Мотивированное решение изготовлено 22 мая 2023 года
УИД: 66RS0017-01-2023-000048-38
2-127/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 16 мая 2023 года
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Касаткиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Тукановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочергиной Н. А. к Кочергину В. М., Кочергину Д. В., Кочергину В. В.ичу, Берсеневой Т. В., Акулову Ю. М., Акуловой С. В., Омелькову Ю. А., Омельковой М. В. о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, о признании права собственности на недвижимое имущество,
установил:
Первоначально К. Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к К. В.М., К. Д.В., К. В.В., Берсеневой Т.В. о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, о признании права собственности на недвижимое имущество.
В обоснование исковых требований указала, что 04.07.1998 года умерла Константинова З.И., после смерти, которой открылось наследство в виде 1/6 доли в праве общей долевой собственности земельного участка, площадью 1141 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и 1/12 доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное наследство было принято и, оформлено ее дочерью Платыгиной А.В. 21.05.2018 году умерла Платыгина А.В., после ее смерти открылось наследство в виде 1/6 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок и 1/12 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенные по адресу: <адрес>. Наследником Платыгиной А.В. по закону является истец по делу, которая приняла наследство фактически, поскольку была зарегистрирована с наследодателем по одному адресу. Из договора приватизации следует, что К. Н.А., К. В.М., К. В.В., К. Д.В., К. Т.В., Константинова З.И. приобрели в порядке приватизации в равных долях квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Фактически указанное жилое помещение представляет собой квартиру, площадью 70,8 кв.м., и находится в жилом доме, состоящем из трех квартир, которые являются самостоятельными объектами и не зависят друг от друга. Кроме того, договор приватизации оформлен некорректно, и не соответствует действительности. На основании изложенного просит выделить в натуре квартиру площадью 70, 8 кв. метров, находящуюся по адресу: <адрес> «А», <адрес>, прекратив право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> «А» площадью 293, 4 кв. метра. Анулировать запись в ЕГРН в отношении вышеуказанного жилого дома. Признать за ней право собственности на 2/6 доли в праве общей долевой собственности квартиры площадью 70, 8 кв. метров, находящейся по адресу: <адрес> «А» <адрес>, на 1/6 долю в порядке приватизации, на 1/6 долю в порядке наследования. Признать за ней право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности земельного участка площадью 1141 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> «А» <адрес>, в порядке наследования. Признать договор передачи жилого помещения в собственность граждан (приватизации) № 3108 от 25.12.1997 действительным в части передачи квартиры.
Определением суда от 18.04.2023 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены А. Ю.М., А. С.В., О. Ю.А., О. М.В.
Истец К. Н.А., в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Ответчик Берсенева Т.В., О. М.В., А. С.В. в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований.
Ответчики К. В.М., К. В.В., К. Д.В., О. Ю.А., А. Ю.М., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили.
С учетом изложенного, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть настоящее гражданское дело при данной явке.
Заслушав истца и явившихся ответчиков, изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 2 ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Судом установлено, что 21.05.2018 года умерла Платыгина А.В., что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Отделом ЗАГС Артинского района, Свердловской области.
После смерти Платыгиной А.В. осталось наследство по закону в виде 1/6 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>., и 1/12 доли в праве общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности Платыгиной А.В. на указанное имущество подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2000 года, свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2016, выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
При этом, судом установлено, что указанное наследственное имущество принадлежало Платыгиной А.В. на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданное после смерти Константиновой З.И.
Согласно распоряжения Артинской поселковой администрации от 27.01.2016 № 10, жилому дому, расположенному по адресу: <адрес>, был присвоен адрес: <адрес> А.
Кроме того, согласно распоряжения Артинской поселковой администрации земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> -3, был присвоен адрес: <адрес>А-3.
Наследником на имущество Платыгиной А.В. является К. Н.А., поскольку приходится умершей дочерью, что подтверждается свидетельством о рождении и заключении брака.
К. Н.А. фактически прияла наследство после смерти своей матери, поскольку была зарегистрирована с ней по одному адресу, что подтверждается справкой Артинской поселковой администрацией.
Ответчики К. В.В., К. Д.В., Берсенева Т.В. на наследственное имущество не претендуют.
Других наследников не имеется, супруг Платыгиной А.В.- Платыгин А.И умер 28.01.1997 года, что подтверждается справкой о смерти, выданной Отделом ЗАГС <адрес> в <адрес>, Управления ЗАГС <адрес>.
Судом также установлено, что 25.12.1997 года между Товарищества с ограниченной ответственностью «Артинский химсервис» и К. Н.А., К. В.М., К. В.В., К. Д.В., К. Т.В. Константиновой З.И. был заключен договор приватизации, по которому указанные лица приобрели в равных долях ? долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, то есть по 1/6 доле каждый.
