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, в том числе отнесены:
- определение финансовой квоты в разрезе программ ОНЛП, РЛО, Программе обеспечения больных «орфанными» заболеваниями для каждой медицинской организации исходя из текущего финансирования;
-доводит до сведения медицинских организаций в разрезе программ ОНЛП, РЛО о финансовой квоте, формах, сроках и условиях подготовки заявки.
Согласно п. 4 ППРФ от ДД.ММ.ГГГГ № органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из названного выше нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан -при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Порядок).
Диагностированное у ФИО2 в 2013 году заболевание "диабет 2 тип", относится к социально значимым, право последней на получение жизненно необходимых изделий медицинского назначения гарантировано Законом №- ФЗ, Законом №- ЗЗК, в связи с чем заявитель вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственных препаратов и средств медицинской диагностики в соответствии с медицинскими показаниями.
Врач-терапевт Свидетель №1, допрошенная в качестве свидетеля, в судебном заседании показала, что ФИО2 состоит на учете в ГУЗ «Кыринская ЦРБ» с заболевание сахарный диабет 2 тип, в 2021 году на прием к врачу- терапевту за выдачей рецептов она не обращалась, вместе с тем пояснила, что для пациентов проживающих отдаленно от районного центра предусмотрена возможность получения рецептов через фельдшеров по месту проживания. Пациент ФИО2 в 2021 году была обеспечена лекарственным препаратом метформин в феврале и декабре 2021 года в общем количестве 4 упаковки по 30 таблеток, согласно назначению врача препарат необходимо принимать 2 раза в день, ежедневно, а также ФИО2 требуется ежедневный контроль уровня глюкозы в крови. Кроме того пояснила, что в связи с большой занятостью и нехваткой кадров она не может оповещать всех пациентов, состоящих у них на учете о возможности получения лекарственных препаратов.
Судом установлено, что в нарушение положений нормативных актов, приведенных выше, ФИО2 необходимыми средствами диагностики, а именно лекарственными средствами для лечения диабета и тест-полосками, для исследования уровня глюкозы крови в соответствие медицинских показаний на протяжении 2021 года обеспечивалась не в полном объеме.
Факт обращения ФИО2 прокуратуру за защитой нарушенного права на получение необходимых лекарственных средств и средств диагностики свидетельствует о нарушении прав последней на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами и средствами диагностики заболевания бесплатно в объеме, определяемом врачом.
В целях эффективного обеспечения восстановления нарушенных прав, учитывая, что в 2021 году ФИО2 не обеспечивалась необходимыми средствами диагностики - а именно тест-полосками для измерения уровня глюкозы в крови, а также не в полном объеме обеспечивалась лекарственными средствами для лечения диабета, необходимо возложить на ГУЗ «Кыринская ЦРБ» и Министерство здравоохранения <адрес> обязанность организовать ежемесячное обеспечение материального истца в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными средствами для лечения диабета и средствами диагностики - а именно тест-полосками для измерения уровня глюкозы в крови.
ФИО2 должна обеспечиваться медицинскими изделиями - тест полосками для глюкометра и лекарственными средствами для лечения диабета в соответствии с имеющейся потребностью, так как приведенные выше нормы действующего законодательства не содержат условия о том, что количество выдаваемых средств диагностики и лекарственных препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь, в виде социальных услуг. Иной подход означал бы необоснованное ограничение прав ФИО2 на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2). Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4). Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).
На основании изложенного доводы представителя ГУЗ «Кыринская ЦРБ» о том, что ФИО2 не обращалась в 2021 году к лечащему врачу за предоставлением лекарственных препаратов, а также средств диагностики не могут служить основание для отказа в удовлетворении исковых требований.
Кроме того данный факт опровергается показаниями самого истца, которая пояснила, что постоянно узнавала о наличии необходимых лекарственных средств и средств диагностики у фельдшера по месту своего жительства, показаниями свидетеля Свидетель №1, которая являясь лечащим врачом ФИО2 показала, что ФИО2 в 2021 году часть препаратов, назначенных в связи с заболевание предоставлялось, а именно препарат метформин в количестве 4 упаковок.
Доводы представителя Министерства <адрес> о недостаточности финансирования для обеспечения истца медицинскими изделиями не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку право на их получение бесплатно, как жизненно необходимого, предоставлено истцу Федеральным законом № 323-ФЗ и постановлением Правительства РФ №, в которых ссылок на возможность отказа в предоставлении медицинского препарата, либо медицинских средств диагностики, по причине недостаточности финансирования не содержится.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд считает необходимым решение суда обратить к немедленному исполнению, в виду необходимости обеспечения материального истца жизненно необходимым лекарственным препаратом.
На основании пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ст. 333.20 НК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ Министерство здравоохранения <адрес> освобождено от уплаты госпошлины.
Учитывая требования п. 3 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика ГУЗ "Кыринская ЦРБ" подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес>, удовлетворить.
Обязать государственное учреждение здравоохранения «Кыринская центральная районная больница», Министерство здравоохранения <адрес> организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными средствами для лечения диабета и тест-полосками, для исследования уровня глюкозы крови в необходимом объеме и в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения "Кыринская центральная районная больница" в доход бюджета муниципального района «<адрес>» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение суда в части обязании государственного учреждения здравоохранения «Кыринская центральная районная больница», Министерства здравоохранения <адрес> организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение ФИО2, лекарственными средствами для лечения диабета и тест-полосками, для исследования уровня глюкозы крови в необходимом объеме и в соответствии с медицинскими показаниями, обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: С.В. Панова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.