Из ответа СОГУП «Областной центр недвижимости» филиал «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от 07.04.2023 года следует, что К. Н.А., К. В.М., К. В.В., К. Д.В., К. Т.В. и Константинова З.И. являются собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Поскольку судом установлено фактическое принятие К. Н.А. наследства, оставшегося после смерти Платыгиной А.В., а также то, что факт принадлежности наследодателю спорного имущества нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований К. Н.А. о признании за ней права собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>А <адрес>. Учитывая, что К. Н.А. на праве собственности принадлежит 1/6 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, а также судом за ней признано право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности в порядке наследования, после смерти Платыгиной А.В., следовательно, суд приходит к выводу о признании за К. Н.А. право собственности на 2/6 доли в праве общей долевой собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А-3.
Разрешая требования истца о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом и выделении квартиры в натуре, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (п. 2 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества (п. 2 ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При не достижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества (п. 3 ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, 25.12.1997 года между Товарищества с ограниченной ответственностью «Артинский химсервис» и К. Н.А., К. В.М., К. В.В., К. Д.В., К. Т.В. Константиновой З.И. был заключен договор приватизации, по которому указанные лица приобрели в равных долях ? долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, то есть по 1/6 доле каждый.
Из ответа СОГУП «Областной центр недвижимости» филиал «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от 07.04.2023 года следует, что К. Н.А., К. В.М., К. В.В., К. Д.В., К. Т.В. и Константинова З.И. являются собственником ? доли жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Из ответа СОГУП «Областной центр недвижимости» филиал «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» от 07.04.2023 года также следует, что 1/6 доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит А. Ю.М., А. С.В..
Кроме того, жилое помещение- <адрес>, в <адрес>, расположенная по <адрес>, в <адрес>, принадлежит О. Ю.А. и О. М.В.
Таким образом, судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, состоит из трех отдельных жилых помещений.
Из технического паспорта на индивидуальный жилой дом, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что жилой дом состоит из трех самостоятельных жилых квартир, №, №, №, которые имеют общую стену и крышу, отдельные входы, а также хозяйственнее и бытовые постройки и сооружения. Данные обстоятельства также подтверждаются заключением кадастрового инженера от 21.03.2023 года.
Из межевого плана также следует, что под квартирой № в <адрес>А расположенной по <адрес>, в <адрес> имеется самостоятельный земельный участок.
Собственники каждой из квартир пользуются только принадлежащим им жилым помещением и земельными участками, на которых расположены квартиры.
Поскольку между сторонами сложился определенный порядок пользования спорным жилым домом, который не нарушает прав и законных интересов третьих лиц, не противоречит закону, соответствует идеальным долям сособственников жилого дома, суд приходит к выводу о возможности выдела в натуре доли жилого дома, прекращении права общей долевой собственности на недвижимое имущество в виде жилого дома.
Разрешая требования истца о признании договора приватизации действительным в части передачи в собственность граждан квартиры, суд приходит к следующему.
Из договора приватизации № от 25.12.1997 года, следует, что ТОО «Артинский Агрохимсервис» именуемый в дальнейшем «продавец» и граждане К. Н.А., К. В.М., К. В.В., К. Д.В., К. Т.В. Константинова З.И. в равных долях, именуемый в дальнейшем «покупатель» заключили настоящий договор о нижеследующем, «продавец» продал, а «покупатель» приобрел квартиру ? долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной.
Основания и последствия недействительности сделок определены Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации № 1541-1 от 04.07.1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их нормативном единстве с положениями п. 1 ст. 1, п.1 ст. 11, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенного материального права или реальная защита законного интереса истца. При этом выбор способа защиты гражданских прав, осуществляется заинтересованным лицом не произвольно, а предопределен характером спорного правоотношения и регулирующих его норм права; избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости следует, что на кадастровом учете состоит жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Таким образом, неверное указание в договоре приватизации предмета сделки – жилого помещения, не нарушает прав истца, поскольку как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости на кадастровом учете состоит жилое помещение - квартира, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований истца в указанной части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Кочергиной Н. А. – удовлетворить частично.
Признать за Кочергиной Н. А. право собственности на 2/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, площадью 70,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>А <адрес>.
Признать за Кочергиной Н. А. право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1141 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>А <адрес>.
Выделить в натуре квартиру площадью 70,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>А <адрес>, прекратить право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>А <адрес>.
Указанное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданскую коллегию Свердловского областного суда через Артинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Касаткина О.А.